К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Союз креста и театра: зачем Александринке Псковская драма

Фото Владимира Постнова / пресс-служба Александринского театра
266-й сезон Александринский театр открыл под новым названием Национальный драматический театр России на Вечевой площади в Псковском кремле. Почему театр сменил имя и уехал в Псков, — выяснил корреспондент Forbes Life

«Вот мужику повезло с ролью: туда-сюда ходить», — насмешничали зрительницы в начале спектакля «Блаженная Ксения. История любви», который Александринка играла ночью под открытым небом в Псковском кремле.

В основу спектакля положена пьеса о житии блаженной Ксении Петербургской, городской юродивой дворянского происхождения, причисленной к лику святых. Оставшись вдовой полковника Андрея Федоровича Петрова, 26-летняя Ксения переоделась в его платье, назвалась именем мужа и ушла в мир, отмаливать грехи. Впервые худрук Александринки, режиссер Валерий Фокин обратился к сюжету в 2009 году, поставив спектакляь «Блаженная Ксения. История любви». Главную роль исполняла Янина Лакоба. В 2018 году Валерий Фокин создал новую редакцию спектакля, с Анной Блиновой в главной роли, и с песней Монеточки. Адаптированный для музеев-заповедников вариант «Блаженной Ксении» и был сыгран театром на гастролях в псковском Кремле.

«Туда-сюда» по траве Вечевой площади ходил призрак мужа Ксении в белых одеждах, как и положено покойнику (роль Андрея Федоровича исполняет Николай Белин). Впрочем, по мере нагнетания религиозного саспенса — Ксения Петербургская юродствовала масштабно и продолжительно,— дождь усиливался, и уже лил столбом, и на артистов, и на зрителей, проверяя на подлинность их любовь к искусству. Героиня спектакля отважно ныряла в дождевые лужи, босая, в одной рубашке произносила монологи о всевидящем оке божием и целовала памятный крест на гранитном постаменте на площади. Испытание выдержали с честью: лишь несколько человек, хлюпая носами, убежали в ночную темноту, не дожидаясь окончания спектакля. «Ксения 45 лет скиталась, и мы потерпим», — шутил накануне спектакля режиссер.

Реклама на Forbes
Фото Владимира Постнова·пресс-служба Александринского театра

Необычное начало сезона, на выезде, не в Петербурге, воплощало новые смыслы и стратегии Александринского театра. Получивший второе название Национального драматического театра России в январе 2020 года, театр, ведомый худруком Валерием Фокиным, стремится объединить под своим творческим руководством все национальные театры России. Первая попытка была предпринята в 2019 году: когда было анонсировано объединение ярославского Волковского театра и Александринки в «Театрально-культурный комплекс «Первый Национальный Российский театр» и открытие новой театральной площадки в Москве, в Коломенском. Проект в Коломенском был задуман, как новая сцена МХТ, но в 2019 году театр отказался от нее.  Но стройка, на которую выделено 13,4 млрд рублей из федерального бюджета, продолжилась уже как филиал Александринского театра. Здание, проект которого скорректирован новым заказчиком, должно быть готово в 2025 году.

Однако ярославский театр после долгих общественных дебатов предпочел сохранить свою независимость и отказался объединяться с Александринским. Зато в 2021 году согласился Псковский академический театр драмы им Пушкина и его худрук, питерский режиссер Дмитрий Месхиев. Формальное объединение выглядит так: псковский театр вошел в состав Национального драматического театра России (Александринского театра) и получил федеральный статус, сохранив за собой положение независимого театра и название «Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина». По словам Дмитрия Месхиева, объединение дает возможность не только обсуждать творческие планы с Валерием Фокиным, но и принимать участие в обменных и гастрольных программах с санкт-петербургским театром. То есть режиссеры, приехавшие на постановку в Александринку, приглашаются одновременно и в Псков. «Объединение театров дало нам возможность делать по десять постановок за сезон, — прокомментировал Дмитрий Месхиев, — Новые проекты будоражат труппу. Кроме радости мы ничего не испытываем».

Фото Владимира Постнова·пресс-служба Александринского театра

На пресс-конференции в Пскове в честь открытия нового сезона глава теперь уже двух театров, Валерий Фокин сообщил, что союз Санкт-Петербурга и Пскова — только начало большого национального театрального проекта: «Во время Санкт-петербургского культурного форума мы проведем первый съезд национальных театров России и объявим о создании Ассоциации национальных театров». По данным Валерия Фокина в России 48 национальных театров, 35 из них уже дали согласие войти в ассоциацию.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021