«Мы готовимся к дистанту»: что думают руководители московских школ о «длинных каникулах» и возможном повторении карантина

Фото AP Photo / Pavel Golovkin / ТАСС
Фото AP Photo / Pavel Golovkin / ТАСС
Мэр Москвы Сергей Собянин продлил до двух недель осенние каникулы для школьников: с 5 по 18 октября. Так московские власти надеются сдержать рост заболеваемости коронавирусом в Москве. Forbes Life выяснил, как эту новость восприняли директора ведущих столичных частных школ и готовятся ли они к новому карантину и возврату в онлайн

В Москве продлили школьные каникулы в связи с ростом числа заражений коронавирусом. В это время не будут работать учреждения дополнительного образования и детские городские досуговые организации. Хотя дополнительные каникулы, объявленные мэром Сергеем Собяниным, обязательны только для учреждений, подведомственных Департаменту науки и образования города Москвы и не все из опрошенных Forbes Life школ входят в его подчинение, общая эпидемиологическая ситуация в столице не исключает вероятности повторного введения карантина. Как школы готовятся к дистанционному обучению, что может им помешать и какой опыт они приобрели за прошедшие месяцы «дистанционки»?

Иван Боганцев, директор Европейской гимназии

«Для нас все это довольно предсказуемая ситуация, и мы к ней готовы. В частности потому, что даже в первом модуле, который сейчас заканчивается, у нас классы уходили на карантин из-за COVID. Никому это не нравится, но с другой стороны: что поделаешь? Европейская гимназия, в отличие от других школ, особенно государственных, очень зависит от платежеспособности родителей. И если родители завтра посчитают, что наши услуги им не годятся — школа просто перестает существовать. И поэтому мы не закончили год досрочно, хотя все школы закончили 15 мая, но мы учились до конца, в частности потому, что мы должны выполнять обязательства перед нашими родителями. Иначе у нас схлопывается домик. В данном случае мы не очень переживаем. Я понимаю, что эта ситуация, на которую я почти никак не могу повлиять. Поэтому я не очень переживаю, если этот дистант затянется там еще на две недели или сколько нужно. Я вообще считаю, в целом опыт дистанта очень полезным для образования. Для образования и в мире, и в России, ведь он очень отрезвляющий. Но если вся эта ситуация затянется до конца учебного года, то это, конечно, будет большой вызов для всех. Но с другой стороны — зачем сейчас гадать? Речь идет о пандемии, о которой даже ученые ничего не могут предсказать. Какова будет ее длина? Кого она затронет? Серьезная? Несерьезная? Будем слушать рекомендации, учиться в дистанте. Qui vivra verra («Время покажет». — Forbes)».

Кирилл Медведев, директор Новой школы

«Неожиданностью все это не было, поскольку о том, что такие планы рассматриваются, мы знаем. Отнеслись мы к этому спокойно, логика понятна: сделать паузу, прервать контакт. И ответили в духе той логики, которая там есть, но по-своему. Мы с аналогичной идеей реализовали свою конструкцию, в которой мы делаем некую паузу для сообщества, и у нас есть наши нормальные каникулы, а вторая неделя начинается дистанционно. Делать две недели каникул, как мне кажется, для нашего сообщества странно. Зачем, если мы уже умеем не прерывать учебный процесс? Вообще моя работа заключается в том, чтобы, в частности, предвидеть разные варианты развития сюжета, правильно оценить риски и возможности и быть готовым к любому повороту. В этом смысле мы готовы к тому, что это будет начало дистанционного периода. И тут, кажется, лучше на это настроиться, а потом обрадоваться, если все пойдет по другому сценарию. Естественно, сейчас действуют рабочие группы среди коллег, которые готовятся к дистанту. И в этой ситуации, поскольку мы делаем это не спонтанно, а заранее, у нас есть нормальное количество времени, чтобы учесть все наши ошибки и отрефлексировать свою тактику действий. Я думаю, что в этом году, что бы ни случилось, мы точно с этим справимся». 

Михаил Мокринский, директор школы «Летово»

«Карантин был бы неприятной новостью для школы. Однако это может стать средством оценки результативности обучения для разных групп учащихся, для разных учеников. Школа, дети в которой готовы к самостоятельной работе, школа, которая в таких условиях сумела обеспечить устойчивую мотивацию, — такая школа сможет постепенно отдаляться от учебных заведений, которые работают в стандартном режиме, и демонстрировать хорошие результаты. Разумеется, те ребята, которые готовы на уровне внутренней мотивации и на уровне методических умений сочетать различные формы обучения, будут быстрее достигать успеха, более глубоких результатов. Поэтому основной риск карантина — это риск серьезной дифференциации ребят на период дистанционного обучения.

Мы в «Летово» изначально делали ставку на сочетание очного и заочного форматов. У школы были инструменты, в частности платформа letovo.online, позволяющие строить мотивацию к дистанционному обучению, инструменты, дающие автоматизированную обратную связь по ходу учебной работы, инструменты, обучающие ребенка не только брать определенные знания, но и осознавать, на каком уровне, на каком сроке и под какие задачи может идти учеба с использованием дистанционных ресурсов. Этот опыт пригодился нам.

Ситуация с карантином показала разную степень готовности и школы, и детей, и отдельных учителей к действиям в новых условиях. Часто молодые учителя оказывались очень активными работниками в рамках пользовательских стратегий, учебных методик. Однако будущее не за индивидуальной готовностью учителя к таким условиям, а за способностью коллективно разрабатывать и поддерживать иные режимы, чем режим простого дистанционного обучения». 

Дмитрий Фишбейн, директор лицея НИУ ВШЭ

«Мы придерживаемся устойчивой позиции, что для школьного образования, для детей и подростков определенного возраста очный формат обучения эффективнее и дает лучший результат, чем дистанционный, — особенно если мы говорим про важную итоговую характеристику обучения — в контексте качества образования. Есть предположение, что только в очном формате формируется иное — личностное знание, как, например, называет его ректор Европейского университета Вадим Волков. Это знание представляет собой сложный опыт, состоящий не только из учебно-предметных знаний и навыков, но и социального опыта, стиля жизни, формирующегося лишь при личном взаимодействии. Эффекты очного формата связаны с живой атмосферой школы, она порой незаметно, но значительно сказывается на социализации, воспитании учащихся.

Во-вторых, уровень взаимодействия современных детей с компьютером или телефоном колоссальный — это вынужденная типологически однообразная деятельность, которую дистанционное обучение усугубляет и нормативно утверждает. А мы еще более увеличиваем объем времени, который дети проводят за компьютером — чаще всего лишенные физической активности. Поэтому, полностью осознавая опасность пандемии, которая присутствует, мы все-таки идем по пути максимального сохранения очного формата обучения со всеми необходимыми ограничениями и мерами безопасности. И мы, может быть, единственная из московских школ, которая уже с 1 сентября приняла решение (как и весь НИУ ВШЭ), что все обучающиеся должны носить средства индивидуальной защиты (маски или респираторы). Мы ввели обязательный масочный режим для обеспечения максимальной сохранности здоровья детей. Сказали ребятам, что будем учиться узнавать друг друга по глазам».

Дмитрий Лихачев, академический директор Хорошколы

«Мы понимаем, что возможность перехода к дистанционному обучению существует. С одной стороны, это может стать вынужденной мерой, с другой — мы видим в этом перспективы не терять возможность общаться и учиться, а для некоторых ребят этот формат даже более эффективен. Учебный процесс в Хорошколе строится с использованием школьной цифровой платформы, что позволяет и детям, и педагогам перейти в онлайн-формат в течение одного дня. Мы проанализировали опыт весеннего периода, изучили обратную связь от учеников, родителей и педагогов. При разработке дистанционного варианта на этот учебный год были учтены проблемы перегруженности детей и их длительного взаимодействия с компьютером. Мы подготовили новый сценарий онлайн-обучения в Хорошколе: оптимизировали расписание, организовали консультационный центр, перевели уроки кафедры искусства в проектные арт-работы, ввели дополнительные паузы для физической активности и гимнастики для глаз. Кафедры поделились опытом по технологической и содержательной наполняемости урока». 

Ирина Рублева, директор школы «Ника»

«У нас нет причин беспокоиться, мы вполне готовы к любому развитию событий. Сообщение о затянувшихся каникулах нас только взбодрило и заставило вспомнить такие уже родные за три месяца понятия, как зум, дистант… Могу сказать точно, что школьники выйдут в офлайн, а вот когда это будет точно — хороший вопрос. Есть масса всем известных предпосылок к дистанционному обучению. И как бы мы ни гнали прочь от себя эту мысль, по-моему, это неминуемо. К огромному сожалению… 

Хочется ответить как пионеры — «Всегда готовы!». Теперь. Мы не исключаем такой вариант, поэтому постоянно находимся в состоянии «боевой готовности». У нас было время для работы над ошибками, для определения «новых горизонтов». Сейчас уже вполне спокойно войдем в этот формат обучения. Не скрою, что не без сожаления. У нас один план, он и А, и Б, — это любыми способами, не прерываясь, обучать наших ребят на высоком уровне. Безусловно, неизвестность настораживает. Но это не то, что должно и может дестабилизировать школу. 

Весной мы закончили учебный год 31 мая. Все ученики успешно прошли промежуточную аттестацию. Сокращения объема освоения образовательных программ не было, в полном объеме проведена подготовка к государственной итоговой аттестации. Все наши выпускники поступили в выбранные ими вузы! Смогли в первую волну карантина отработать на 100%, значит, сможем и в последующие. 

Мы весь 2020 год живем в непростой ситуации. За этот год нам удалось открыть в себе массу новых возможностей. Мы заново «учились учиться», только в новых условиях. Мы такие, как нам казалось, готовые ко всему, учились заново «дышать, ходить…». Мы прошли, как это сейчас модно говорить, все стадии, от отрицания до принятия. И сейчас, оглядываясь на весь пройденный нами путь, мы чувствуем себя уверенно! Сегодня нам не страшно. Одна из задач школы — дать качественное образование. Мы имеем опыт первой волны карантина. Проанализировали свою деятельность, сделали выводы и при необходимости готовы с минимальными потерями пройти второю волну карантина».

Карина Чернякова, председатель совета московского отделения АсНООР, директор школы «Карьера» 

«В Указе мэра написано, что частным образовательным организациям «рекомендовано» обеспечить принятие решения об установлении каникул в указанные сроки. Учитывая формулировку «рекомендовано», данное решение принимает каждый руководитель ЧОО самостоятельно. Никто никого не предупреждал, данное решение мэра вызвано исключительно текущей эпидемиологической ситуацией в городе. Это не карантин. Все школы города вернутся к очному режиму после каникул. Так утверждает заместитель мэра Анастасия Ракова. Не доверять ее словам оснований нет. У нас нет планов А и Б. К дистанционному обучению мы готовы! Мы реализуем эту модель с учениками, находящимися дома по болезни. Дети имеют возможность подключаться к уроку и участвовать в нем вместе со своими одноклассниками, присутствующими в школе. Ситуация рабочая. Отношусь спокойно. Мы соблюдаем предписания Роспотребнадзора, следим за самочувствием сотрудников и детей. Работаем. Механизмы работы на дистанционном обучении нашей школой отработаны, при необходимости будем работать в таком режиме. Однако надеюсь, что этого не произойдет».

Лола Шурыгина, директор школы Макарун

«Отреагировали в штатном режиме. Безусловно, нас не предупреждали, но мы готовы к введению ограничений с весны, все скрипты и инструменты быстрого перехода отработаны в прошедшем карантине. При необходимости мы выйдем в дистанционный формат за два-три рабочих дня. Дополнительно мы с родителями заранее обговорили: зачет каникулярной недели в счет недели внеплановых каникул, продление учебного года в мае в случае внеплановых каникул. Предупреждая возможное развитие инфекции, мы запланировали выход в онлайн-формат уже через неделю, но до введения официальных ограничений родители нас пока не поддержали. Многие не могут работать в офисе и одновременно обучать ребенка дома.

По нашим прогнозам, ограничения будут нарастать. Вспомните, весной они также «накатывались» постепенно. Статистика сентября уже хуже статистики марта, а готовность учреждений — ненамного выше. Мы рассчитываем на здравый смысл наших законодателей: в случае интенсивного роста количества заболевших очень ждем карантинные мероприятия, а не «рекомендательный характер». Не хотим и не любим учиться дистанционно, особенно непросто это будет первоклашкам, но до выработки системных мер и рекомендаций ограничить распространение инфекции вижу как ответственную позицию.

В целом паники и переживаний нет. Коронавирус — наша новая реальность, надо учиться с ней жить, учиться и сотрудничать. Как показал весенний карантин, команда не рассыпалась, а сплотилась вокруг одной цели — дать детям такое же ощущение школы, какую они привыкли чувствовать офлайн. Одновременно мы готовимся поддерживать свою команду, детей и родителей, организуем возможность онлайн-досуга, терапии, совместных поддерживающих встреч».