К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Чувство вина: зачем в России появился первый винный парк

Центр винного туризма Winepark в Крыму (Фото Сергей Мальгавко / ТАСС)
На территории комплекса Mriya Resort & Spa в Крыму заработал первый в России винный парк. Forbes Life побывал на территории проекта и выяснил, как он повлияет на развитие отечественного виноделия

Ранняя весна 2021 года. В только что открывшемся ресторане Winekitchen на территории отеля Mriya Resort & Spa проходит ужин для гостей, приехавших на открытие первого в России винного парка площадью 30 гектаров с многофункциональным пространством, собственной винодельней, сыроварней и другими производствами, обсуждают, как развивается полуостров Крым. Самвел Саруханян, генеральный директор Mriya Resort & Spa, вместе с сомелье предлагает одному из постояльцев отеля решиться на гастрономический эксперимент: заказать к ужину не винтажное игристое Dom Perignon Brut 2010 года, а российское «Парадизио» из Нового света, где первым начал изучать возможности крымских терруаров Лев Голицын.

В коллекции парка представлено 36 000 лучших вин из семи винодельческих регионов России (Фото со страницы @mriya.winepark в Instagram)

Гость — обладатель одного из самых крупных состояний в России, проявляет упорство: верить в то, что российский брют способен конкурировать с легендарным шампанским, он наотрез отказывается. В конце концов Саруханяну удается победить в споре — герою эксперимента обещают новые ощущения и яркие эмоции, после которых при желании он сможет все равно заказать любимый Dom Perignon. Гостю принесли бокал легкого с приятной кислинкой игристого, сделанного традиционным методом (по технологии бутылочной шампанизации). 

«Таким удивленным я этого человека не видел ни до, ни после этого вечера», — улыбается Саруханян. Впрочем, после первого бокала спор продолжился: только на этот раз искушенного миллионера убеждали в том, что он действительно пробовал вино российского производителя. Лишь внимательно рассмотрев бутылку (это вино созревает и поступает в продажу в тех же емкостях, в каких и было заложено) и этикетку, гость все-таки согласился с тем, что российские виноделы научились делать качественные напитки. Большую часть которых можно попробовать в винном парке на территории Mriya.  

Реклама на Forbes

На самом деле первый в России винодельческий кластер должен был открыться уже давно, но из-за пандемии полноценный запуск всякий раз откладывался. В полную силу центр винного туризма Winepark заработал лишь в сентябре 2021 года. Первой открылась самая выдающаяся — в буквальном смысле — часть проекта. Футуристичная башня из бетона, отсылающая одновременно и к брутализму, и к конструктивизму — та самая локация, с которой следует начинать погружение в фантазийный и одновременно предельно технологичный мир парка. За архитектурную концепцию Winepark отвечала группа архитекторов ООО «СБ-Девелопмент». Подрядчиком по разработке дизайн-проекта здания Winepark выступило архитектурное бюро T+T Architects. Их главной задачей было гармонично вписать проект в природный ландшафт. При строительстве башни и винодельни использовали бетон, кортен, латунь и стекло.

Главные принципы, которыми руководствовались при проектировании здания, — экологичность, минимальное вмешательство в природное пространство и при этом функциональная современная архитектура. Архитектурный бетон олицетворяет горы, которые окружают винодельню с севера. Пигмент специально подбирался на протяжении нескольких месяцев, чтобы он максимально совпадал с цветом горной гряды. Кортен символизирует землю, латунь своим цветом и блеском напоминает солнце, стекла и зеркала наполняют пространство естественным светом и воздухом. Здание винодельни спроектировано полностью симметричным, весь проект зеркален относительно главной оси, которая проходит от центрального входа и заканчивается смотровой площадкой (консольный мост). Симметрия касается не только планировочных решений, но и расположения деталей в бетоне. 

Смотровая площадка в башне является дегустационным залом (Фото Сергей Мальгавко·ТАСС)

Со смотровой площадки, поднятой на высоту 45 метров, просматриваются 20 гектаров парковой территории и восемь гектаров виноградников. Пока это всего два сорта: 52 000 лоз Каберне Совиньон и 12 000 лоз Мурведры, высаженные в 2018 году. Площадь посадок может показаться не такой уж и большой, но не она тут главное. Уникальность в другом: виноградники высажены на почвах пяти типов, включающих в себя сразу девять микротерруаров — участков с уникальными природно-климатическими особенностями, влияющими на характер вина. На них, впрочем, воздействует не только микроклимат, ландшафт, количество солнечного света, но и приемы ухода за лозой. То есть терруар, по большому счету, и есть одна из точек отсчета философии искусства виноделия. Насколько успешно виноделам Winepark удастся воспользоваться преимуществами микротерруаров, станет ясно в 2023 году — на этот период запланирован релиз первого вина. 

В каждом зале винодельни проходят уникальные процессы становления вина (Фото со страницы @mriya.winepark в Instagram)

«Терруарное вино делается на виноградниках, а не в подвале», — утверждает руководитель Winepark Евгения Константинова. В определенном смысле это так и есть — иначе откуда бы взяться терруарным винам? Однако в техническом смысле винодельня расположена как раз под землей, и довольно глубоко: на четырех подземных уровнях находится производство мощностью в 150 000 бутылок в год. Самое интересное в процессе работы — принцип, согласно которому рождается вино. Винодельня гравитационная: это означает, что в производстве исключено применение механических или иных средств перекачки виноградного сусла. Перемещения материалов происходит под действием силы тяжести, таким «свободным перетоком». В Winepark уверены, что именно гравитационное виноделие улучшает качество вызревающего вина.

На четырех подземных уровнях находится производство мощностью в 150 000 бутылок в год (Фото со страницы @mriya.winepark в Instagram)

Помимо винодельни, которая находится под землей, на территории Wineparkесть помещения для вызревания сыра, «Храм вина» и непосредственно сам парк с развитой инфраструктурой развлечений и отдыха. В отличие от лозы, что по мнению виноделов «должна страдать» (утверждение основано на том, что самые обширные виноградники расположены в зонах с наиболее неблагоприятным климатом и скудными почвами), посетители Mriya, напротив, должны наслаждаться комфортом и получать новые знания. Например, здесь для гостей работает ресторан локаворской кухни Winekitchen. Все позиции в его меню приготовлены исключительно из местных продуктов, выращенных и произведенных в радиусе 160 км. Через два года к любому«терруарному» блюду можно будет подать и терруарное вино. «Еда и вино в Winekitchen работают в паре, — говорит руководитель Winepark Евгения Константинова. — Подчеркивая и дополняя друг друга, они раскрывают все оттенки вкуса». 

В коллекции парка будет представлено 36 000 лучших вин из семи винодельческих регионов России. Продегустировать порядка 40 позиций из собрания парка поможет робот-сомелье: сперва нужно выбрать вино на экране планшета, затем автоматизированная рука наполнит бокал и передаст гостю. Эта своего рода «иммерсивная» дегустация служит отличной подготовкой для последующей прогулки по 20 с лишним гектарам территории.

Робот-сомелье поможет в дегустации 40 позиций из собрания парка (Фото со страницы @mriya.winepark в Instagram)

Но главная идея Winepark— это не просто отдых и дегустация вина. 20 сентября были объявлены результаты рейтинга World’s Best Vineyards: в список лучших вошли виноградники трех отечественных российских виноделен. «Долина Лефкадия» и «Имение Сикоры» заняли 23-е и 20-е места соответственно, а «Виноградники Гай-Кодзора» — 80-ю позицию. «Новая волна российского виноделия началась примерно десять лет назад, — говорит генеральный директор Mriya Resort & Spa Самвел Саруханян. — Сегодня самое время для того, чтобы закрепить успехи российских виноделов». А в идеале даже больше — помочь России вновь стать уникальным винодельческим регионом и таким образом обрести свою идентичность.  Так, как это было еще столетие назад.

Хотя виноделием на территории России занимаются уже несколько сотен лет, сказать, что отечественные вина пользуются большим спросом в мировом масштабе — крайне сложно

В Winepark прекрасно помнят, как тот самый гость, который отказывался пробовать российское игристое, в результате уехал из Mriya с целой коллекцией российских вин. Почетное место в ней заняло то самое «Парадизио» из Нового Света. Это, кстати, довольно культовое для российского виноделия игристое — на коронации последнего русского императора Николая II впервые подавалось именно оно, а не французское шампанское. «Парадизио» даже получило Гран-при на Всемирной выставке во Франции 1900 года.

В ресторане Винного парка Winekitchen (Фото со страницы @mriya.winepark в Instagram)

И хотя виноделием на территории России занимаются уже несколько сотен лет, сказать, что отечественные вина пользуются большим спросом в мировом масштабе — крайне сложно. Поэтому нужно развивать гастрономический и винный туризм в стране, чтобы ценители напитков могли приезжать в Крым и получать полную картину о том, какой продукт могут создавать местные виноделы. И это тоже одна из глобальных задач винного парка. В его винотеке хранятся десятки сотен бутылок вин от российских виноделов — от известных и востребованных Павла Швеца, славящегося полнотелым красным, Сергея Бескоровайного, вернувшего веру в отечественный мускат, Павла Пестова, идеально окучившего вионье, и Дома Захарьиных до пока малозаметных вин других отечественных регионов.

В Mriya делают ставку на Крым, но все-таки закупают бутылки в том числе из Волгоградской и Ростовской («Долины Дона») областей, Ставропольского и Кубанского края, Дагестана и Кабардино-Балкарии («Долина Терека»). Российские виноделы могут просто встать на полку в ресторанах и магазинах парка, а могут войти в программу винного фестиваля или любых профильных мероприятий, которые будет поддерживать Winepark, помогая виноделам максимально продвинуть свой продукт. Самвел Саруханян надеется, что в ближайшее время парк станет главным российским винным кластером как для любителей, так и для профессионалов. «Потому что вино – это история не про конкуренцию, а про объединение», — уверена Евгения Константинова.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021