К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

$50 млн за Ротко: зачем американские музеи массово распродают шедевры из своих коллекций

Sotheby’s
Sotheby’s
В американских музеях — большая распродажа. На аукцион Sotheby’s выставлена работа Кандинского с эстимейтом $25-35 млн. За $5 млн продан Лукас Кранах Старший из Бруклинского музея. Марк Ротко из Музея современного искусства Сан-Франциско — за $50 млн. Почему так происходит?

Американские музеи, в отличие от европейских, всегда имели право продавать произведения из своих собраний. Но с ограничением: вырученные деньги шли на пополнение коллекций. В апреле 2020 года Ассоциация директоров художественных музеев разрешила музеям продавать отдельные работы из своих собраний, чтобы покрыть издержки, вызванные пандемией, то есть заплатить сотрудникам зарплаты. Другой актуальный мотив начать большую распродажу — диверсификация коллекций с целью уничтожить неравноправие (большинство работ в музеях созданы авторами — белыми цисгендерными мужчинами) и обеспечить представительство BIPOC-художников (не белых, не мужчин, не цисгендеров).

Кандинский из коллекции Гуггенхайма снова на торгах

Аукционный дом Sotheby’s объявил: этим летом с эстимейтом $25-35 млн на торги будет выставлена датированная 1937 годом картина Василия Кандинского. В 1944-м, вскоре после смерти художника, работу для своей коллекции приобрел Соломон Гуггенхайм. К тому моменту в запасниках его музея на Пятой авеню уже хранилось порядка 150 произведений Кандинского. В 1964 году 50 из них фонд Гуггенхайма пустил с молотка на торгах Sotheby’s. Тогда это решение вызвало бурную и неоднозначную реакцию американского общества. Одна из проданных в 1964 году работ Кандинского с как нельзя более подходящим названием «Умиротворенные напряженности» вновь появилась на рынке в разгар яростного противостояния, разделившего музейное сообщество США на два лагеря.

Василий Кандинский, «Умиротворенные напряженности»
Василий Кандинский, «Умиротворенные напряженности»·Sotheby’s
США грозит накрыть аукционная волна, которая существенно прорядит не только большинство крупных коллекций, но и ряды меценатов музеев

В 1964 году, утверждает The New York Times, американцы были недовольны тем фактом, что работы из собрания Музея Соломона Гуггенхайма, которым в тот момент руководил племянник Гарри Гуггенхайм, будут продаваться на лондонских торгах и, скорее всего, навсегда покинут США. Ходили слухи о том, что некий американский миллиардер готов купить все лоты скопом, чтобы не допустить утраты культурного достояния. Музей оправдывался, ссылаясь на нехватку выставочных площадей, на невозможность экспонировать сразу 150 работ Кандинского. Торги все же состоялись. 21 работа из 50 вернулась в США. В сумме аукцион принес $1,5 млн, а Гарри Гуггенхайм публично пообещал потратить средства на пополнение музейного собрания. Ситуация разрешилась, но недовольные остались. The New York Times приводит слова баронессы фон Эренвизен, помогавшей Гуггенхайму-старшему собирать коллекцию: «Это трагедия для США, Соломон ужаснулся бы, доживи он до этого дня».

 

Достижение равенства. BIPOC-художники в музеях

На торгах Sotheby’s в 2019 году Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) продал картину Марка Ротко 1960 года «Без названия». Работа ушла с молотка ровно по верхней границе эстимейта, за $50 млн. Именно столько SFMOMA намеревался потратить на покупку других работ. До недавнего времени по правилам Ассоциации директоров художественных музеев (AAMD) выручка от продажи работ из музейных фондов не могла быть использована для покрытия операционных расходов (зарплаты, средства на ремонт и так далее). Все деньги должны идти только на пополнение собрания. В случае с SFMOMA все условия оказались соблюдены: продав Ротко, музей в течение года купил 91 работу BIPOC-художников (то есть чернокожих и других небелых авторов). Никаких нарушений не было, но прецедент оказался запоминающимся.

Марк Ротко, «Без названия»
Марк Ротко, «Без названия»·Sotheby’s

В апреле 2020 года, в разгар пандемии коронавируса, AAMD объявила о временном послаблении процедуры диаксации (частичной распродажи фондов. — Forbes Life). Это значит, что до апреля 2022 года музеи могут что-то продать и пустить вырученные средства на покрытие издержек, связанных с COVID-19.

 

«Господин пять процентов». Как торговец нефтью и создатель Shell скупал сокровища в Эрмитаже

Одним из первых этой уступкой воспользовался Бруклинский музей, решивший поправить свое финансовое положение, которое было незавидным задолго до пандемии, путем создания собственного эндаумент-фонда в $40 млн. В начале октября 2020  года музей продал на Christie’s 10 работ, включая «Лукрецию» Лукаса Кранаха Старшего, ушедшую с молотка за $5,07 млн (львиная доля от общей выручки в $6,6 млн). Чуть позже состоялся аукцион Sotheby’s, который принес музею $19,9 млн, вырученные за работы Моне, Дега, Матисса и других художников. Отдельная сессия русских торгов Sotheby’s в декабре 2020 года была посвящена 17 предметам Фаберже. Коллекция ушла за рекордные $4,5 млн. Тогда же музей впервые заговорил  о том, что средства будут направлены на «компенсацию последствий ухудшающейся экономической ситуации». То есть деньги пойдут все-таки не на создание эндаумента, а на самые насущные нужды, на зарплаты.

Лукас Кранах Старший, «Лукреция»
Лукас Кранах Старший, «Лукреция» ·Christie’s

Сенсация на торгах: Фаберже сменил американское гражданство и не вернулся в Россию

 

Музеи против меценатов: диаксация вместо кокаина

В октябре 2020 года Балтиморский художественный музей предложил Sotheby’s продать работы Клиффорда Стила, Брайса Мардена и Энди Уорхола (две первые — на торгах, Уорхола — в частном порядке), чтобы выручить $65 млн, создать подушку безопасности и обменять белых на черных. Но некоторые участники AAMD надавили на руководство музея, дескать, негоже превращать искусство в финансовые активы. Лоты сняли с торгов за два часа до начала аукциона.

Апогей возмущения настал, когда о намерении продать работы из своего собрания завил Метрополитен-музей. До объявления конкретных работ —  кандидатов на продажу дело не дошло. Для оскорбления общественности хватило и декларации намерений. Met — флагман американской музейной индустрии, на который ориентируются все остальные. Если этот музей что-то продаст, то США грозит накрыть аукционная волна, которая существенно прорядит не только большинство крупных коллекций, но и ряды меценатов музеев: кто захочет завещать музею свои собрания, если их потом в любой момент пустят с молотка?

«Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки

Еще один аргумент сформулировал в своем Instagram бывший директор Метрополитена Томас Кэмпбелл: «Ослабить процедуру диаксации — это все равно что подкинуть дозу кокаина человеку, склонному к наркомании: сначала приход, потом зависимость».

Томас Коул, «Арка Нерона»
Томас Коул, «Арка Нерона»·Christie’s

Пока Met держит паузу (прежде чем выставить работы из музейного собрания на продажу, работы должны пройти длительную процедуру согласования), другие музеи не дремлют. На торги Sotheby’s выставлена «Арка Нерона» кисти Томаса Коула (оценка: $500 000 — $700 000) и еще более десятка других работ из собрания Ньюаркского музея. Открытое письмо с требованием отменить это решение подписали 50 видных кураторов и историков искусства. Петицию против решения Метрополитен-музея — более 25 000 человек.

 

Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России

Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России

Фотогалерея «Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+