Вы хотите поговорить об этом: с какими проблемами разные поколения идут к психологу

Кадр из сериала Кадр из сериала "Безумцы" AMC
Что волнует сотрудников российских компаний? Чаще ли они обращаются к корпоративным психологам, чтобы разобраться с проблемами в семье или на рабочем месте? Forbes Life публикует результаты исследования о том, как различаются запросы у разных поколений

Исследователи сервиса «Понимаю» проанализировали 9280 обращений сотрудников за бесплатной психологической консультацией. Среди них были сотрудники Сбербанка, Heineken, «Туполев», JTI в возрасте от 18 до 54 лет.

Поколение Z в возрасте 18-24 лет сильнее всего волнуют индивидуально-личностные проблемы — с запросами из этой области обращалась почти половина (46% человек). У 9% были проблемы с самооценкой, 7% — тревожные состояния, 5% страдали депрессией, а 2% — от эмоциональной неустойчивости. Чем старше становились респонденты, тем меньше их волновал описанный выше круг проблем: если в возрасте 25-34 лет на него приходится 40% всех обращений, от 35 до 44 лет — 30%, то от 45 до 54 лет — только 29%. Следующий по популярности запрос касался межличностных отношений: этим вопросам поколение Z посвятило 41% всех консультаций — в том числе и партнерским отношениям между мужчинами и женщинами (24%), трудностям в браке (10%), родительским (6%), сложностям в общении (2%) и партнерским отношениям в ЛГБТ-парах.

Уже для следующего поколения — миллениалов — межличностные отношения становятся самым популярным запросом. В возрасте 25-34 лет на него приходится 48% всех обращений, от 35 до 44 лет — 50%, от 45 до 54 лет — 57%. Здесь наблюдается следующая динамика: на смену проблемам во взаимоотношениях с партнером приходят проблемы с детьми.

В возрасте от 35 до 44 лет больше всего обращений (20%) связано с трудностями на работе. Это и стресс (5%), и проблемы с руководством (3%). По 2% запросов приходится на взаимоотношения с коллегами, профессиональную самореализацию и баланс между работой и личной жизнью. С 45 лет обеспокоенность балансом в жизни сменяет страх потерять рабочее место.

Ирина Баранова, карьерный консультант и управляющий партнер в компании Blab, подтверждает эти данные. «Исходя из работы с клиентами-заказчиками и кандидатами, сложности с работой и индивидуальные личностные вопросы больше всего волнуют людей возраста 18-24 и поколение 42-54. Я бы объединила вопросы, связанные с работой и индивидуальные личностные вопросы (самооценка, депрессивное состояние, эмоциональная неустойчивость, страхи). Все эти темы связаны с запросом про ресурсное состояние. Именно оно непосредственно влияет на видение своей карьерной стратегии и профессиональную деятельность, скорость изменений.

Если бы такая статистика собиралась 30 лет назад, картина была бы другая. Изменения на рынке, турбулентность в экономике и ускорение темпа жизни подталкивает успешных людей идти к корпоративным психологам, коучам, астрологам, соционикам, расстановщикам и другим специалистам. Рынок и объем бизнеса их сервиса растет каждый год. Кризис среднего возраста (или его вариации) начинается у всех, кто работает сутками, — к 35 годам у женщин и к 40 у мужчин. Мои наблюдения хедхантера полностью подтверждают топ-темы (стресс, выгорание, самореализация, отношения в коллективе). Отдельно бы выделила одновременный страх и желание начать свое дело, выраженный FоМО (fear of missing out, страх упустить важные события. — Forbes Life) из-за того, что жизнь проходит мимо».

Новости партнеров