К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Без молока, одежды и цемента. Экологические тренды 2020 года, которые коснутся каждого

Фото Markus Schreiber/AP/TASS
Фото Markus Schreiber/AP/TASS
Можно как угодно относиться к Грете Тунберг, но она своего добилась: экология — главная повестка 2020. Forbes Life собрал основные потребительские, индустриальные и идеологические тренды, которые меняют мир прямо сейчас

Прошлый год стал поворотным для глобального экологического движения. Больше 4 млн человек вышло на забастовку Fridays for Future и около 4,5 млн фотографий с хештегом #zerowaste («ноль отходов») появились в инстаграме. В июле Европу догнала рекордно высокая температура, всю вторую половину года сначала  горели леса в Сибири, потом в Амазонии и затем в Австралии. В России стали внедрять раздельный сбор отходов. Газета The Guardian заявила, что теперь будет использовать термин «кризис климата» вместо «изменение климата».

Постепенно даже те, кто не интересовался проблемами окружающей среды, оказались в эпицентре важной повестки – экология и экологическая устойчивость стали самыми актуальными темами в 2020 году. Руководительница инициативы Climate Uturn Диана Бадеян рассказывает, как в контексте осознанного природопользования будет меняться наша жизнь в самое ближайшее время.

Еда не будет прежней

 

Люди выбрасывают почти половину продуктов питания в мире. При этом пищевая промышленность расходует значительные ресурсы планеты: животноводство – причина выброса 20% парниковых газов, а на килограмм говядины нужно 15 000 литров воды. Половину свободной ото льда земли занимают места выгона скота и пахотные территории, которые загрязняют почвы пестицидами и химическими удобрениями. Бум на моментальную доставку еды увеличивает спрос на одноразовый пластик, который попадает в воду и убивает живые организмы. Очевидно, что бесконечно это продолжаться не может.

В ответ на эти вызовы в моду входит диета, основанная преимущественно на растительной пище (plant-based diet), и этот рынок эксперты уже сегодня оценивают в $12 млрд. Несмотря на то что количество веганов продолжает расти, популярными становятся и менее агрессивные ограничения. Так, Пол Маккартни запустил проект Meatless Monday — движение за отказ от мяса в определенный день. Немало людей выбирают флекситарианство — преимущественно растительную диету, изредка разрешающую мясо.

 

На этом фоне продажи коровьего молока в США упали на $1 млрд в прошлом году, в то время как рынок растительного молока оценили в $21 млрд — и он продолжит расти по экспоненте. Потребители начинают плавно переходить на искусственное мясо. Уже сейчас 30% американцев и около 39% европейцев предпочитают продуктам животного происхождения экоальтернативу. В 2017 году объем рынка заменителей мяса оценили в $4,1 млрд., а уже к 2026 году цифра увеличится вдвое. Успех компаний Beyond Meat и Impossible Foods, производящих растительное мясо нового поколения, запустил конкуретную гонку, в которую уже включились Nestle, Tyson Foods, Kellog и Kroger.

Полный отказ от ископаемого топлива, за который выступают все экоактивисты мира, отразится на одноразовой упаковке еды. Развитие получит биоэкономика и исследования по альтернативам пластикам. Мы увидим все больше материалов из возобновляемых ресурсов и альтернативных решений с многоразовой тарой.

Устойчивость станет новым черным  

 

Каждый год модная индустрия производит 80 млрд предметов одежды — это в четыре раза больше, чем в начале нулевых. Только в США почти 12 млрд вещей заканчивают свой год на свалке.Пока индустрия моды остается одной из наименее устойчивых — ей вменяют социальное неравенство условий труда, негуманное отношение к животным, загрязнение воды во время выращивания хлопка и выбросы СО2 во время производства синтетических тканей. 10% углекислого газа, которые влияют на изменение климата, генерирует индустрия моды (для сравнения — авиаперевозки выбрасывают только 3%).

Но глобальный тренд на прозрачность данных и «медленная мода» заставляют производителей раскрывать информацию о том, как они изготавливают ткани. Чтобы избавиться от ископаемого топлива, производителям придется придумывать безопасные ткани из переработанных материалов. Наиболее активную позицию заняли бренды Nike, Reebok, Adidas, Timberland, которые уже производят обувь с меньшим экологическим следом и работают над их улучшением. Буквально на днях Nike выпустил новую экологичную капсулу.

Производители будут вынуждены вкладываться в разработки водосберегающих систем производства. Сильнее всего загрязняет воду выращивание растений, их обработка и покраска, а 16% всех пестицидов в мире идут на производство хлопка. Появится больше инновационных тканей (таких как лиоцелл/тенсел), для изготовления которых используют целлюлозу из возобновляющихся лесов. Такие материалы разлагаются, требуют меньше воды и химикатов.

Быстро изменить ситуацию будет непросто: если верить нашумевшему документальному фильму The True Cost («Реальная цена»), каждый шестой человек в мире так или иначе занят в индустрии моды. Но технологии будут развиваться на благо планеты: виртуальные примерочные помогут сократить лишние покупки и выхлопы от транспорта, а 3D-визуализация позволит создавать дизайн без расходов на лишнее производство.

Производство зациклится (в хорошем смысле) 

 

90% сырья становятся отходами еще до того, как вещь покинула фабрику, а 80% произведенных продуктов попадают на свалки в первые же полгода своего существования. Вскоре мы увидим больше решений замкнутого цикла без потери ресурсов в разных индустриях — не только на уровне упаковки, но и всей цепи производства. Производители будут закладывать повторное использование ресурса в дизайн продукта, для того чтобы поддерживать уже купленный товар, а не производить новый.

Например, бренд Patagonia с известной рекламной кампанией Don’t buy this jacket («Не покупай эту куртку») показывает покупателю полный экологический след одежды и зарабатывает на ремонте изделий, а более нишевые бренды Pure waste и Tonle используют для своей одежды ткани, оставшиеся от больших производств. В то же время Timberland сотрудничает с производителем шин, который отдает свою изношенную продукцию на переработку, а полученная резиновая крошка становится подошвой для ботинок. Датский стартап VIGGA продает подписку на детскую одежду: за небольшую ежемесячную плату родители получают набор из 20 вещей очень высокого качества, а когда они становятся малы, комплект возвращается и после химчистки передается другой семье. Сервисы аренды одежды будут идти за покупателем и становиться более привычными, как, например, Rent the Runway, который подписал партнерское соглашение с сетью отелей W.

Будет много экохайпа из ничего

Тренд на экологичность продолжит расти: 73% миллениалов уже готовы платить больше за более устойчивые продукты, а чем выше будет на них спрос, тем активнее под него начнут подстраиваться производители. Но для того чтобы кардинально изменить производство в соответствии с экологическими стандартами, нужно время. Поэтому мы увидим много псевдорешений: от ничего не значащих упоминаний слов «эко», «зеленый», «натуральный» на упаковке до внедрения одного экологичного продукта в совсем «неустойчивую» линейку.

 

Coca-Cola — один из трех самых больших загрязнителей мира пластиком вместе с Nestle и PepsiCo — утверждает, что к 2030 году будет перерабатывать весь пластик. Правда, компания не уточняет, что речь идет не о ее продукции, а о любом пластике в объемах, эквивалентных произведенному ими, — то есть снижать объемы собственного производства они не планируют. В дополнение к этому компания отказывается делать бутылки из переработанного или альтернативного сырья. Nestle в своей рекламе утверждает, что использует ответственно собранный какао, в то время как экоактивисты настаивают, что выращивание какао в Западной Африке опустошает леса и загрязняет воды химикатами. Volkswagen заплатил $4,3 млрд во время дизельного скандала: машины были запрограммировали так, чтобы во время тестов EPA (Агентство по охране окружающей среды США) показывать меньший объем выхлопов, но как только автомобили выезжали на дорогу, этот показатель увеличивался в 40 раз.

В 2019 году медиа стали писать на тему экологии намного чаще. The Guardian выпустила экологический манифест. Тема догнала и блогеров, но чаще всего их разговор пока сводится к мусору и пластику, будто отказ от пакета — уже достаточная мера для экоиндульгенции. На самом деле, нам нужно комплексное просвещение и понимание полной картины мира. С другой стороны, все больше активистов и экологов будут смотреть на проблему глубже и давить на финансовые организации и правительства, которые поддерживают добычу ископаемого топлива.

Города позеленеют  во всех смыслах

На производство электроэнергии из ископаемого топлива приходится до 25% парниковых газов. В 2015 году 195 стран одобрили Парижское соглашение, призванное не позволять средней температуре на планете расти выше 2˚С по отношению к показателям доиндустриальной эпохи. В первую очередь страны должны предотвращать выброс парниковых газов, в частности углекислого газа, основной источник которого — производство угля, нефти, газа.

 

Сегодня возобновляемая энергия начинает вытеснять ископаемое топливо. «Чистая» энергия поступает из неисчерпаемых природных запасов — таких как солнце и ветер. Ее стоимость уменьшается с каждым годом, и уже 11% энергии в США можно назвать устойчивыми. Используется множество технологий, от солнечных батарей на крышах домов до ветряных электростанций на воде. Технологические компании переходят на возобновляемые источники энергии, Facebook планирует сократить выбросы СО2 на 75% в 2020 году.

Производство цемента — еще один существенный фактор выбросов СО2. Как пишет Билл Гейтс в своем блоге, к 2060 году в мире появится 2 трл квадратных метров новых зданий — это как строить по одному Нью-Йорку каждый месяц на протяжении 40 лет. Мы не можем позволить себе строить их из бетона. Поэтому города станут флагманами борьбы с изменением климата — именно в них будут вводить новые технологии в строительстве, энергоэффективности и очищении воды. Вместе с ними начнет адаптироваться и прогрессивное законодательство. В Армении, например, ввоз электрокаров освобождается от НДС, а мэрия Еревана не взимает плату за парковку электромобилей. Новый мэр Парижа взяла курс на кардинальное озеленение города. Копенгаген собирается стать углеродно нейтральным уже к 2025 году. Амстердам планирует сократить 55% выбросов углекислого газа к 2030 году. В Стокгольме уже более 80% энергии для отопления поступает от ветра и солнца, а к 2030 году вся Швеция может полностью перейти на возобновляемые источники. Можно надеяться, что это только начало.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+