Парься меньше, живи больше: почему пофигизм стал религией посткризисной эпохи

Фото Patrick Seeger / Dpa / TASS
Фото Patrick Seeger / Dpa / TASS
В топе мировых бестселлеров по самопомощи уже несколько лет держатся книги о том, как расслабиться и начать жить, — «Тонкое искусство пофигизма», «Ни Сы», «Unfu*k yourself. Парься меньше, живи больше». Forbes Life разобрался, какую философию продают авторы этих незамысловатых трактатов о лучшей жизни и почему пофигизм стал религией посткризисной эпохи

Опубликованная в 2016 году книга Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма» быстро стала бестселлером — уже в июле 2017-го она возглавила список лучших книг недели по версии New York Times, а к 2019 году в мире было продано более 6 млн копий книги, переведенной на 20 с лишним языков. До сих пор эта книга, опубликованная на русском в 2017 году и ставшая для многих новой «библией», находится на полках отечественных книжных магазинов в разряде бестселлеров.

В том же 2016 году появилась книга Гэри Джона Бишопа «Unfu*k yourself. Парься меньше, живи больше» — она тоже оказалась в списке New York Times и была распродана тиражом в несколько миллионов копий, а в 2018 году вышла в русском переводе. На этой же волне в 2018-м в России опубликовали написанную еще в 2013 году книгу «НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед», — ее автора, писательницу Джен Синсеро, признали автором мотивационных бестселлеров № 1 по версии The New York Times. Почему же именно сейчас случился такой бум книг, пропагандирующих пофигизм?

Буддизм «для бедных»

Стоит пролистать несколько страниц «Тонкого искусства пофигизма», и вы поймете — всю эту философию вы уже где-то слышали. Где именно? Конечно, в буддизме.

Критики даже назвали эту книжку Buddhism 101, что можно перевести как «буддизм для чайников». Мэнсон просто взял и пересказал основные откровения Будды для тех, кому некогда изучать восточную философию — изложив ее очень простым языком и приправив нецензурной речью. Принципы, о которых он говорит в книге, не станут открытием для тех, кто хоть что-то знает о буддизме:

  • Наша жизнь устроена так, что мы вынуждены страдать.
  • Чем больше мы этому сопротивляемся, тем больше страданий испытываем.
  • Выход — отстаньте от себя.
  • Решите, что для вас по-настоящему важно — эти вещам вы позволите причинять вам страдания.
  • А на остальное забейте!
  • Теперь идите в «большой мир» и приносите людям пользу.

Из-за этого книга Мэнсона получила много нареканий от критиков. Ее даже причислили к худшим мотивационным произведениям 2017 года. Зачем нам такой буддизм «для бедных», спрашивали они? Неужели нельзя было добавить в книгу хоть немного больше личных примеров и оригинальных идей? Куда смотрели редакторы? И тем не менее это не помешало успеху Мэнсона: он не только распродал миллионы копий своего «буддизма для чайников», но и написал в 2019 году продолжение — «Все хреново. Книга о надежде». Про это произведение, например, писали, что «автор чудовищно упрощает идеи, которые требуют более глубокого подхода, делает абсурдные обобщения про ментальное здоровье и связанные с ним вещи и в целом заставляет задуматься — а в чем вообще смысл его рассуждений?» Тем не менее новая книга опять стала бестселлером.

Другой пример — «Unfu*k yourself. Парься меньше, живи больше» — идеи автора книги также во многом восходят к буддизму. («я принимаю неопределенность» и «я принимаю все и ничего не ожидаю»). А Джен Синсеро в своей книге «НИ СЫ» даже не пытается скрыть, что вдохновлялась восточной философией. «Если ты угнетен, значит, живешь в прошлом. Если встревожен, значит, живешь в будущем. Если умиротворен, значит, живешь в настоящем. Лао Цзы, китайский философ, основатель даосизма. Возможно, это один человек, а может быть, мифическая компиляция разных личностей – никто точно не знает» — вот одна из цитат из произведения, которое должно помочь читателю стать круче и жить лучше. Составители российского перевода специально подчеркнули это, вынеся «восточную мудрость» в название книги, которое в оригинале звучит как You Are a Badass: How to Stop Doubting Your Greatness and Start Living an Awesome Life («Ты крут: как перестать сомневаться в своем величии и начать жить потрясающей жизнью»).

Почему же весь этот — не самый замысловатый — пересказ восточных философских трактатов стал так хорошо продаваться в середине — конце 2010-х?

Турбулентность и желание «твердой руки»

Сегодня, в 2020-м, аналитики признают: 2010-е годы были экономическим бедствием — в первую очередь для США, где люди за последние десятилетия стабильности и роста привыкли жить хорошо.

В начало десятилетия мы все пришли на излете мирового финансового кризиса 2007-2008 годов — и для Штатов это было глубочайшее падение экономики со времен Великой депрессии, с безработицей, которая превысила 10%, и беспрецедентным для XXI века падением доходов населения. К 2019 году рынок труда США оправился, но потребовалось почти 10 лет, чтобы безработных на нем стало примерно столько, сколько было в 1999 году — 3,5%.

У британцев в прошедшем десятилетии с работой и зарплатами тоже все оказалось плохо: впервые в этом веке доходы населения в конце декады не выросли по сравнению с ее началом. Хотя, если бы развитие экономики продолжалось докризисными темпами, средний житель Великобритании должен был бы зарабатывать в 2020-м примерно на 500 фунтов в месяц больше, чем в 2010-м.

О России и говорить нечего: в нашей стране, помимо общего кризиса 2007-2008 годов, были еще локальные экономические потрясения 2014 года, связанные с аннексией Крыма, падением курса рубля и санкциями. Реальные располагаемые доходы россиян с 2014 по 2018 год только падали или в лучшем случае оставались на месте.

Такая нестабильность на экономических рынках даже самых развитых стран заставляет людей обращаться к источникам стабильности, отличным от денег и успеха. А что помогает людям во времена потрясений? Правильно, религия.

Эту закономерность можно четко проследить, например, в исследовании, которое изучало реакцию новозеландских жителей на землетрясение 2011 года, произошедшее в Крайстчерче в регионе Кентербери. Эта природная катастрофа была крайне разрушительной, погибли 185 человек. Ученые заметили: в период этого потрясения людей, пришедших к религии, в регионе оказалось более чем в полтора раза больше, чем в остальных частях страны. И вот что интересно: обращение к религии не помогло людям в целом лучше перенести землетрясение, но вот у тех, кто от природной катастрофы непосредственно пострадал, неверие разрушительно сказалось на здоровье.

Если провести аналогию между природными катаклизмами и экономическими, то можно предположить: люди, которые потеряли работу, доход или почву под ногами во времена экономического кризиса, захотят обратиться к какой-то высшей мудрости — просто чтобы не потерять ментальное и физическое здоровье. Но не у всех есть время и силы читать философские трактаты, когда нужно зарабатывать на жизнь в условиях турбулентности — и тут на помощь приходит «буддизм для чайников». А чтобы не отпугивать читателей сложными словами, авторы и переводчики идут на ухищрения: в английской версии используют такие слова, как fuck и badass, в отечественной — заигрывают с пофигизмом и «ни сы».

Дзен-буддизм и безволие

Тот буддизм, к которому делают отсылки Мэнсон, Бишоп, Синсеро и другие адепты «культа пофигизма», — это дзен-буддизм. Это течение возникло в Китае и Японии и противопоставляется тибетскому, или классическому, буддизму. Дзен-буддизм учит тому, что просветления можно достичь мгновенно, а происходит оно благодаря созерцанию и полной остановке ума — если упростить максимально, такой подход к взаимодействию с миром можно свести к «пофигизму». Тибетский же буддизм совершенно не похож на дзен: он предполагает долгую и кропотливую работу — да еще и в течение не одной жизни — для того, чтобы наконец постичь всю философию Будды.

Авторы книжек о том, как перестать страдать и начать жить, ожидаемо избрали для своих читателей наиболее легкий путь. Точнее, они пытаются усидеть сразу на двух стульях: с одной стороны, предложить потерянному в экономической нестабильности человеку опору в виде уважаемого учителя, чья мудрость проверена веками, с другой — продать ему идею, что для достижения этой мудрости не придется ничего делать. Ничего не напоминает?

Как ни странно, в этом контексте от дзен-буддизма один шаг до авторитарности. Помимо религии, люди во времена турбулентности склонны обращаться к тоталитаризму. Работает это так: кризис расшатывает все моральные, экономические и легальные опоры — и ради того, чтобы вновь обрести стабильность, человек готов добровольно отдать свою свободу и свои либеральные взгляды. Можно легко проследить, как такой процесс происходил и в нашей стране — как после революции, так и после кризиса 1990-х.

Что Будда, что авторитарный лидер, что автор бестселлеров по пофигизму Мэнсон — это, по сути, образ родителя, который расскажет, как правильно жить. Когда нам плохо и страшно, мы с радостью обращаемся к родителям за их мудростью. Но вот в чем подвох: такой подход снимает с людей ответственность и одновременно передает всю власть в руки тех, кто принимает решения. Особенно если учитель прямым текстом говорит расслабиться и не сопротивляться трудностям. 

Читая книги об искусстве пофигизма или трактаты по дзен-буддизму, вы, возможно, действительно почувствуете себя лучше на пару часов — особенно в нашем сумасшедшем 2020 году. Но такие пособия вряд ли помогут открыть успешный бизнес, состояться в политике, стать хорошими родителями и даже достигнуть просветления — в общем, добиться хоть чего-либо, что требует взять на себя ответственность за свою жизнь.