К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Кровь, насилие, заложники, терроризм — это наш новый мир». Как в 2002 году Кирилл Серебренников поставил в МХТ провидческий спектакль

Фото Издательство МХТ
Фото Издательство МХТ
МХТ выложили в своем Facebook ссылку на запись спектакля «Терроризм» Кирилла Серебренникова от 2002 года, которая сегодня кажется очень актуальной в свете событий по делу «Седьмой студии».

В речи Кирилла Серебренникова на заседании суда по делу «Седьмой студии» и театрального проекта «Платформа» «Медиазона» нашла зашифрованное послание: первые буквы в абзацах опубликованного текста складываются в предложение «Я ни о чем не жалею. Сочувствую вам». Так же в своем последнем слове Серебренников прочитал стихотворение Иосифа Бродского «Конец прекрасной эпохи», где есть строчка: «Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»? Приговор приведен в исполненье». «Конец прекрасной эпохи» — это название последнего мероприятия на «Платформе, — сообщает «Коммерсант».

МХТ обнаружил другие исторические параллели-предвидения. На своей странице в Facebook от 19 июня, в день открытия новой серии слушаний в Мещанском суде, театр выложил запись спектакля Серебренникова 2002 года «Терроризм» по пьесе братьев Пресняковых, его первую режиссерскую работу в Художественном театре. Где, как оказалось, была затронута тема по-прежнему остро-актуальная.

«…эта пьеса ставит вопрос, на который никто не может найти ответ: как возникает терроризм? Хотя, конечно же, пьеса не о «изме», а о людях. О том, что они друг с другом делают. Вся литература об этом говорит, мы ее читаем и говорим про себя «да-да-да», или в театр приходим, смотрим. А потом возвращается домой и делаем все то же самое. Если этот спектакль хоть на секунду заставит кого-то на кого-то не крикнуть, уже хорошо». Осенью 2002 года, за две недели до премьеры в МХТ, произошла трагедия: в театральном центре на Дубровке террористы захватили зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост». Дьявольское совпадение ставило тогда МХТ перед выбором: играть премьеру «Терроризма» или отменить, а если все-таки играть, то как. Режиссер спектакля тогда видел причину происходящего в человеческой аморфности.

 

Парадоксально, но для афиши этого спектакля создатели «Терроризма» инсценировали фотографию 1898, где Чехов читает «Чайку» артистам Художественного театра. Амбициозная шутка удалась: авторы спектакля, режиссер Кирилл Серебренников действительно открыли новую главу в истории российского театра.

 

«Восемнадцать лет спустя и спектакль, и пьеса, к сожалению, не только не утратили актуальности, но приобрели новые, устойчивые смыслы, — написано в посте МХТ в Facebook. — Текст авторов пьесы братьев Пресняковых из программки к спектаклю: «Мы писали очередную пьесу, включили телевизор, программу «Новости», где в очередной раз сообщалось об очередном террористическом акте. (…) И мы подумали: можно работать, целыми днями уставать где–то, приходить вечером домой, включать телевизор и смотреть эффектно смонтированные картинки с горящими самолетами, рушащимися домами, с раскуроченными витринами дорогих магазинов... Но кто даст гарантию, что завтра ты не станешь главным персонажем этого безумного интерактивного сериала... Нам показывают портреты «героев», которые, обмотавшись тротилом, посещают пункты общественного питания и заказывают там смерть... Мы каждый день смотрим на людей, остающихся без чего-то: без крова, без семьи, без ног, без души... Мы привыкаем... Мы привыкаем жить с этими людьми, слышать их слезы, их бесконечные рассказы о насилии... Кажется, что это ребенок, который проснулся среди ночи и кричит... Хочется вынести его из комнаты прочь, не видеть и не слышать его, сделать так, чтобы он заткнулся... и снова лечь спать... Но даже если нам удается заснуть, нам все равно снится этот крик... Мы внутри этого мира: кровь, насилие, заложники, терроризм — это новая география, это новые север, юг, запад, восток, — это наш новый мир, но привыкнуть к нему — не значит спастись».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+