Арт-мошенники. Самые гениальные аферы в мире искусства

Уолтер и Маргарет Кин Уолтер и Маргарет Кин Фото Getty Images
Forbes Life предлагает своим читателям ознакомиться с фрагментом книги «Мошенники в мире искусства», которая выходит в издательстве «Альпина паблишер» в январе 2020 года. Некоторые истории подделок произведений искусства настолько невероятны, что могут даже показаться выдуманными, однако все они реальны.

Рынки произведений искусства привлекают самых разных персонажей. Бывают компании шутников, которые дурачат авторитетных искусствоведов, чтобы просто развлечься. Встречаются жулики, которые вообще не имеют отношения к искусству, но хотят выступать в роли великих мастеров. А есть художники, которые сознательно строят карьеру на изготовлении поддельных произведений или фальшивых сертификатов подлинности.

Обложка книги

В поисках «пропавшего Модильяни»

Забавным примером честного жульничества является история со скульптурой, якобы созданной Амедео Модильяни. По слухам, художник в приступе гнева выбросил неудачную, по его мнению, работу в канал своего родного города Ливорно. В 1984 году, в процессе подготовки к празднованию столетия со дня рождения художника горожане настолько уверовали в эту легенду, что начали поиски с помощью экскаваторов, используемых для ремонта и чистки каналов.

Искренний энтузиазм жителей Ливорно стал поводом для мистификаций. Три юных студента решили подшутить над охваченной энтузиазмом публикой и искусствоведами. Они изготовили напоминающий работы Модильяни рельеф с помощью электродрели Black&Decker и бросили его в канал. То же самое сделал ливорнский скульптор Анджело Фролья. Он отправил в канал две свои работы, которые, правда, были гораздо менее талантливы по сравнению с фальшивкой студентов.

Экскаватор поднял все три скульптуры на поверхность, и Италия возликовала — найдены пропавшие шедевры Мо- дильяни! Вскоре работы Анджело Фрольи были признаны подделками, а вот по поводу оставшейся скульптуры нача- лась долгая дискуссия. В результате студенты сами сознались в подделке, но и после этого не все соглашались верить им, потому что хотели думать, что найдена подлинная работа мастера. Дело стало сенсацией. Молодые люди выступили на телевидении и продемонстрировали, как они изготовили фальшивку. Директор Художественного музея Ливорно, однако, по-прежнему упорно придерживался своей точки зрения и утверждал, что автор найденной скульптуры именно Модильяни.

В настоящее время копии скульптур Модильяни можно приобрести в сувенирных магазинах художественных музеев. В зависимости от размера они стоят от €400до €1000.

Большие глаза и большие деньги

Теперь творчество большой поклонницы Модильяни, американской художницы Маргарет Кин (род. 1927 известно во всем мире под ее собственным именем. Но в свое время всю славу и деньги от продажи работ получал ее муж Уолтер.

Арт-критики не особенно ценят работы Кин, но каждый, кто их когда-либо видел, скорее всего, их помнит.

Известность Маргарет Кин принесли портреты в стиле наивного искусства. У персонажей ее картин преувеличенно большие, гипнотизирующие зрителя глаза. Постеры и открытки с рисунками и живописью Кин, изображающими таких людей, печатаются в мире огромными тиражами.

Произведения Маргарет Кин постоянно всплывают в памяти, подобно любимому шлягеру, который стоит только вспомнить, и он будет многократно повторяться в мозгу. Для меня они как «Болеро» Равеля или «Can’t get you out of my head» Кайли Миноуг. В середине 1960-х годов король поп- арта Энди Уорхол восторженно отозвался о творчестве художницы в интервью журналу Life: «То, что делает Кин, великолепно. Если бы это было плохо, это бы не нравилось такому большому количеству людей». Однако тогда Уорхол еще не знал о том, кто в действительности автор этих магических произведений.

Маргарет Кин на протяжении 12 лет была замужем за Уолтером Кином. Тот продавал картины жены и права на их опубликование как свои собственные. Подпись на произведениях содержала тогда лишь фамилию Кин. За время брака Уолтер заработал на искусстве супруги несколько миллионов долларов. Затем художница покинула мужа и уехала на Гавайи, а вскоре развелась с ним.

На судебном процессе по делу о правах на продажу и опубликование произведений судья потребовал от Уолтера доказать свою способность писать картины так, как написаны те работы, на авторство которых он претендует. С задачей он не справился. Маргарет Кин выиграла судебную тяжбу, в результате которой суд обязал ее бывшего мужа выплатить ей компенсацию в размере свыше четырех миллионов долларов.

В 2014 году режиссер Тим Бёртон поставил фильм «Большие глаза» о жизни Маргарет Кин и ее мужа Уолтера.Главные роли в нем сыграли Эми Адамс и Кристофер Вальц. Жизни Кин также посвящена биографическая книга.

Тапани Луовула, арт-дилер и художник, который не умел рисовать

Tапани Альбек или Тапани Луовула (1949–2017) — интересный представитель такой когорты деятелей мира искусства, которые умудряются одновременно достичь признания в качестве художника и успешно продавать произведения под своей подписью. Он настолько преуспел в создании себе имени, что фотографии с изображением его «подлинной» подписи по-прежнему можно найти в поисковых системах в интернете. При этом он вообще не умел рисовать. Как же ему это удалось?

Луовула приобщился к искусству еще школьником, продавая произведения других авторов. Обладая недюжинным талантом торговца, он даже начал постепенно повышать цены. В результате Луовула решил сам «стать художником». Он фотографировал пейзажи в финских лесах, а также старые картины русских мастеров, после чего отправлял снимки в Таиланд, где на их основе писались картины. Полученные работы он подписывал либо своим именем, либо именами русских художников. Он также заказывал копии произведений некоторых известных финских живописцев. Один влиятельный представитель арт-кругов Финляндии рассказывал о посещении поместья, которое Луовула арендовал для работы. Гость удивленно спросил, почему в помещении не пахнет скипидаром и красками, как в мастерской любого другого художника, на что «художник» ответил: «Я всегда пишу на улице».

Обходительному Луовуле удалось уговорить даже одного опытного арт-эксперта выписывать сертификаты подлинности на подделанные не им работы. На сделках с произведениями искусства Луовула успел сколотить небольшое состояние до того, как его уличили в мошенничестве и фальсификаторской деятельности. Он был приговорен к тюремному заключению на срок около года.

После освобождения Луовула переехал в Испанию, где занимался торговлей предметами искусства и антиквариата, а затем вновь вернулся в Финляндию. На родине ранее учтивый и законопослушный арт-дилер многократно сталкивался с органами правопорядка. Он получал наказания за избиение и угрозы, а также платил штрафы за нарушение общественного порядка.

Сейчас подделки, которые Тапани Луовула заказывал в Таиланде, вывешены на стенах коридора в управлении Центральной криминальной полиции в Хельсинки. По словам полицейского, занимавшегося расследованием мошеннической деятельности Луовулы, последний свято верил в свои лживые утверждения.

Мошенники на лондонском арт-рынке 1990-х годов

В конце 1990-х годов аукционные дома Лондона оказались в центре скандала, который потряс весь мировой арт-бизнес. Лондонский рынок давно стал основной площадкой покупки и продажи большей части произведений европейского искусства, поэтому случившееся быстро отразилось на международных рынках. Темная сторона жизни арт-дилера по имени Джон Дрю (род. 1948) начала открываться после того, как его бывшая сожительница рассказала о своих подозрениях полиции. Расследуя прошлое Дрю, полицейские еще не знали, к чему это приведет.

В сентябре 1995 года во время обыска квартиры Дрю полиция нашла сотни документов, украденных из музеев. Он не только воровал документы, но и подбрасывал в музейные архивы поддельные сертификаты подлинности, квитанции о покупке в течение многих лет до раскрытия преступления. Дрю систематически подменял, подделывал и изымал архивные материалы с тем, чтобы обеспечить себе возможность спокойно продавать фальшивые ценные произведения под видом подлинников. После ареста он признался, что заказывал подделки у Джона Майатта (род. 1945).

На допросах в полиции Майатт сознался в фальсификации как минимум 200 живописных полотен Джакометти, Шагала, Брака и Дюбюффе, а также рисунков Ле Корбюзье и Бена Николсона. Он заявил, что не знал их стоимости, однако предположил, что заработал на них около $200 000. В местечке, где Майатт жил и работал, о нем отзывались как о тихом добропорядочном художнике, картинами которого никто особо не интересовался. Любопытно, что в 1977 году он сочинил песню «Silly Games», вошедшую в хит-парад 40 лучших песен Великобритании.

Майатт рассказал, что при его первой встрече с Дрю новый знакомый представился ученым в области ядерной физики и выразил желание приобрести его картины. Дрю сочинял истории о себе всю жизнь. Свою настоящую фамилию Кокетт он поменял на Дрю еще в 17-летнем возрасте. Он представлялся, в частности, профессором, преподающим ядерную физику в различных университетах. С помощью поддельных документов он даже умудрился поступить на службу в британское Управление по атомной энергетике, но был уволен оттуда, как только подлог был обнаружен. Позже Дрю утверждал, что торговал оружием и работал секретным агентом в разведке Великобритании.

Майатт и Дрю сотрудничали более десятка лет. Майатт писал поддельные произведения, а Дрю продавал их, предъявляя фальшивые же документы. После раскрытия этой аферы представители британского арт-сообщества долго испытывали сомнения по поводу достоверности архивной информации. Дрю тогда получил за свое преступление шесть лет тюремного заключения, но был условно-досрочно освобожден после двух лет отбывания наказания.

Джона Майатта приговорили к одному году лишения свободы за фальсификаторскую деятельность, но также освободили условно-досрочно за образцовое поведение уже через четыре месяца. После освобождения Майатт создает и продает легальные копии, за которые платят большие деньги. Он также принимает участие в телешоу на британском телеканале Sky, в эфире которого пишет портреты известных людей Великобритании в стиле старых мастеров. Согласно некоторым источникам, он стал религиозным и регулярно играет на органе в церкви своего прихода.

А вот Джон Дрю не смог расстаться со своим «славным» прошлым. В 2012 году он снова оказался перед судом и получил восемь лет тюрьмы за то, что обманом лишил учительницу-пенсионерку всех ее сбережений в размере 700 000 фунтов.

Вольфганг Бельтракки

Немецкий фальсификатор Вольфганг Бельтракки (род. 1951) начал подделывать картины еще будучи школьником и создал около 50 полотен разных художников. Он фальсифицировал среди прочих произведения Макса Эрнста и Фернана Леже. В распоряжении полиции оказалось 58 работ, из которых, согласно данным экспертизы, 14 являются бесспорными подделками кисти Бельтракки.

Отец Вольфганга работал реставратором. Его настоящая фамилия Фишер, но, вступив в брак с Хеленой Бельтракки, Вольфганг взял звучную фамилию жены. Супруги превратили фальсификаторскую деятельность в образ жизни. Они вместе придумали гениальную схему мошенничества, начав с сочинения очень правдоподобных провенансов для подделок работы Вольфганга. Бельтракки утверждали, что получили произведения из коллекции, которой дали имя деда Хелены. Дед, известный кельнский бизнесмен, якобы купил коллекцию в 1933 году у коллекционера- еврея, спасавшегося бегством от нацистов. Помощь в сочинении провенансов оказывала и сестра Хелены.

Вольфганг Бельтракки фотографировал жену на фоне «семейных» картин на черно-белую пленку, поэтому казав- шиеся старыми снимки создавали впечатление, что произведения уже в течение долгого времени принадлежат уважаемому роду.

Супружеская чета сочиняла для картин волнующие провенансы и продавала работы через респектабельных дилеров, убедить которых в подлинности подделок удавалось еще и благодаря высокому качеству произведений. Бельтракки реализовывали фальшивки в течение долгих лет и были разоблачены только в 2010 году.

Вольфганга Бельтракки приговорили к шести годам заключения за подделку произведений, суммарная стоимость которых составила около €30 000 000. Его жена получила четыре года заключения за пособничество в преступлениях. Обоим была предоставлена возможность отбыть часть наказания в открытой тюрьме, а уже по истечении половины срока оба получили полную свободу. После освобождения Вольфганг пробует создать себе собственное имя в качестве художника. О жизни супругов в 2014 году вышел документальный фильм «Бельтракки: Искусство подделки».

Новости партнеров