Тратят карманные деньги на благотворительность: как тинейджеры и студенты становятся филантропами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Игнорировать зумеров — значит не только упускать возможность сбора средств, но и отстраняться от одного из самых мотивированных сегментов аудитории сферы благотворительности, убеждена директор фонда «Образ жизни» Елена Береговая. Она рассказывает, почему молодежь увлекается филантропией и как вовлечь ее в свои проекты

Поколение Z — самое молодое и по-новому мыслящее поколение, которое составляет около 27 % населения мира. В «третьем секторе» они проходят под кодовым названием Philanthroteens — филантропы-тинейджеры. И сегодня они постепенно становятся самой желанной аудиторией не только для ретейлеров и создателей контента, но и для благотворительных организаций по всему миру. Россия — не исключение. 

Постмиллениалы технологически продвинуты, потому что никогда не видели мира без интернета и социальных сетей. Они с ранних лет в курсе актуальной социальной повестки: неопределенная экономическая ситуация, изменение климата, терроризм, бедность и множество гуманистических проблем — тревожную информацию о ситуации в мире они получают ежедневно и гигабайтами. Такое гиперсознание побуждает молодых людей задумываться над необходимостью изменений. Поэтому многие «джензеры» поддерживают движения за социальную справедливость; часто бойкотируют компании, которые наносят вред окружающей среде или ведут себя неэтично; активно рассматривают возможность работы в благотворительных организациях; жертвуют на социальные инновации карманные деньги.

Игра в помощь: как геймеры и стримеры собирают миллионы на благотворительность

Раньше НКО были не слишком озабочены привлечением молодой аудитории к своей деятельности, считая, что их доноры старше, и были заинтересованы только в продвижении традиционного вида пожертвований. Сегодня игнорировать зумеров — значит не только упускать возможность сбора средств, но и отстраняться от одного из самых мотивированных сегментов аудитории сектора. Их покупательская способность, взаимодействие с технологиями и страсть к изменениям мира могут модернизировать методы благотворительности для будущих поколений.

Вот несколько трендов, заданных молодым поколением, которые активно меняют социальную сферу.

Новые платформы общения

Поколение Z использует онлайн-каналы для связи с благотворительными организациями больше и чаще, чем любые другие поколения, поэтому TikTok стал мощным инструментом сбора средств. С акцентом на пользовательский видеоконтент, способность платформы создавать личные связи и транслировать «новую искренность» (никаких фильтров и постановочных фото) активно мотивирует пользователей включаться в общий поток и действовать.

Зумеры приходят в благотворительность не за измеряемой выгодой, а за смыслом

Удачный пример благотворительного проекта в этой сети — «Поколение М», который в марте прошлого года запустили МТС и TikTok. Он объединяет идею развития творческих способностей детей из регионов России и помощь в лечении тяжелобольных ребят. На виртуальной площадке дети могут проявить таланты, участвуя в конкурсах, онлайн-мастер-классах и интерактивных упражнениях от российских звезд по разным направлениям. При этом все активности в группах и на сайте «Поколения М» МТС конвертирует в деньги и переводит на лечение тяжелобольных детей. Конкурс «ТикТокер Поколения М» помог пополнить счетчик добра на сайте pokolenie.mts.ru на 1 630 000 баллов (один балл равен одному рублю).

Пик волонтерства

Молодых людей сейчас не слишком волнует статус, налоговые преимущества и другие «побочные эффекты» филантропии. Они приходят в благотворительность не за измеряемой выгодой, а за смыслом — хотят чувствовать пользу от своих дел, помогать тем, кто в этом действительно нуждается, а также находить единомышленников. Играют роль и личные мотивы и стремления каждого человека. Одни хотят самореализоваться, другие — улучшить экологическую составляющую в своем регионе,  третьи — получить новые профессиональные навыки, которые могут пригодиться им в жизни. Поэтому молодежь стремится не просто жертвовать деньги, но и  активно участвовать в решении социальных проблем с помощью волонтерства.

В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу

Согласно данным Росстата, в период с апреля по июнь 2020 года в России было официально зарегистрировано около 2,7 млн волонтеров старше 15 лет. Для сравнения, количество волонтеров за этот же период в 2019 году было на 266 000 человек меньше. Большая часть добровольцев, около 1,1 млн человек, занимались социальной работой: оказывали помощь детям, пожилым людям и инвалидам. Проблемами, связанными с экологией, были озадачены около 627 000 человек, а количество тех, кто помогал животным, составило почти 200 000. Остальные волонтеры были заняты в строительстве, сельскохозяйственных работах,  медицине  или юриспруденции. На новый уровень вышло онлайн-волонтерство, в том числе проведение бесплатных вебинаров, оказание помощи пожилым гражданам в освоении навыков интернет-пользователя для дистанционного оформления различного рода услуг и заказа товаров, оказание образовательных программ и технических консультаций.

Интересен тот факт, что из общего числа добровольцев большую часть занимают именно представители поколения Z. На информационной платформе «Добровольцы России» зарегистрированы более 2 млн волонтеров. Из них большую часть составляет молодежь в возрасте 18-24 лет (порядка 39,49%), на втором месте — возрастная группа младше 18 лет (24,41%).   

Рост импакт-организаций

Бизнес-стратегия любой организации напрямую зависит от предпринимателя, который стоит во главе, от его идей, целей и мировосприятия в целом. Помимо финансовой окупаемости стартапа, в последнее время все большую важность приобретает вопрос о социальном влиянии созданного бизнеса. Особенной популярностью данное явление пользуется сегодня у молодых предпринимателей, которые при создании компаний делают акцент на ее социальное воздействие.

Например, сервис перепродажи б/у вещей Yoused позволяет продавать использованные вещи, при условии что они находятся в хорошем состоянии. Идея проекта принадлежит Алашееву Антону (22 года), который вместе с командой, состоящей из шести молодых ребят (от 22 до 24 лет), сумел воплотить его в жизнь. Однажды родители попросили Антона избавиться от скопившихся ненужных вещей, и тогда он понял, что данная проблема существует не только у него, но и у многих его знакомых. Тогда молодой человек решил создать платформу с удобным интерфейсом, которая способствовала бы развитию осознанного потребления и позволяла обмениваться вещами вместо того, чтобы выбрасывать их.

Сектору стоит повнимательнее присмотреться к молодым людям — именно они станут главными донорами через несколько лет

Другой пример удачного импакт-предпринимательства — мобильное приложения Sexual, позволяющее проверить свое сексуальное здоровье. Создатель Михаил Ивлев придумал его, когда ему было 24 года. По его словам, идея стартапа появилась, когда он понял, что люди очень «безответственно относятся к своему половому здоровью» и стесняются говорить об этом. Решением данной проблемы стало создание приложения, позволяющего записываться на анализы к нужным специалистам и свободно обсуждать тему здоровья. В будущем также рассматривается возможность интегрировать в приложение образовательную часть по половому воспитанию.

Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность

Сегодня проще стать предпринимателем — основать стартап можно с помощью интернет-технологий, выбор которых огромен. Вместе с тем зумеры все реже создают бизнесы исключительно для получения прибыли. Ключевыми показателями развитой успешной организации  для них становятся комфортные условия для работников, расширение штаба сотрудников с целью формирования новых рабочих мест, забота об окружающей среде и здоровье, а также тесное взаимодействие с НКО.  

Важность мнения представителей поколения Z в социальном секторе активно набирает обороты.  Во Всемирном индексе благотворительности (World Giving Index), который занимается исследованием уровней заинтересованности в оказании помощи другим в разных странах, Россия  находится на 110-м месте из 144. Но за последние несколько лет наблюдается положительная динамика: Россия поднялась на 28 позиций. Во многом это связано именно с постепенным включением молодежи в социальные проекты и ростом общего уровня заинтересованности темой. Поэтому сектору стоит повнимательнее присмотреться к зумерам — именно они станут главными донорами через несколько лет. И, судя по их сегодняшней активности, благотворительность будет неотъемлемой частью их жизни.

Дополнительные материалы

15 благотворительных фондов, которые стоит поддержать прямо сейчас