Хочу все знать: как развить у ребенка мотивацию к учебе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Онлайн-образование дало доступ к большому количеству образовательных ресурсов и знаний. Проблема в желании, точнее, в его отсутствии. Как сделать так, чтобы ребенку захотелось во всем этом разнообразии образовательных продуктов разбираться? Мы опросили экспертов образовательной сферы, что они думают про мотивацию

Михаил Мокринский

Директор школы «Летово»

Каждый человек многое знает и умеет, многого хочет — и ребенок, конечно, тоже. Какими из его достижений имеют право гордиться взрослые, в первую очередь учителя? Каков их реальный вклад и насколько этот вклад соответствует лучшим образовательным практикам, планам школы и потребностям ребенка?

Знания в огромной степени задаются культурой, семьей, школой, учителем. А навыки и компетенции? Всей страной умеем формировать предметные навыки, а вот компетенциям всей страной учимся, и пока не слишком успешно. Причина этих неуспехов напрямую связана с детской мотивацией, с тем, насколько традиции образования расходятся с фундаментальными законами формирования этой мотивации. 

Процесс учебы ребенка разделяется на два потока. Первый — плотные взаимодействия с учителем: в этой конструкции ребенок — всегда ведомый. За цели и задачи учебы отвечает учитель, и он поощряет и понукает ребенка эмоциями, оценками, обратной связью. Здесь привычный мотив ребенка — учитель. Это мотив внешний, даже если учитель заботливый, внимательный и талантливый. 

Травма постсоветского родителя: почему мы паникуем из-за того, что дети мало читают

Второй поток — почти самостоятельная деятельность ученика, где соединяются интересы ребенка, учебные задачи и сценарные заготовки, находки учителя. Как сделать так, чтобы он делал что-то, возможно, чуть медленнее, но сам; чтобы это стало привычкой; чтобы учитель мог промолчать, даже отвернуться, а работа детского ума, оживленное обсуждение, творчество при этом не замирали? Именно в этом потоке мотивация и ответственность за результат приживаются, прорастают в ребенке. 

Опыт работы над задачей, над поиском и переосмыслением способов ее решения формируется во втором потоке, при крепнущей детской мотивации. Только так школьник движется к большей сложности и большей самостоятельности, наращивает одаренность, а не растрачивает способности.

Александр Ларьяновский

Директор по развитию Skysmart

Отсутствие методик и навыков работы учителей с мотивацией — бич нашей педагогической системы. За всей диджитализацией образования мы зачастую забываем, что у любого ученика есть свободная воля, что не всегда он вписывается в жесткие образовательные рамки. Все взрослые разные, каждый со своими особенностями. Но это значит, что и подростки, из которых эти взрослые получаются, тоже разные.  

Мотивация взрослого человека — более осознаваемая вещь: у них же нет обязаловки. Ну так и взрослых, которые осознанно учатся, мало. Заставить подростков учиться только через запугивание — тупиковая история, но самая распространенная. А вот помочь человеку выработать настоящую, внутреннюю мотивацию, основанную на любопытстве, амбициях, определении собственной цели, — это сложная и ответственная история. Именно таким должно стать массовое образование. 

Образование должно помочь подросткам найти свою цель, построить собственную траекторию, показывать, как ее достичь

Хотя, кроме самих подростков, никаких других заказчиков изменения этой системы нет. Но и вряд ли нынешние подростки сами захотят пойти в учителя, чтобы менять систему изнутри. Образование должно помочь подросткам найти свою цель, построить собственную траекторию, показывать, как ее достичь. Пусть это будет не всегда линейная история, со своими ответвлениями и сложностями. Пройти этот путь можно только на внутреннем интересе, вере в свои способности и понимании, что любые границы преодолимы.

«Больше заниматься своими делами»: «коуч миллиардеров» Марина Мелия о том, как вырастить детей успешными и свободными

Елена Клековкина

Директор центра Executive-коучинга, развития и карьеры, академический директор программы «Карьерный навигатор Junior» бизнес-школы «Сколково»

Проводя образовательные программы для подростков в бизнес-школе «Сколково», на входе мы часто видим ребят со сниженной мотивацией к обучению. Это вызвано, во-первых, тем, что традиционный школьный формат строится скучно и монотонно, не предполагает дискуссии, проактивной позиции учеников, не базируется на важнейшем принципе: «Главное задать правильные вопросы, а не выучить правильные ответы». 

Попав к нам, ребята удивляются нашему подходу: эксперименты, игры, опыт всегда предшествуют мини-лекциям, ведь чтобы что-то понять, сначала нужно это прожить. Вторая проблема школьной системы заключается в ее косности с точки зрения выбора предметов и составления индивидуальных планов обучения. Дети все очень разные с точки зрения их интересов и способностей. И это важно учитывать. Последняя проблема — сам фокус внимания ребят. В подростковом возрасте им куда важнее найти ответы на волнующие экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «Как мне выстраивать отношения с моими одноклассниками?», «Как начать принимать собственные решения, а не быть покорным исполнителем воли родителей?»... К сожалению, очень мало школ уделяют время развитию эмоционального интеллекта и создают пространство для поиска ответов на эти важные вопросы.

Чтобы заинтересовать ребенка, важно тщательно продумать методы вовлечения, предложить гибкие форматы с учетом интересов и целей

По нашему опыту, чтобы заинтересовать ребенка, важно тщательно продумать методы вовлечения, предложить гибкие форматы с учетом интересов, способностей и целей, а также уделять больше внимания именно тем проблемам, которые интересуют подрастающее поколение.

Важную роль в этом играет не только школа, но и родители. Их задача заключается в том, чтобы помочь своему ребенку достроить недостающие смысловые кирпичики: расширять горизонты, предлагать новый опыт, а главное, внимательно слушать и слышать, не навязывая собственную картину мира.

Евгения Тюрикова

Глава Sber Private Banking

Для меня одно из главных качеств, которое определяет не только финансовый, но и жизненный успех, — любопытство. А что будет, если попробовать вот это? А смогу ли я добиться вот такого? А если не принимать условия игры, а «хакнуть» систему и сделать ее удобнее и проще? А как добиться того, что тебе не давалось никогда?

Задача родителей — дать ребенку все необходимое, но не давать лишнего

Задача родителей — дать ребенку все необходимое, но не давать лишнего. Не факт, что мы сами можем провести границу между «необходимым» и «лишним». И самая сложная задача родителя — создать баланс для своего ребенка, пробовать и искать это «необходимое» вместе.

Еще одна хорошая база для правильной мотивации — отсутствие страха. Дети не должны бояться сделать «что-то не то» и получить как минимум нагоняй от старших. Должно быть чувство внутренней свободы, понимание, что всегда можно попробовать, что ошибаться здорово, искать интересно, а учиться — увлекает. Это очень поможет потом, когда закончатся все школы и университеты, но окажется, что все поменялось и надо заново открывать для себя мир.

Дополнительные материалы

Отдохнуть от родителей: лучшие детские программы на лето