Место сбора хороших людей. Как креативные кластеры работают с благотворительностью

Фото Антона Ваганова / ТАСС
Фото Антона Ваганова / ТАСС
В модных красивых пространствах можно не только работать и пить кофе, но также сдавать кровь, высаживать деревья, помогать художникам и другими способами делать мир лучше. Forbes Life рассказывает, как НКО становятся частью экосистемы креативных кластеров

Креативные кластеры — места для жизни и работы, где производятся и потребляются культурные продукты. Они становятся домом для некоммерческих предприятий, культурных учреждений, арт-объектов и отдельных художников, а также научных парков и медиацентров, причем иногда под одной крышей собираются все форматы. 

В России городом-первооткрывателем таких площадок считается Москва. Среди самых известных — дизайн-завод «Флакон», «Винзавод», квартал Artplay, территория творчества и бизнеса Arma, проект «Fабрика». Почему таких пространств должно быть еще больше и как они могут становиться пространством для развития благотворительности, рассказывает директор фонда «Образ жизни» Елена Береговая.

Зачем нужны креативные кластеры?

Кластеры творческих индустрий давно перестали быть просто точками притяжения людей, «красивыми функциональными пространствами», где можно с комфортом поработать, посмотреть искусство и выпить кофе. 

Сегодня креативные отрасли (реклама, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, мода, кино, видео, фотографию, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, исследования и разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные публикации и телевидение/радио) дают толчок развитию инфраструктуры всего города и являются источником жизненной силы экономики.  По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), они приносят в среднем более 5% мирового ВВП.

Поэтому такие открытые площадки — это эффективный способ создания отличительного образа города и даже целой страны, помогая ей выделиться среди конкурентов. Темпы их развития также значительно выше по сравнению с традиционными отраслями: даже во время экономического спада объем глобального креативного сектора вырос на 14%.

Неудивительно, что в России данный аспект привлекает большое внимание со стороны общественности и власти — например, недавно под покровительством Инносоциума впервые прошло знаковое для индустрии событие — Российская креативная неделя.

Фонды не менее государственных органов заинтересованы в развитии уникальных кластеров, ведь они притягивают к себе людей, которые хотят изменить мир. Вот несколько удачных примеров сотрудничества таких пространств и НКО из разных стран.

Emporia First Friday (США)

Каждый месяц в городе Эмпория, штат Канзас, проходит прогулка по свободным пространствам — Emporia First Friday.Организовывает мероприятие центр искусств Emporia. В течение четырех часов участники посещают центр и еще 12 объектов, входящих в дорожную карту. Они могут насладиться арт-инсталляциями и приобрести произведения искусства местных художников и мастеров. EFF никогда не берет комиссию — 100% прибыли, полученной во время Art Walk, идет непосредственно художнику или фонду, который он представляет. 

В 2019 году в число организаций, получивших поддержку, вошли Благотворительный фонд Художественного совета II, Благотворительный фонд публичной библиотеки Emporia, Фонд Emporia City Band и Фонд молодежной ассоциации NLC, Фонд Сэди Джонс.

 Дизайн-завод «Флакон» (Москва) 

Московский «Флакон» смело можно считать пространством, формирующим культурное сообщество. 16 марта 2019 года на его территории прошел благотворительный фестиваль «Вдохновение столицы» в поддержку фонда Константина Хабенского, который помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Фестиваль организовала компания Inspiration Moscow и ее основательница Анна Горозия. 250 рублей от стоимости каждого билета (полная стоимость билета составляла 550 рублей) были переданы фонду. 

Рамиль Галеев / ТАСС
Рамиль Галеев / ТАСС

Креативное пространство «Благосфера» (Москва)

 «Благосфера» — еще одна открытая городская площадка, которая помогает всем заинтересованным лицам пробовать себя в благотворительности и другой социальной активности через личный опыт участия в проектах. На территории пространства часто проходят художественные выставки, презентации фильмов, лекции и встречи членов различных творческих индустрий. Дизайнеры, креаторы, авторы и специалисты могут воспользоваться коворкингом и медиацентром. 

Facebook
Facebook

Совместно с фондом «Образ жизни» центр ежегодно проводит «Семейный день донора». В 2019 году он состоялся 14 декабря. На мероприятие пришло более 150 человек, 65 из них смогли сдать кровь. Тридцать литров крови было направлено в «Центр крови им. О. К. Гаврилова».

Проект «Новая Голландия» (Санкт-Петербург)

Один из самых известных кластеров Санкт-Петербурга, «Новая Голландия» нередко становится партнером в реализации разных благотворительных мероприятий. С самого начала введения режима самоизоляции «Новая Голландия» объединила несколько ресторанов во временную фабрику-кухню, которая ежедневно кормила более 1500 человек обедами.

Позже проект объединился с благотворительной организацией «Ночлежка», чтобы совместно реализовать программу «Помоги соседям» — «Ночлежка» помогала принимать и обрабатывать заявки от нуждающихся людей.

Александр Демьянчук / ТАСС
Александр Демьянчук / ТАСС

Этот пример примечателен тем, что именно кластер стал инициатором реализации благотворительной программы, а НКО присоединилась позже. 

Пространство «Лето на заводе» (Сысерть)

В России креативные кластеры в малых городах пока находятся в процессе становления, но уже понимают важность коллабораций. 

«Лето на заводе» — пространство под Екатеринбургом в формате летнего кемпа, которое задействует профессиональных кураторов, дизайнеров, художников. В данный кластер на мероприятия стекаются представители креативного и активистского сообщества города и близлежащих поселений.

2 августа 2020 года на площадке прошел воркшоп по росписи сумок в рамках проекта «Дуб Фест», который реализуется НКО «Лесное наследие». Фонд специализируется на лесовосстановительных мероприятиях и озеленении городских территорий в Свердловской области. Их усилиями в городе Сысерть было высажено 10 000 дубков.

Вконтакте
Вконтакте

Новые реалии и онлайн-формат

Креативный кластер — это не просто место, но люди, сообщество, которое в нем формируется. Пандемия показала, что благодаря людям такие пространства могут функционировать и в онлайн-формате.

Например, молодая российская инициатива онлайн-платформы «Диапазон» начала свое действие как цифровой хаб именно во время пандемии. Инициатива направлена на поддержку и развитие творчества начинающих авторов.

Digital-пространство STAY предоставило свою площадку для проведения благотворительного онлайн-фестиваля фонда «Антон тут рядом». Все собранные средства были направлены на поддержку программ центра. Примеров таких дигитальных кластеров и проходящих на них благотворительных событий можно привести множество.

Очевидно, что рано или поздно НКО должны повсеместно внедриться в экосистему развития креативных кластеров. Во-первых, они ориентируются на одну и ту же аудиторию — прогрессивных людей, которые хотят формировать сообщества по интересам и менять мир. Во-вторых, и кластеры, и НКО по своей сути — гибкие, многофункциональные структуры, которые легко могут подстроиться под нужды друг друга. Более того, многие федерации творческих индустрий и вовсе относят некоммерческий сектор организации к себе подобным — и это вполне обоснованно.