История одной катастрофы: Павел Табаков и Михаил Ефремов в сериале «Полет»

Кадр из сериала «Полет» режиссера Петра Тодоровского
«Полет» — новый сериал ТНТ о том, как офисные сотрудники пытаются выжить после чужой катастрофы. Почему его уже сейчас можно назвать одним из лучших в году — в материале Forbes Life

Автор «Полета» Петр Тодоровский — сын Валерия Тодоровского, российского режиссера, поставившего «Стиляг», «Страну глухих». Тот, в свою очередь, сын Петра Тодоровского, советского оператора и режиссера, одного из немногих номинантов на премию «Оскар» в России. Казалось бы, с таким родовым древом успешная карьера в кино обеспечена, но судьба сложилась чуть иначе. Дебютный фильм Петра-младшего, романтическое роуд-муви «Сны Севы Горелова», был показан на выборгском кинофестивале «Окно в Европу» под названием «Лавстори» и даже получил там приз «За дебют», но в итоге так и не вышел в прокат, став частью странного уголовного дела (дело о растрате бюджетных средств возбудили после обращения в полицию Владимира Мединского. — Forbes Life). Какое-то время режиссер перебивался сценариями к чужим проектам, в голове, похоже, работая над своим.

«Пока еще очень многим страшно»: Дмитрий Глуховский — о сериале «Топи», архаичной власти и протестном движении

Злая ирония в том, что «Полет» тоже запросто могла постигнуть какая-нибудь трагедия: будучи завершенным еще в 2019 году, он рисковал оказаться «закатанным» на полку в связи с участием в нем Михаила Ефремова, который, как известно, в 2020 году впал в немилость общества, также оказавшись фигурантом уголовного дела. Это, например, чуть не случилось с сериалом «Вампиры средней полосы», в котором актера прямо по ходу съемок заменили на Юрия Стоянова. 

Тодоровский же не стал ничего и никого менять — и вот, наконец, мы можем увидеть, что получилось у наследника режиссерской династии. Если судить по первым четырем эпизодам, получилось отлично. Хвалят сериал и за рубежом — его уже успели показать на нескольких фестивалях. На престижном Serial Killer в Брно он и вовсе получил главный приз. Что же такого хорошего в «Полете»?

Роковое событие обостряет кризис в душе каждого героя — они падают вслед за самолетом, на самое дно

Главные герои — сотрудники московской строительной фирмы разного возраста и жизненного опыта. В один прекрасный день они, по недосмотру офис-менеджера, которую все зовут Котенком, не успевают на рейс в Пермь, приехав в другой аэропорт. И там же узнают, что впервые в жизни опоздали вовремя — самолет, на котором они должны были лететь, рухнул, похоронив под обломками всех пассажиров. Это событие становится для каждого из героев катализатором перемен — но отнюдь не положительных. В каждой серии мы узнаем историю одного персонажа: алкоголик, проигравший кучу денег в карты, робкий и неуверенный юноша, пытающийся реализоваться как писатель, запутавшаяся в себе молодая женщина, живущая с нелюбимым мужем. Роковое событие еще сильнее обостряет кризис в душе каждого, и мы наблюдаем, как они падают вслед за самолетом — на самое дно.

«Чики», «Ход королевы», «Голливуд»: лучшие сериалы 2020 года

Можно подумать, что «Полет» — это набор новелл, объединенных общей темой. Да, но не совсем: его структура куда сложнее, чем может показаться. Персонаж, за которым мы наблюдаем в каждом новом эпизоде, всегда является частью коллектива людей, которые связаны друг с другом — порой довольно нетривиальным образом. Более того, это не линейная история, ведущая от отрезка А к отрезку Б. Жизни героев переплетены так хитро, что одна линия может начинаться еще до зловещего крушения самолета и заканчиваться в самый неожиданный момент. В финале, как предполагается, все они должны сойтись в конечном пункте — загадочном месте, похожем на заброшенный дом (он же Ад). Там герои собираются в круг и передают друг другу диктофон, которому они, как психологу, рассказывают по очереди свои истории. Прием далеко не новый, не сказать, чтобы очень оригинальный и не всегда действенный. Но в «Полете» пока работает. 

Реальность работает на сериал и добавляет ему неожиданные смыслы: в прошлом Жабенко (Ефремов) стал участником автоаварии

Все истории здесь оригинальны,  увлекательно рассказаны и органично вплетены в общий сюжет. Каждый герой в «Полете» — это запутавшийся в собственных желаниях и амбициях человек; типажи очень узнаваемые, но при этом прекрасно раскрытые. Один из самых интересных героев — юрист фирмы Жабенко в исполнении Михаила Ефремова. Потерянный для общества, спивающийся (кто бы сомневался) троглодит, который свою речь начинает со слов «Здрасьте, ублюдки». Его эпизод — практически сюжет в сюжете: история алчности и злобы, за которой, конечно же, скрывается личная трагедия. Реальность работает на сериал и добавляет ему неожиданные смыслы: в прошлом Жабенко стал участником автоаварии, повлекшей смерть человека. От этого смотреть на Ефремова (который, конечно, играет красным от водки лицом на износ) вдвойне жутко. Фактически перед нами история грехопадения, полного саморазрушения личности. В ней есть и комедия, и драма, и даже криминальный триллер, а в конце — неизбежный катарсис. 

Другие истории не менее интересны: сотрудник финотдела Илюша, сын писателя-алкоголика, вечно одалживающего у него деньги на проституток; неудовлетворенная жизнью мать и жена Ира, однажды узнавшая, что ее супруг ей изменяет, и решившая отомстить ему по-своему. Все они прекрасно сыграны; особенно хочется отметить дуэт Павла Табакова и Юлии Хлыниной, уже появлявшихся вместе в сериале «Колл-центр». Для Табакова это одна из самых ярких в карьере ролей, для Хлыниной — мощная заявка на звание новой молодой звезды. А вместе с Ефремовым играет его бывшая жена Евгения Добровольская и сын Никита. Для последнего это также бенефис — его герой, директор строительной компании, выглядит и ведет себя совершенно отталкивающе, но его история, пожалуй, заканчивается самым мощным финальным аккордом. Вообще актеры в сериале — его плоть и кровь, включая второстепенных персонажей: Виктория Толстоганова в сценах с Никитой Ефремовым перетягивает все внимание на себя, но лишь до момента, пока их герои не начнут играть дуэтом вслед за своими персонажами.

«Я, конечно, не расист, но»: зачем Голливуду нужны слепые кастинги и почему зрители против «черной Гермионы» 

«Полет» — из тех сериалов, которые вряд ли произведут огромный фурор. Слишком уж он философский, по-своему недружелюбный к зрительским чувствам. Временами он наносит удивительно точные удары в больные места, метит в проблемы, которые мы годами пытаемся изжить: вечная погоня за успехом, жизнь с нелюбимыми людьми и неумение нормально поговорить друг с другом. Сериалы порой кажутся увлекательной жвачкой, которую мы потребляем сезон за сезоном. «Полет» не такой: он нацелен на большие эмоции, на серьезный разговор со зрителем. И хотя он выходит на телевидении, можно поздравить Петра с дебютом в кино – потому что сделан «Полет» как большой и цельный фильм. 

Дополнительные материалы

«Чики» против «Содержанок»: первый рейтинг самых успешных российских онлайн-сериалов