К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Депрессия достижения: драма «Мартин Иден» об успехе, который не приносит счастья

Кадр из фильма «Мартин Иден»
26 августа выходит в прокат фильм режиссера Пьетро Марчелло «Мартин Иден». Какой получилась итальянская экранизация классики Джека Лондона и почему она актуальна сегодня, рассказывает кинокритик Наталья Серебрякова

Италия, начало ХХ века. Мартин Иден (Лука Маринелли) — молодой моряк, который однажды ночью на набережной спасает от избиения юного аристократа Артуро Орсини. Артуро приводит Мартина домой и знакомит с семьей. У него есть красавица-сестра Елена (Джессика Крисси), образованная, элегантная и благородная. Мартин немедленно влюбляется в роскошь и богатство дома Орсини, а также в Елену, которая дает ему читать книги. Чтобы завоевать сердце возлюбленной, Мартин твердо решает стать писателем, но у него за плечами только три класса школы. Однако юноша очень честолюбив и решает взяться за свое самообразование, параллельно отсылая рассказы в различные издательства.

Человек с киноаппаратом: 5 женщин-режиссеров, стоявших у истоков кинематографа

Итальянский режиссер Пьетро Марчелло прочитал книгу Джека Лондона в возрасте Мартина Идена — в 21 год — и все это время мечтал экранизировать роман. Подходящий момент случился только 20 лет спустя. Марчелло перенес место действия из Калифорнии в родной Неаполь. Не меняя имени главного героя, он немного изменил его сущность: Мартин Иден у Марчелло — больше не идеалист с угасшей жизненной силой, но жестокий циник. Даже сам режиссер считает своего персонажа отрицательным, хотя в игре Луки Маринелли есть особая дьявольская привлекательность.

Реклама на Forbes

Почему Мартин Иден отталкивает и притягивает одновременно? Он крайне беден, но чертовски красив. Он не образован, но наделен природным умом. Он жесток, но страстен. Он не социалист, но его таковым считают. Он был простым моряком, но стал известным писателем. Тем, кто знаком с классическим романом Джека Лондона, не стоит напоминать его сюжет — Мартин Иден действительно стал признанным литератором. Но только удовлетворения это ему не принесло настолько, что даже появился специальный термин. В психологии существует такое понятие как «Синдром Мартина Идена», относимое его авторами психофизиологами Ротенбергом и Аршавским к депрессии достижения. Расстройство обозначает разочарование и скуку после достижения долгожданной цели.

Жизнь — игра, а ты в ней просто функция: о чем комедия «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом

«Боже мой, — думал Мартин, — а я тогда голодал, ходил оборванцем! Почему они меня в то время ни разу не пригласили обедать? Тогда это пришлось бы как раз кстати. Ведь все это вещи, написанные давным-давно. Если вы теперь кормите меня обедами за то, что я сделал давным-давно, то почему вы не кормили меня тогда, когда я действительно в этом нуждался?» Этот фрагмент из романа Джека Лондона есть в финале картины, когда возмужавший и чуть постаревший Мартин размышляет о своей новой роскошной жизни. Как известно, Лондон был социалистом, и он ставит в вину своему герою тот факт, что тот не проникся социалистическим движением. Ведь по Лондону, в буржуазном обществе настоящая творческая личность гибнет.

Режиссер Пьетро Марчелло — не социалист и вообще не принадлежит ни к одному общественному течению. Но его Мартин Иден тоже самовлюбленный идеалист, разочаровавшийся в собственной жизни именно тогда, когда к нему пришел успех. Харизма Идена у Марчелло сопоставима по силе с харизмой алчного предпринимателя Дэниэла Плэйнвью в фильме Пола Томаса Андерсона «Нефть». При этом второй план картины (то, что происходит на фоне) сравним со знаменитой лентой «ХХ век» Бернардо Бертолуччи. Экспериментатор Марчелло снимает на 16-мм пленку, искусственно старит изображение, использует VHS-записи 80-х, врубает итальянскую и французскую поп-музыку на саундтреке. И этот микс из разных десятилетий прошлого века является как будто отдельным, самостоятельным героем фильма. Слепок ушедшей эпохи. Моментальный полароид ХХ века.

Фильм стоит посмотреть не только для того, чтобы взглянуть на Джека Лондона чуть-чуть по-иному, но и из-за прекрасной игры Луки Маринелли, отличной стилизации интерьеров и костюмов столетней давности (Мартин Иден, к примеру, носит кожаный пиджак, как истинный революционер). А еще чтобы проникнуться экзистенциальной грустью человека, который хотел успеть покорить время. Но время накрыло его своей волной.

Хиты Канн-2021 и «Сандэнса»: что смотреть на московском Strelka Film Festival

Фотогалерея «Хиты Канн-2021 и «Сандэнса»: что смотреть на московском Strelka Film Festival »
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021