К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Возвращение домой: зачем компании берут на работу бездомных людей

Фото Getty Images
Microsoft, Amazon и другие крупные международные компании регулярно нанимают на работу бездомных людей. Кто присоединился к тренду в России, с какими трудностями может столкнуться работодатель и какую выгоду получить, рассказывает директор московского филиала «Ночлежки» Дарья Байбакова

Самая частая причина бездомности в России — потеря работы. При этом, по данным фонда «Общественное мнение», только 21% россиян считает, что бездомным нужна помощь с трудоустройством от государства, а из-за негативных стереотипов о бездомности на российском рынке не так много компаний, которые готовы взять к себе человека, вынужденного жить на улице. В США и Европе дело обстоит иначе: социальные программы по трудоустройству бездомных людей есть в Amazon, Microsoft, Marks & Spencer, Estee Lauder и в сотнях других крупных компаний. 

Какие бизнесы в России уже присоединились к международному тренду, какую выгоду получают компании, нанимая бездомных людей, и с какими трудностями могут столкнуться, рассказывает директор московского филиала  благотворительной организации «Ночлежка» Дарья Байбакова.

Мировой опыт

Социальные программы по трудоустройству бездомных людей — это сложные многоступенчатые системы социальной помощи и адаптации, которые не только помогают системно решать проблему бездомности и крайних форм бедности, но и выгодны для самих компаний. Компании получают и лояльных сотрудников, и лояльных клиентов, чувствующих причастность к благотворительной деятельности. 

Реклама на Forbes

Amazon в 2016-м вступил в партнерство с несколькими НКО в Сиэтле, где актуальна проблема бездомности. У компании была двойная выгода: налоговые льготы и образ бизнеса, который вкладывается в развитие местного сообщества. В рамках программы поддержки Amazon среди прочего готовила бездомных к собеседованию по стандартам компании, учила, как подать прошлые жизненные трудности в качестве сильных сторон.

В программу входят самые разные вакансии: администраторов, лаборантов, складских работников, мойщиков и другие

Программа поддерживаемого трудоустройства Microsoft включает не только бездомных, но также людей с инвалидностью и особенностями развития. Здесь делают акцент на интеграцию «исключенных» людей в общество и политику разнообразия. В программу входят самые разные вакансии: администраторов, лаборантов, складских работников, мойщиков и другие. За первые годы через программу прошло более 200 человек. Главное, считают в компании, — это быть терпеливым, поправлять людей и помогать им осваивать профессию.

Вот как это работает в Microsoft: компания находит подходящую позицию, менеджер программы трудоустройства распространяет информацию среди кандидатов, специальный коуч отбирает кандидатов и помогает подготовиться к собеседованию. При успешном найме, коуч помогает новому сотруднику адаптироваться, до тех пор, пока сотрудник сам не сможет выполнять работу. Время на адаптацию заранее не определено, HR исходит из конкретной ситуации.

Middleburg Real Estate Partners, компания, занимающаяся недвижимостью в Вашингтоне, для программы поддерживаемого трудоустройства в 2014 году основала собственную НКО — Shelters to Shutters. Подопечными этой организации становятся около 50 человек в год: они получают пакет помощи, включающий место во временном приюте, и устраиваются на работу — на вакансии сантехников и других рабочих специальностей. Помимо рыночной заработной платы сотрудники, участвующие в программе, получают скидку на покупку жилья в самой компании до 77%. В итоге коэффициент удержания сотрудников с опытом бездомности — 87% (средний по компании 50%). Нанимая бездомных, вопреки стереотипам, компания получает максимально лояльных сотрудников. 

Программы поддерживаемого трудоустройства появились не вчера, многие из них насчитывают десятки лет и постепенно завоевывают внимание крупных брендов, даже таких, которые еще недавно вряд ли можно было ассоциировать с бездомными людьми. С 1991 года благотворительная организация Coalition for the Homeless в Нью-Йорке запустила программу First Step: повышение квалификации и профессиональные стажировки для бездомных женщин. За 30 лет к программе присоединились десятки работодателей, в том числе Estee Lauder.

Британская организация Business Action on Homelessness (BAOH) с 1998 по 2006 год помогла трудоустроить более 1200 бездомных в 22 британские компании. Одна из них — крупный британский ретейлер Marks & Spencer, где благодаря BAOH трудоустроились уже 700 бездомных людей. 

BAOH фокусируется на тренингах для повышения самооценки и мотивации у подопечных. После курса подготовки в течение 2-4 месяцев человеку подбирают вакансию. Кроме того, CEO и HR компаний, которые сотрудничают с организацией, проводят ежемесячные мотивационные встречи поддержки с участниками программы. Marks & Spencer также прикрепляет к новому сотруднику коуча, который сопровождает человека в течение полугода, помогает справляться с задачами, мотивирует и поддерживает эмоционально. Более 40% прошедших через стажировку в итоге остаются в M&S.

Как видно из примеров, трудоустройство бездомного человека — это многоступенчатый процесс. Навряд ли есть какой-то единственно верный подход или программа, которая эффективно помогала бы в 100% случаев. И вот почему.  

Почему нельзя просто взять и найти работу

Вокруг бездомности много стереотипов. Опрос ФОМ показывает, что 44% россиян считают: бездомные люди сами виноваты в своих проблемах. Среди причин бездомности чаще других называют алкогольную зависимость. При этом, по данным Консультационной службы Ночлежки, самая частая причина — потеря работы (больше 55% по итогам 2020 года), чаще всего — при переезде в другой город. Именно восстановление необходимых документов, которые на улице почти невозможно сохранить в целости, и помощь в трудоустройстве — самые частые запросы от людей, обращающихся в нашу благотворительную организацию.

Человек просто смиряется, что все бесполезно, что он невидим. У него теряется уверенность в себе

Но без квалифицированной поддержки как со стороны благотворительных организаций, так и работодателей, бездомному крайне сложно выбраться с улицы. У этого есть объективные причины:

1. Опыт бездомности сильно меняет приоритеты человека. Она начинает жить одним днем, пытаясь найти пропитание и ночлег, у него утрачиваются многие навыки, вроде планирования времени, а также уверенности в себе и осознанности.

2. Человек не высыпается месяцами, плохо ест, все время ходит пешком, не имеет возможности принять душ, привести себя в порядок и просто отдохнуть. В таких условиях не остается никаких сил на осознанный поиск работы, походы на собеседования и написание резюме.

3. Отсутствие самой возможности искать работу и созваниваться с работодателями. У бездомных людей нет ни компьютера, а часто и телефона. Без таких базовых вещей найти работу сегодня крайне сложно.

4. Многие бездомные люди — жертвы мошенников. Многих обманул работодатель. Чем дольше человек находится на улице, тем хуже он выглядит, тем хуже к нему отношение окружающих. Со временем все попытки встроиться обратно в общество оказываются тщетными, человек просто смиряется, что все бесполезно, что он невидим. У него теряется уверенность в себе, он перестает доверять людям и привыкает, что он ничего не может сделать.

5. Даже в случае устройства бездомного человека на работу, ему потребуется больше времени, чтобы адаптироваться в новом коллективе, привыкнуть к строгому распорядку дня. К тому же, сотрудники без опыта бездомности часто могут плохо относиться к бывшему бездомному, стигматизировать и осуждать его, не общаться и не включать в рабочий коллектив. В таком случае человек опять чувствует себя изгоем.

Реклама на Forbes

Со стороны, если не вникать в проблему, эти трудности просто не видны, и многим, в том числе работодателям, кажется, что человек просто ленится, не хочет искать работу. Но опыт программ поддерживаемого трудоустройства говорит об обратном: при помощи психологов и соцработников, при внимательном отношении работодателя бывшие бездомные хорошо справляются с адаптацией и становятся лояльными и трудолюбивыми сотрудниками.

Бездомные — это не одна серая масса, а совершенно разные люди с разным опытом. У многих есть высшее образование, поэтому все не ограничивается позициями с низкой квалификацией. Кто-то устраивается шеф-поваром, кто-то — электриком, кто-то находит себя в административной работе, а некоторые в итоге даже открывают свое дело.

Опыт «Ночлежки»

Здание Консультационной службы «Ночлежки» находится буквально через дорогу от одного из объектов Stone Hedge. Компания заинтересовалась проектом, пришла в гости, узнала, как работают благотворители, а потом предложила помощь. В итоге «Ночлежка» и Stone Hedge объявили о стратегическом партнерстве: совместная программа трудоустройства и финансовая поддержка московских проектов помощи бездомным в размере 20 млн рублей за два года.

Среди вакансий Stone Hedge, включенных в программу: техник, специалист по клинингу, маляр, электрик, сантехник, дворник, дежурный по предприятию, специалист подсобных работ. Но рабочими специальностями все не ограничивается, если будут подходящие кандидаты, они могут найти работу и в основных подразделениях: в IT-департаменте и коммерческом блоке. Все зависит от конкретного человека.

Если опыт и потенциал кандидата соответствует позиции, сотрудники Stone Hedge и благотворительной организации проводят групповое интервью. Формат собеседования доверительный, направленный на выявление основных личностных характеристик, ожиданий от работы, оценку навыков и зон риска. Тем кандидатам, у которых утрачены документы, оказывают помощь специалисты «Ночлежки». Заключительный этап — подготовка к выходу на работу и приему нового сотрудника в штат: запускается программа адаптации, которая включает не только оформление бумаг и рабочего места, но и специальный анонс для коллег и программу адаптации и наставничества. В Stone Hedge понимают, насколько человеку может быть некомфортно в первое время, поэтому на входе определяется наставник, утверждаются задачи на период испытательного срока и промежуточные встречи с обратной связью.

Реклама на Forbes

Это не первая подобная программа в России. Еще в 2018 году сеть отелей Hilton и «Ночлежка» запустили проект по профессиональному обучению и трудоустройству бездомных людей. Компания Hilton St. Petersburg ExpoForum оплачивает подопечным обучение в Колледже туризма, а затем берет к себе на стажировку. Лучшие могут остаться в Hilton, остальные — найти работу на открытом рынке труда. За два с половиной года программу прошло 11 человек, каждый из которых мог самостоятельно выбрать направление, пройти двухмесячный курс обучения и месячную стажировку в отеле. Все это время человека сопровождают психолог и социальный работник, которые помогают справиться с трудностями, волнением, неуверенностью в себе.

Leroy Merlin также уже давно является партнером «Ночлежки». В рамках программы корпоративной социальной ответственности (КСО) компания оказывает не только материальную помощь благотворителям, но и берет на работу подопечных. Чтобы интегрировать в коллектив сотрудников с опытом бездомности, здесь используют систему поддержки, которая включает наставничество и социальный пакет — питание, ДМС, систему развития. «Остается добавить еще один пункт – отсутствие предубеждений. Отсутствие подтвержденного трудового опыта, образ жизни, который человек вел последние годы, для нас не являются проблемой или препятствием, чтобы взять этого человека на работу», — объясняет Ася Вильдт, руководитель КСО направления Leroy Merlin. 

Это не просто сотрудники, которые приносят прибыль. Это помощь людям

О том, что новый сотрудник живет в приюте «Ночлежки», знают только три сотрудника в магазине: директор, руководитель службы персонала и его непосредственный руководитель. Задача HR-специалиста — поддерживать благоприятные условия для сотрудников, в том числе здоровый психологический климат. Также у нового сотрудника есть наставник, в паре с которым он работает и обучается.

Для компании поддерживаемое трудоустройство более сложный процесс, чем обычный найм на работу, оно требует дополнительных усилий. Но они того стоят. «Это крайне важный проект для бизнеса, потому что, когда компания большая и известная, ей необходимо инвестировать ресурсы в помощь нуждающимся группам населения. Это реализация корпоративной социальной ответственности компании, — объясняет Вильдт. — Для нас это не просто сотрудники, которые приносят прибыль. Это помощь людям. Это их шанс вернуться к нормальной жизни, к своему дому».

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021