По классике: что делать на Зимнем международном фестивале искусств в Сочи

пресс-служба фестиваля
Юрий Башмет пресс-служба фестиваля
С 18 по 28 февраля в Сочи пройдет XIV Зимний международный фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета. Forbes Life изучил программу мероприятия

В этом году на фестивале, несмотря на пандемию, соберутся многие представители мировой классической музыки: оперная певица Аида Гарифуллина и скрипач Вадим Репин в одном концерте, лучшие танцовщики Мариинки и солисты национального балета Испании на вечере памяти великой Улановой, итальянский контратенор Винченцо Капеццито и профессионал фламенко Марина Эредиа, премьера пьесы модного китайского композитора лауреата Global Music Award Чжии Вана, написанная специально для альта, и новое прочтение «Гамлета» Евгением Мироновым. Культурный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина выбрала главные события фестиваля. 

Марина Хередиа
Марина Хередиа / пресс-служба фестиваля

1. Гала-концерт открытия фестиваля

19 февраля, Зимний театр

Для открытия пригласили мексиканскую звезду Габриэле Ортис, которая сочетает академический европейский стиль с элементами рока, африканской и карибской народной музыки. Ее сочинения исполняются ведущими музыкальными коллективами, от Лос-Анджелесского филармонического оркестра до симфонического оркестра Шотландии.  С фестивалем в Сочи Ортис сотрудничает впервые. Концерт откроется мировой премьерой ее пьесы Arrecife («Коралловый риф») для струнных.
Другая яркая премьера — «Пьеса для трех солирующих альтов и струнных» молодого китайского композитора Чжии Вана, лауреата Global Music Award, автора музыки к церемонии открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине. 

Оперная дива Аида Гарифуллина впервые выступит в Сочи  — исполнит лирическую арию Русалки из оперы Дворжака, драматическое ариозо «Иоланты» и коронный номер сопранового репертуара — вальс Мюзетты из пуччиниевской «Богемы». А скрипач Вадим Репин завершит вечер Вторым скрипичным концертом Сергея Прокофьева.

В гала-концерте примут участие британский флейтист Гарет Маклернон, пианистка Ксения Башмет, швейцарская исполнительница на старинных средневековых и народных инструментах Каталина Висенс и другие. 

2. Вечер балета — «Приношение Галине Улановой»

20 февраля,  Зимний театр
 

«… Гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия», — говорил о Галине Улановой Сергей Прокофьев. Когда в 1956 году балет Большого театра впервые преодолел «железный занавес», триумф 46-летней Улановой на сцене лондонского «Ковент Гарден» потряс мир искусства — газеты писали, что она затмила великую Анну Павлову. Галина Уланова до сих пор остается самой титулованной русской балериной, а созданные ею образы становятся для других источником вдохновения. 

На фестивале в Сочи фрагменты балетов и хореографические миниатюры из репертуара Галины Улановой исполнят премьеры и солисты Мариинского театра и Большого театра, среди них заслуженный артист России Евгений Иванченко и Денис Родькин. Специально для фестиваля восстановлены хореографические номера Улановой  «Танец часов» на музыку Понкьелли, «Голубь мира» на музыку Шумана и «Адажио с четырьмя кавалерами» из балета «Красный мак» Глиера. Художественный руководитель вечера Николай Цискаридзе пригласил для участия  иностранных танцовщиков из Италии, Франции, Финляндии и  США.

3. GARNATA. Вечер Фламенко с Мариной Эредиа (Испания)

25 февраля, Зимний театр

Голос Гранады, живая легенда вокального фламенко Марина Эредиа родилась в семье хранителя традиций фламенко Хайме Эредиа, одного из величайших исполнителей в жанре солеа. Она начала петь в семь лет, вышла на сцену в 12, а в 20 выпустила первый альбом Me duele, me duele — и несколько лет спустя стала первой женщиной, выступившей с программой фламенко в Национальном концертном зале Мадрида. 

Марина  Эредиа — певица с неповторимым тембром голоса и широчайшим репертуаром. Она смело использует ритмы румбы и танго, элементы кубинской хабанеры и нью-орлеанского джаза; поет на английском и немецком языках, но всегда остается верной родной Гранаде — колыбели фламенко. 

Гранаде посвящено и шоу Garnata (арабский вариант названия города), задуманное Мариной для  биеннале фламенко в Севилье. «Плач мавров и молитва христиан, цыганское веселье и андалусийское «канте хондо» соединились, чтобы сквозь столетия донести до нас пылающий дуэт души и тела» — так говорит о программе Garnata Марина Эредиа.

4. Премьера спектакля-концерта «Гамлет» с Евгением Мироновым

27 февраля, Зимний театр

Самая знаменитая шекспировская пьеса будет сыграна на двоих: голос актера Евгения Миронова и голос симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета расскажут драматическую историю принца датского. 

Автором идеи спектакля-концерта стал Евгений Миронов. Это его третье прочтение самой востребованной в мире мужской роли. Миронов уже играл Гамлета с ведущими мировыми режиссерами Петером Штайном и Робером Лепажем (причем с Лепажем исполнял разом все роли шекспировской трагедии). В постановке режиссера Марины Брусникиной Миронов выступает в качестве чтеца, чье слово драматургически соединено с музыкой Дмитрия Шостаковича. 

«В концертном варианте невозможно прочитать или сыграть всю пьесу, если я что-то не договариваю, то за меня договаривает музыка, и наоборот. Сочетание музыки и слова, я надеюсь, даст некий эффект, который не происходит ни в кино, ни в драматическом спектакле – возможность, с одной стороны, объемно, а с другой — сконцентрировано показать трагизм всей этой истории. В таком сжатом музыкально-поэтическом рассказе для меня как артиста стоит непростая задача: коснуться каждого из персонажей, войти на некоторое время в образ, тут же выйти и войти в другой, при этом находясь в партнерстве с гениальной музыкой Шостаковича», — комментирует Евгений Миронов.

5. Гала-концерт закрытия фестиваля

28 февраля, Зимний театр

Завершая XIV Зимний фестиваль искусств, Юрий Башмет сведет в одном концерте актуальную музыку современной Европы. классику Равеля и джаз. Специально для фестиваля в Сочи британка Шарлотта Брей написала оркестровую пьесу The Flight of Bitter Water («Исход горькой воды») о состоянии современного человека в период пандемии. Бельгийский композитор, продюсер, руководитель международных музыкальных фестивалей Патрик де Клерк привез в Сочи концерт для электрогитары с оркестром, соединяя академическую музыку с роком.

С другой стороны, в последний вечер фестиваля будет звучать лирико-драматический концерт для скрипки с оркестром Александра Глазунова с труднейшим финалом, виолончельный концерт «мятежного романтика» Роберта Шумана, «Джазовая сюита» легендарного пианиста,  одного из пионеров советского джазового искусства Александра Цфасмана и неповторимое «Болеро» Мориса Равеля. В завершающий вечер на сцене Зимнего театра Сочи по традиции играет Всероссийский юношеский симфонический оркестр, а также лауреат премии Diapason D’Or скрипачка Татьяна Самуил; немецкий виолончелист, когда-то самый молодой победитель конкурса ARD в Мюнхене, Петер Майнц; обладатель золотой медали конкурса имени Чайковского пианист Дмитрий Маслеев, а также бельгийский гитарист-виртуоз Ён Холохан.