Картонные гробы и кладбище с лифтом: как нас будут хоронить в ближайшем будущем

Валерия Чубара Forbes Contributor
Фото Getty Images
За последние годы технологии и всевозможные социальные тренды кардинально изменили нашу жизнь. Теперь пришло время измениться и смерти. Тем, кто хочет уйти в последний путь этично, технологично и экологично, готовы помочь многочисленные техностартапы

Жители стран с развитой экономикой давно озаботились расчетом собственного углеродного следа. Стандартный похоронный набор включает либо бальзамирование и гроб, сделанный из дерева или металла, либо кремацию и место в колумбарии. И то и до другое — не самый дружелюбный по отношению к окружающей среде выбор. Согласно Green Burial Council, вместе со своими покойными американцы ежегодно закапывают в землю 6 млн погонных метров бруса, 15 млн литров бальзамической жидкости, 1, 6 млн тонн бетона, 17 000 тонн меди и бронзы и 64 тонны стали. Кремация, несмотря на обязательные фильтры в трубах крематориев, ежегодно поставляет в атмосферу 250 000 тонн углекислого газа.

Благодаря растущему сегменту «зеленых похорон» американцы могут усовершенствовать воссоединение с природой при помощи прогрессивных биотехнологий, а не только тех, которые естественным образом составляет процесс разложения. В прошлом роду звезда 90-х Люк Перри (Дилана МакКей в сериале «Беверли Хиллс 90210») был похоронен в черно-белом саване, произведенном компанией Coeio. Его основу составляли грибки и прочие микроорганизмы, которые должны ускорить разложение и сделать его еще более экологичным за счет нейтрализации выделяющихся в процессе токсичных веществ.

Компания Recompose занимается, как следует из названия, фасилитацией превращения тел покойных в компост. Родственники могут забрать 0,7 куб. м почвы и посадить яблоню на заднем дворе, а могут оставить их Recompose: компания планирует ревитализировать 640 акров земли на юге штата Вашингтон, чтобы в будущем превратить их в экопоселение.

Население в развитых странах стареет, и смерть — перспективный рынок для молодых технопредпринимателей. 32-летний выпускник французской бизнес-школы основал b2b компанию Simplifia, которая предоставляет программное обеспечение для похоронных бюро. Оно помогает им упростить документооборот, а также напрямую работает с семьями погибших для решения административных задач, таких как закрытие пенсионных счетов.

Еще одна французская компания AdVitam тоже упрощает процесс похорон, но уже для клиентов похоронных агентств. Они выступают в качестве онлайн-операторов большинства процессов и отменяют необходимость личного визита в контору, предоставляя возможность сосредоточиться на скорби, а также сэкономить: средняя семья тратит на похороны родственника €2,5–4,5 тыс., и использование сервиса AdVitam позволяет несколько сократить расходы.

Похожие услуги предоставляет британский Willow: они работают с независимыми похоронными агентствами, предоставляющими услуги дешевле конкурентов. Они не позиционируют себя как провайдеров «зеленых похорон», но в их каталоге гробов есть относительно экологичные бамбуковые, плетенные из ивовых прутьев и даже картонные.

Инновации в российской похоронной индустрии пока что сосредоточены на том, чтобы предоставить своим клиентам последний шанс на демонстративное потребление. Изготовители похоронных капсул Voyager, отправляя клиентов в вечность, делают упор на эксклюзивность и престиж и для продвижения используют проверенную формулу «ведь ты этого достоин». Впрочем, можно выбрать и биоразлагаемый вариант, но он, в отличие от продукции, представленной у британского Willow, не поможет сэкономить.

Те же Voyager, видимо, продолжая ряд аллюзий к легендарному космическому аппарату, предлагают спрессовать прах в виниловую пластинку (отправившаяся на «Вояджере» пластинка была из золота). А вот техасский Celestis действительно предлагает запустить капсулу с кремированными останками в космос. Однако прах канадского актера Джеймса Дуэна, сыгравшего Монтгомери Скотта в оригинальном «Стар-Треке», им удалось отправить к звездам только с третьей попытки — две грузовые ракеты подряд взрывались.

Есть инициативы, которые реформируют не процедуру захоронения, а сами кладбища. В таких странах, как Япония и Израиль, кризис, порожденный дефицитом пригодных для захоронений территорий, привел к появлению технологичных решений. В городе Нагоя есть футуристичный оссуарий, расположенный на третьем этаже буддийского храма. Стены покрывают абсолютно одинаковые лайтбоксы из прозрачного пластика с изображением будды. Когда родственники приходят почтить память усопшего, они вводят данные покойного, и панель нужной капсулы подсвечивается контрастным цветом, чтобы ее можно было обнаружить среди сотен таких же.

Иерусалимские катакомбы находятся прямо под самым большим еврейским кладбищем в районе Гиват-Шауль. Само кладбище уже не принимает новых покойных, поэтому новый некрополь вырыли прямо под ним. Компания Rolzur, реализовавшая проект, занимается строительством автомобильных и железнодорожных тоннелей. В гробнице на 23 000 тел есть лифт, а перемещаться вдоль уровней предлагается на гольфкаре. Чтобы подземелье не выглядело слишком мрачным, там установлено мягкое светодиодной освещение и гигантские витражи немецкого художника Ивелле Габриель.

Новости партнеров