К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Настоящее удовольствие для каникул: новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина»

Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»
На Новый год Вуди Аллен подарил россиянам свою новую картину — «Фестиваль Рифкина», которая выйдет в кино 31 декабря. В кадре — Луи Гаррель, хороший юмор и невероятные виды испанского побережья

Стабильно снимающий по фильму в год Вуди Аллен прерывал свой марафон комедий лишь в 2018-м, когда режиссера окатило волной обвинений на почве сексуальных домогательств — итогом стал «бан» его предпоследней картины, «Дождливый день в Нью-Йорке». Вышла она лишь в 2019 году за пределами США. Неудивительно, что и премьера нового фильма режиссера — «Фестиваль Рифкина» — состоялась уже не в Америке, а в Испании, на фестивале в Сан-Себастьяне. Это было символичным жестом, ведь действие самой картины разворачивается именно на этом фестивале — в новой серии бесконечного алленовского сериала, который не прекращается уже более полувека, под прицел попала современная киноиндустрия.

Псевдоинтеллектуал, графоман и растлитель девочек: слово в защиту позднего Вуди Аллена

Морт Рифкин — писатель, а в прошлом киновед, специализирующийся на фильмах французской новой волны. Как и положено, он сноб, социопат и мизантроп, женатый на красивой женщине Сью, которая работает пресс-секретарем француза Филиппа, снимающего обласканные критикой политические драмы. Они едут в Сан-Себастьян с разными целями: Сью и Филипп — представлять новую картину режиссера, Рифкин — выяснить, не связывает ли супругу с постановщиком что-то большее, нежели рабочее восхищение его фильмами. На месте его одолевает загадочная боль в груди, а внезапно встреченный друг ласково подсказывает, что это первый признак инсульта. Герой идет к врачу — и попадает к обаятельной Джо, которая, вот совпадение, тоже оказывается синефилкой. Что делает потенциально «рогатый» мужчина? Конечно же, влюбляется в очаровательную испанку.

 

Истории Вуди Аллена обладают удивительной притягательностью, даже несмотря на то, что все его приемы мы уже знаем как таблицу умножения. Черно-белые, как в любых фильмах самого режиссера, начальные титры, обязательный джаз на фоне и актеры, толерантно указанные в алфавитном порядке, чтобы никто не ушел обиженным — даже исполнитель главной роли Уоллес Шоун стоит на предпоследнем месте.

Из года в год мы идем в кино на фантазии циника-интеллектуала, в которых видим по большей части одно и то же: море самоиронии, синефильство и романтический, лишенный ауры порока адюльтер. А в последние пару десятков лет — еще и гид по самым привлекательным местам лучших городов мира. Париж, Венеция, Рим, Барселона, теперь вот и Сан-Себастьян, а там, чем черт не шутит, и Россия появится — Аллен говорил, что не прочь снять фильм в Москве или Санкт-Петербурге. Его картины дарят ощущение уюта — и можно сказать, что «Фестиваль Рифкина», однозначно, одна из самых его уютных картин.

Никто не Вуди Аллен: 10 малоизвестных шедевров режиссера

Оказавшись в компании главного героя, мы погружаемся в мир ностальгии по былым временам. Райски красивый Сан-Себастьян, снятый камерой гения света и солнца Витторио Стораро, с которым Аллен делает уже четвертый свой фильм, призывает окунуться в его атмосферу заливов и пляжей, домов и базилик в стиле чурригереско.

На фоне этих декораций, которые призывают бросить все и скорее купить билет до Испании (или мучительно ждать возможности), разворачивается классическая для Аллена история человека, чуждого нашему миру. Рифкин — практически ходячий артефакт, исключительный человек искусства, категорически не предназначенный для циничного мира XXI века. Он бесконечно пишет идеальный роман («чтоб стоял на одной полке с Джойсом и Достоевским») и, разумеется, никогда его не допишет. Он застрял умом в Европе 1960-х, когда были сняты лучшие картины его любимых режиссеров: «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо, «Мужчина и женщина» Клода Лелуша, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Ему даже снятся сны, в которых он ретроспективно оказывается героем этих картин. А начинается фильм и вовсе с сеанса у психотерапевта — неудивительно, ведь для невротика Вуди Аллена кино и есть лучшая терапия.

 

Годар, кстати, присутствует в фильме не только в виде отсылок, но и в лице Луи Гарреля — он играет Филиппа, снимающего претенциозные драмы, которые, по его словам, должны помирить израильтян с палестинцами («жанр фантастики сейчас очень популярен», ехидно отмечает главный герой). Этот герой отсылает не только к отцу-режиссеру Луи Филиппу, но и к другой роли актера — в байопике «Молодой Годар», где Гаррель-младший играл, собственно, лидера французской «новой волны» времен его увлечения маоизмом (тоже 1960-е). Эти аккуратные аллюзии не случайны — помимо любви к творчеству Годара, Аллен сам снимался у него в небольшой роли в фильме «Король Лир».

Внутренние меташутки и киноцитаты являются своего рода экивоками в сторону знатоков кино — Вуди как будто посылает сигналы «своим». По фильму разбросаны отсылки не только к французам, но и к «Восемь с половиной» Феллини, и к «Ангелу-истребителю» Бунюэля, и к Бергману — например, во сне, где герой играет в шахматы со Смертью (недвусмысленный парафраз «Седьмой печати»), роль мрачного жнеца, хоть и без косы, зато с чувством юмора, не без видимого удовольствия исполнил Кристоф Вальц.

Все эти междустрочные смыслы и составляют очарование фильма — Аллен по-стариковски, но очень умно и смешно отпускает гневные реплики в сторону современного кинематографа, все больше гонящегося за фестивальным престижем, нежели за любовью зрителей. Негласное противостояние сварливого еврея Рифкина и утонченного хипстера Филиппа — как противостояние старого и нового, искусства и коммерции, таланта и умения манипулировать зрителем. И Аллен прекрасно понимает, за кем будущее — он и не пытается что-то менять, осознавая, что столь любимые им французы-нововолнисты когда-то тоже стремились низвергнуть архаичных «отцов»-режиссеров, но в итоге сами стали ворчливыми «папашами». Так зачем воевать?

«Фестиваль Рифкина», как и все фильмы Вуди Аллена последних 20-30 лет, — это прогулка по милым сердцу костям, любование красотой разных городов мира и слегка показная, но в который раз впечатляющая демонстрация хорошего вкуса его создателя. И настоящее удовольствие для новогодних каникул — если за 2020-й пески и камни курортов Краснодарского края успели порядком поднадоесть, то можно хотя бы полюбоваться видами сан-себастьянского пляжа Ла-Конча. Эскапизм и эпикурейство в чистом виде — но что такое кино, если не лучший способ отвлечься.

Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Фотогалерея «Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life»
10 фото

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+