К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Суеверие — фундамент коллективного сознания»: почему общество массово отказывается от вакцинации

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Психолог и бизнес-тренер Сергей Насибян в своей колонке для Forbes Life рассуждает о причинах массового отказа от вакцинации и объясняет, почему решение проблемы — в ликвидации безграмотности общества

Более 100 лет человечество борется с эпидемиями и пандемиями с помощью вакцин. Для того, чтобы осознать эффективность метода, стоит прочесть историю медицины и обнаружить, что идея вакцинирования возникла на заре той цивилизации, к которой мы себя причисляем, и, главное, в результате ее развития. Именно этот способ борьбы с вирусами и смертельными бактериями позволил человечеству заполнить «пустоты» континентов и создать опору для процветания.

У феномена коллективного отказа от вакцинации, который мы сегодня наблюдаем, есть две основные причины: социальная и психологическая. Каждая из них происходит от неведения.

Когда группа людей сталкивается с внешней опасностью, она формирует защитные функции

Социальная причина очень проста. В ситуации, когда группа людей сталкивается с внешней опасностью, она формирует защитные функции. Например, объединяется вокруг лидера с надеждой, что именно он знает, как поступить, когда выбор и выход не очевидны. Год назад все ждали от президента России решения. Если бы он принял его в первую волну COVID-19 и приказал срочно всех вакцинировать в обязательном порядке, начиная с детей, то сегодня мы бы имели 65-70% вакцинированных граждан. Не факт, что это было бы полезно, и мы бы не столкнулись с несостоятельностью вакцины против нового штамма.

 

Цена прививки: почему обязательная вакцинация имеет смысл

Но президент дал четкий посыл — обязательной вакцинации не будет. Не смотря на то, что сам он вакцинирован, народ уже принял установку: «Не надо». Это наложилось на заявления многих врачей в СМИ и повлияло на создание высокой невротической обстановки в обществе, которая возникла в результате сдвоенной команды: «Стой там, иди сюда». Так собака Павлова, увидевшая сразу оба сигнала, падает навзничь, потому что центральная нервная система не выдерживает напряжения.

 
Навык безответственности, скрещенный с идеологическим эгоизмом, породил ложное ощущение альтернативы

Сдвоенная команда, данная конформному большинству электората, сформировала высокую степень сопротивления. Cейчас им дали выбор, и он связан с ответственностью, которую нужно уметь брать на себя. Этому не учат в школе и институте. Навык безответственности, скрещенный с идеологическим эгоизмом, породил ложное ощущение альтернативы и затруднение в правильности решения.

В силу малой грамотности населения, суеверие является фундаментом коллективного сознания

Вторая причина — психологическая и персональная. Мы часто не доверяем тому, что приходит извне, и берем паузу на отрицание всего нового. Так устроен защитный механизм ума — нужно обдумать предложенное и принять «взвешенное решение». Тот факт, что «взвешивание» происходит в контексте одних и тех же убеждений — уже не важен. Вера рождает убежденность, а она, в свою очередь, формирует знание. Так работает обучение на основании суеверия. В силу малой грамотности населения, суеверие является фундаментом коллективного сознания.

Здесь немаловажную роль играют СМИ. Если мы посмотрим на заголовки статей, в которых описывают плюсы и минусы вакцинации, и различные новости о COVID-19, то увидим, что все они носят максимально сенсационный характер. Также влияет популярность социальных сетей, которые позволяют любому человеку «вещать» с позиции эксперта. В период колоссального дефицита информации, мы потребляем ту, что наиболее подходит нашим убеждениям, чем только усиливаем их.

 

Дальше общество делится на противников и сторонников вакцинации. С появлением границы, возникает и то, что в социальной психологии называется «пограничным синдромом» — он заставляет людей, оказавшихся по разные стороны баррикад, идти друг против друга.

Плохая кампания: приведет ли обязательная вакцинация к расколу общества

Выход есть, и он в ликвидации безграмотности. Чтобы сегодня решить этот вопрос, необходимо открыто заявлять о свободе выбора и ответственности за свои решения, а не усиливать давление в результате запрета и дальнейшего разделения на правильных и неправильных. Если люди поймут, что их не делят, они начнут процесс диффузии своих доводов. Результатом этого может стать большая лояльность к вакцинации. Стремление к объединению лежит в основе в когнитивных и социальных процессов. Понимание истины приведет к настоящему исследованию вопроса со стороны граждан.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Фотогалерея «Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах»
12 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости