К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как устроен Дом культуры «ГЭС-2» Леонида Михельсона: главные выставки первого сезона

Фото Александра Авилова / Агентство «Москва»
Фото Александра Авилова / Агентство «Москва»
4 декабря на Болотной набережной открывается Дом культуры «ГЭС-2», новое городское пространство, созданное фондом V-A-C миллиардера Леонида Михельсона. За преобразование здания бывшей городской электростанции отвечает архитектурное бюро RPBW Притцкеровского лауреата Ренцо Пьяно, за смысловое наполнение пространства — кураторы фонда V-A-C во главе с директором Терезой Мавикой. Forbes Life выяснил, как устроен Дом культуры «ГЭС-2»

Общая площадь нового культурного пространства на острове Балчуг превышает 2 га: это историческое здание  ГЭС-2 1907 года постройки и здание старинного хранилища водочного магната Смирнова (теперь именуемое пространством «Своды»), специально созданная набережная канала, видовой мост под названием «Бельведер» и посаженная роща из 620 берез и 80 000 кустарников.

По задумке архитектора, дизайн здания «ГЭС-2»продолжает городское пространство. Парадный вход в здание открывается со стороны канала, как визуальное продолжение ступенек набережной, выложенной белой плиткой площади и такого же цвета пола внутри. Эту зону архитектор так и называет «Пьяцца», то есть площадь. Центральное пространство бывшей электростанции стало «Проспектом», на котором на разных  уровнях, нарезанных по вертикали, ввысь, к потолку, уместились учебные аудитории, экспозиционные залы, детские мастерские и игровые пространства, книжный магазин и кафе. Сейчас проспект перегораживают четыре студии, оборудованные для проекта открытия «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона». Исландский художник Кьяртанссон снимет на «ГЭС-2» свою, современную версию «Санта-Барбары».

Первый сезон на «ГЭС-2» продлится до 13 марта 2022 года. Он пройдет под названием «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» и призван проанализировать путь в 30 лет, что прошла постсоветская Россия после падения железного занавеса, когда страна стала объектом западной культурной экспансии.

 

Над содержательной частью «ГЭС-2» кураторская команда фонда V-A-C работала на протяжении шести лет — все время, пока бюро Ренцо Пьяно вело реконструкцию. Задачей обеих команд было создание демократичного пространства, развернутого, как говорили во времена «Санта-Барбары» на нашем телевидении, «лицом к москвичам». Тщательно проработанные детали интерьера нового пуристского пространства взывают к генетической памяти москвичей разных возрастов с разными стажами проживания в городе: от движущейся вешалки в гардеробе, точь-в -точь как у героини Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит», до фирменного, синего, московского цвета Малевича, которым Леонид Михельсон и Ренцо Пьяно решили покрасить трубы «ГЭС-2», и его же использовали для покраски части балок внутри «ГЭС-2» и даже туалетных кабинок. Эти же детали быта москвичей использовал и исландский художник Рагнар Кьяртанссон, главная фигура проекта открытия. Кьяртанссона, например, заинтересовала мода на проемы в стенах в виде арок, появившаяся в 1990-е, и неологизмы вроде «евроремонт».

Москвичи узнали о Кьяртанссоне осенью 2019 года, когда художник исполнил шестичасовой перформанс «Печаль победит счастье» на площадке Театра им. Маяковского. Зал, задрапированный в тепло-красные цвета, цветочные композиции из бордовых и розовых цветов, сладкие коктейли и монотонное пение мантры «Печаль победит счастье» под звуки ненавязчивого джаза, — перформанс напоминал сеанс регрессивного гипноза, возвращавшего зрителей в период неонатального развития. В этот раз, на территории Дома культуры «ГЭС-2», Кьяртанссон работает масштабнее и не так глубоко.

 

Отталкиваясь от факта, что «Санта-Барбара» стала первым американским телесериалом, который начали показывать в России в 1992 году, исландский художник Рагнар Кьяртанссон предлагает отмотать пленку истории назад и посмотреть, как мыльная опера сформировала культуру повседневности современной России. Помимо «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона» в «Доме культуры» открываются еще два больших выставочных проекта. Это в «В Москву! В Москву! В Москву» о стремлении к недостижимому идеалу, который курируют Рагнар Кьяртанссон и художник Ингибьорг Сигурьонсдоттир, и «Я моторы гондолы разбираю на части», посвященный представлениям о карнавале современных российских художников.

Дом культуры «ГЭС-2», внутреннее пространство
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Дом культуры «ГЭС-2», внутреннее пространство

Ренцо Пьяно разделил наземное пространство «ГЭС-2» на четыре уровня по высоте и создал еще два подземных этажа. Все уровни соединены лестницами и лифтами.

Библиотека «ГЭС-2»
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Библиотека «ГЭС-2»

В библиотеке — полный набор изданий по искусству,  опубликованных фондом V-A-C, и подборка книг, составленная по рекомендациям кураторов фонда. Есть оборудование для слабовидящих и слепых посетителей.

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!»
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!»

Для кураторов выставки призыв  «В Москву!» чеховских героинь — это и буквальное направление «В Москву», как называется работа Ольги Чернышевой с портретами дальнобойщиков и водителей междугородних автобусов, и образное стремление к высокому, недосягаемому, например к творчеству. Среди работ на выставке —  и двухканальное видео Рагнара Кьяртанссона «Грозный-прегрозный», посвященное теме нападения вандалов в 1913 и в 2018 годах в Третьяковской галерее на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» . И работа под названием «ВВП» Хилдигуннур Биргисдоттир — бытовые предметы из хозяйственных онлайн-магазинов, вроде терки и поддона для овощей, что замуровали в стену выставочного пространства.

Пространство «Проспекта» «ГЭС-2»
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Пространство «Проспекта» «ГЭС-2»

Здание ГЭС-2 архитектор Василий Башкиров спроектировал как трехнефное пространство по принципу церковной архитектуры. В центральном нефе архитектор реконструкции Ренцо Пьяно проложил свой проспект, нарезав пространство по вертикали на четыре уровня-яруса. Под коньком стеклянной крыши, на самом высоком ярусе Рагнар Кьяртанссон разместил знаковое произведение своего проекта — фотографию из МасDonalds на Пушкинской площади, где за прилавком стоят Ирина, Ольга и Маша, чеховские «три сестры» (интерпретация потерянной фотографии Джея Ранелли, сделанной около 1990 года)», 2021.

Директор фонда V-A-C Тереза Мавика
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Директор фонда V-A-C Тереза Мавика

Как оммаж индустриальному пространству бывшей электростанции у входа в здание сохранены рельсовый кран и детали оборудования. Планы на четыре сезона вперед, озвученные директором-сооснователем фонда V-A-C Терезой Мавикой, задают почти фабричный  ритм производства культурных проектов.

Выставка «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях»
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Выставка «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях»

Выставка российских художников (в проекте всего один иностранец Майкл Портной с видеоперформансом «Сто эффектных выходов») исследует тему карнавала, точнее, его постсоветскую часть, начиная  от «Птюча». На выставке заявлены перформансы, уличная танцевальная процессия, стендап-программа и ночной рейв. В зале выставлены объекты Ульяны Подкорытовой, Евгения Антуфьева, Ольги Тобрелутс, видеоработа Ольги Чернышевой, костюмы «Фабрики найденных одежд» Глюкли и «Новой академии» к «Золотому ослу» Апулея, — многодельный труд устроителей и авторов перформансов, спектаклей и карнавалов последних 30 лет. Видео Майкла Портного, которое транслируется в углу выставочного зала, содержит немало ироничных парадоксальных высказываний о перформерах и их занятиях. Среди прочего, например: «В мире искусства люди буквально писаются от восторга, глядя, как перед ними совсем ничего не делают».

Книжный магазин «ГЭС-2»
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Книжный магазин «ГЭС-2»

На первом этаже «Дома культуры» открыт книжный магазин, детская игровая площадка «Ателье» и кинотеатр. В кинотеатре запускается программа-кинофестиваль «Машина времени», где будут показаны 14 кинофильмов, созданных в период от 1986 года до нашего времени, по мнению кураторов, наиболее явно отражающих культурные преобразования, произошедшие в России.

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Рагнар Кьяртанссон, видеоинсталляция «Свет мира — жизнь и смерть художника», 2015
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Рагнар Кьяртанссон, видеоинсталляция «Свет мира — жизнь и смерть художника», 2015

20-часовая видеоинсталляция, транслируемая на четырех экранах, — экранизация романа Халдера Лакснесса «Свет мира», созданная группой из тридцати художников, писателей, музыкантов и танцоров во главе с Рагнаром Кьяртанссоном.

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Джейсон Моран. «Постановка: Танцевальный зал «Савой»1», 2015
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Джейсон Моран. «Постановка: Танцевальный зал «Савой»1», 2015

Инсталляция Джейсона Морана — реконструкция фрагмента потолка танцевального зала «Савой» 1930-1940-х годов — издает звуки джаза, под которые танцевали посетители, наложенные на записи вольнолюбивых песен афроамериканских рабов и лязг цепей.

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Рагнар Кьяртанссон, «Конец-Венеция», 2009
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Рагнар Кьяртанссон, «Конец-Венеция», 2009

144 портрета исландского художника-перформера Хаукура Бьорнсона, написанные Кьяртанссоном в павильоне Исландии во время Венецианской биеннале современного искусства в 2009 году.

Выставка «Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона»
Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»

Выставка «Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона»

На «Проспекте» «ГЭС-2»  оборудованы четыре студии, где команда из 70 человек под руководством Рагнара Кьяртанссона снимает новую версию сериала «Санта-Барбара». Съемки займут 100 дней, каждые два дня будет выпускаться новая серия. Сериал будут транслировать в пространстве «Дома культуры» на 14 мониторах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+