К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Любит — не любит, хочет — не хочет»: сериал о тонкостях отношений «Большая секунда»

Кадр из сериала «Большая секунда»
Кадр из сериала «Большая секунда»
Российская трагикомедия «Большая секунда» — это сериал-матрешка, в котором главные герои сами пишут сюжетную линию. Как создавался и чем интересен этот проект — в материале Forbes Life

С 6 августа на стриминговом сервисе Start выходит сериал «Большая секунда» — авторская трагикомедия Виктора Шамирова, в которой параллельно развиваются истории любви (и нелюбви) двух пар.

Кира и Костя, бывшие любовники, встречаются в небольшой офисной переговорке для обсуждения ее нового сценария. Он — опытный сценарист, она — по профессии актриса — только начинает писать. Кира хочет написать мелодраматическую клюкву, которой бы позавидовала бразильская мыльная опера, он же предлагает нестандартную историю, которую редко увидишь на экране. 

Что связывает две сюжетные линии? Вторая — порождение первой

Арина и Ростислав после первого свидания решают, что им не стоит больше видеться, но на следующий же день встречаются в музыкальной школе, где работает Арина и куда только что устроился Ростислав. В то же время больная раком мать Арины так сильно беспокоится за личное счастье дочери, что Арина решает для маминого спокойствия выдать новоиспеченного коллегу за своего парня. 

 

Что связывает эти две сюжетные линии? Вторая — порождение первой, плод воображения и совместной работы Киры и Кости. «Большая секунда» — это камерная история, внутри которой разыгрывается еще одна. Действие первой линии практически не выходит за территорию переговорки и ограничивается двумя персонажами, действие второй разворачивается в провинциальном городе с его деревянными домиками и персонажами, которые постоянно суют нос не в свои дела. 

Как это создавалось

Режиссер и сценарист Виктор Шамиров («Упражнения в прекрасном», «Непосредственно Каха!») привлек к работе над сериалом сценаристку и актрису Ольгу Мотину-Супоневу («Кулагин и партнеры»). По признанию режиссера, женские персонажи у него получаются картонными, поэтому для него было важно наличие другой точки зрения, другой позиции, другого — женского — опыта. Шамиров и Мотина-Супонева в итоге стали исполнителями ролей Кости и Киры. Изначально герои должны были быть моложе, но в связи с пандемией искать актеров на эти роли было некогда, и оба сценариста сами воплотили своих персонажей на экране.

 

Дмитрий Лысенков (известный по сериалу «Вампиры средней полосы») исполняет роль Ростислава, стеснительного, но эмоционального композитора. Роль Арины, учительницы музыкальной школы, досталась Евгении Борзых, театральной актрисе и солистке группы СБПЧ, для которой «Большая секунда» — практически экранный дебют (до этого она снялась в двух короткометражках). 

Как это сделано

«Большая секунда» — это своеобразный мизанабим, сериал в сериале. При этом это не повествование о съемках — нам не показывают камеры, съемочную площадку, актеров вне роли. Проект Киры и Кости еще не снят, его судьба только решается. Зато Шамиров и Мотина-Супонева показывают закулисье сценарного этапа производства, попутно упоминая реальные события в российской киноиндустрии (например, Артдокфест) и без стеснения обсуждая пропаганду государственных каналов и звезд типа Хабенского и Ходченковой.

Кира и Костя пишут сценарий — и он сразу же воплощается на экране. Сцены из разных сюжетных линий чередуются в одной серии, органично переплетаясь и создавая два разных мира. По мере того, как развиваются отношения Арины и Ростислава, раскрываются детали отношений Киры и Кости. Совместная работа над персонажами дает им возможность обдумать, переосмыслить прошлое и проговорить то, о чем они никогда не говорили. Прописывая и узнавая своих героев, они узнают новое друг о друге. 

 

Комическая линия Арины и Ростислава (которую они тончайше разыгрывают с абсолютно серьезными лицами) становится поводом для размышлений о тонкостях отношений, секса, привлекательности, счастье в моменте — и глубоком одиночестве. Мама для дочери хочет простого человеческого счастья и любви, которых никогда не было у нее. Все, о чем она мечтает, — настоящая «нормальная семья», пусть даже это будет семья Арины.

Арина же придумывает всю эту авантюру, чтобы утешить мать, а Ростик на нее соглашается потому, что ему негде жить. Но и вокруг самих героев витает щемящее чувство одиночества в маленьком городе, где все друг друга знают и где познакомиться не с кем и негде. Это чувство прослеживается в тщательно прописанных диалогах, отточенных жестах персонажей и в то же время в отношении друг к другу людей, которые часто не могут — или не хотят — услышать друг друга. Показательны в этом плане и ссоры Арины с мамой, и беглое появление в кадре жены Ростислава, которая спрашивает у него: «У тебя нет депрессии?» — и тут же, не дождавшись ответа, разворачивается и уходит. Недаром фильм, для которого писал музыку Ростик, называется «Парадигма одиночества».

Обе линии сериала, по сути, об одном — о преодолении одиночества

Личные обстоятельства Киры и Кости приводят к дискуссии об ответственности художника, выборе между деньгами и искусством, поиску ответов на вопрос «Зачем мы все это пишем?». «Любит — не любит, хочет — не хочет» — вот и все наше искусство», — говорит экранная Кира, но так ли уж это плохо? И так ли нужно отвечать на вопрос «зачем?». Обе линии сериала, по сути, об одном — об отношениях, сосуществовании и преодолении одиночества.

Для Киры и Кости история Арины и Ростислава становится возможностью оценить собственные ошибки, лучше понять друг друга, найти общий язык. Этот сюжет кажется очень принципиальным для Кости, который говорит, что необязательно писать о высоком или общественно значимом. Главное — писать честно, писать про непредсказуемость обычной жизни, и тогда зрители увидят в героях людей, и это увеличит их шансы увидеть и услышать людей рядом с собой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+