К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Все меньше барьеров для искусства: как инклюзия меняет работу музеев

Музеи, галереи и арт-институции по всему миру все чаще создают новаторские сочетания традиционных и интерактивных элементов для посетителей (Фото Getty Images)
Музеи, галереи и арт-институции по всему миру все чаще создают новаторские сочетания традиционных и интерактивных элементов для посетителей (Фото Getty Images)
Еще десять лет назад пределом инклюзивности в России был пандус при входе в музей. Сегодня люди с ограниченными возможностями здоровья могут увидеть экспонаты на сайте, стать участниками VR-прогулок, прослушать лекцию с субтитрами или записаться на специально организованную экскурсию. Forbes Life рассказывает, как инклюзия меняет музейные и арт-пространства

В июне 2019 года Организация Объединенных Наций утвердила стратегию по инклюзии для людей с ОВЗ, которая укрепила набирающий популярность тренд. Сегодня он диктует фокус развития многим крупным компаниям. Технологичные и доступные решения позволяют сфере культуры и туризма охватить больше людей и выйти на более высокодоходный рынок. На это указывает глобальное исследование, опубликованное Amadeus в мае 2021 года. По официальным данным, более 1 млрд  людей по всему миру сегодня живут с инвалидностью. В России число людей с ограниченными возможностями здоровья неумолимо растет и приближается к отметке 12 млн человек, из них 40% могут вести знакомый нам всем образ жизни (посещать кафе и рестораны, ходить на работу, смотреть фильмы в кинотеатрах и наслаждаться выставками в музеях), но только при наличии определенных условий и возможностей.

Восприятие слабовидящими и незрячими посетителями музейных экспонатов (Фото музея «Гараж»)

Музеи, галереи и арт-институции по всему миру все чаще создают новаторские сочетания традиционных и интерактивных элементов для посетителей: цифровые и статистические вывески для геопоиска, аудиогиды, объекты дополненной реальности, расширенные возможности приложений для мобильных устройств, фильмы со скрытыми субтитрами и стенограммами, сенсорные ресурсы и тактильные экспонаты. Эти решения позволяют не только расширить пользовательский опыт, превратив экскурсию в увлекательное путешествие, но и дают доступ к культурной среде людей с ограниченными возможностями здоровья. 

Какие технологии могут применяться в музеях и арт-пространствах

Технологию NAVIGUEO+ HIFI можно установить у входа в здание. Она активируется по запросу пользователя, чтобы избежать шумового загрязнения, будь то с помощью пульта дистанционного управления или смартфона с приложением MyMoveo. Такие девайсы и приложения помогают слабослышащим людям более комфортно проводить время в музеях.

 

В свою очередь, приложение Evelity позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья максимально оптимизировать визит в общественное пространство, чтобы получить наибольшую автономность. Оно выстраивает наиболее удобный маршрут, учитывая все индивидуальные особенности пользователя, и может работать на сложных площадках.

Созданию безбарьерной среды активно способствуют и развивающиеся VR/AR-технологии, которые формируют сервисы для социально важных сфер, например работы с инвалидами (навигация с дополненной реальностью для слабовидящих), и развития культурной составляющей (навигации и экскурсии по городам, музеям). Например, благодаря VR- прогулкам на сайте Государственного музея имени А. С. Пушкина огромное количество экспонатов мирового культурного наследия доступны и для людей с ограниченными возможностями. 

 
VR-прогулка на сайте Государственного музея имени А. С. Пушкина (Фото — скрин с сайта музея им. А.С. Пушкина)

Как это работает в США

США живут по стандарту, согласно которому все люди, независимо от их особенностей, имеют равный доступ ко всем зданиям, в том числе и к учреждениям культуры, музеям и арт-галереям. Здесь на законодательном уровне (ADA) закреплена обязанность музеев сохранять и поддерживать доступность, и поэтому инклюзия гораздо быстрее становится не приятным дополнением, а ожиданием и социальной нормой. 

Интерактивные туры под руководством специально обученных специалистов помогают посетителям узнать о коллекции с помощью разнообразных устных описаний и сенсорных впечатлений

Например, музеи, которые относятся к Смитсоновскому институту стараются сделать визиты людей с особыми потребностями настолько предсказуемыми, насколько возможно. На сайте каждого из них можно найти видеоролики, которые покажут, как пройдет визит в музей для посетителя с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), что позволяет максимально подготовиться к посещению и учесть все потенциальные сложности. А Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне проводит два раза в месяц устные экскурсии по методике America InSight для слепых или слабовидящих посетителей. Эти интерактивные туры под руководством специально обученных специалистов помогают посетителям узнать о коллекции с помощью разнообразных устных описаний и сенсорных впечатлений.

Популярный музей МОМА в Нью-Йорке регулярно организует программы для людей с ОВЗ. Они включают активности не только для людей со слуховыми и зрительными нарушениями, но и, например, для посетителей с деменцией или болезнью Альцгеймера. Расположенный по соседству Музей американского искусства Уитни выложил на сайте влоги с участием слабослышащих музейных педагогов, общающихся на американском языке жестов (ASL). Видео рассказывают о современном искусстве и выставках прошлого.

 

Что предлагают российские музеи

Музей современного искусства «Гараж» одним из первых в России ввел инклюзивные программы: адаптация спектакля Дмитрия Волкострелова «1968. Новый мир» для глухих и слабослышащих (спектакль был переведен на русский жестовый язык), курс «Архитектура. Доступно» для незрячих, серия танцевальных мастер-классов для взрослых людей с ментальной инвалидностью, фестиваль «Точка перемещения» для мигрантов. Теперь «Гараж» запустил онлайн-платформу «Музей ощущений», которая, объединив опыт российских и зарубежных программ и специалистов в области инклюзии, аккумулирует материалы и содействует обработке инклюзивных проектов и подходов. В дальнейшем ресурс может стать важным источником для исследований сферы инклюзии и поможет отслеживать схожие тенденции в культурной среде. 

«Гараж» запустил онлайн-платформу «Музей ощущений» (Фото DR)

Сайт платформы разделен на два блока: теоретический и практический. Теоретический блок предоставляет доступ к материалам об инклюзии, практический — предлагает конкретные практики и решения. На платформе также проходят тренинги и ежегодные международные конференции, с помощью которых стало возможным объединять опыт музеев и разных культурных институций. 

Еврейский музей и центр толерантности в Москве считается одним из самых инновационных и высокотехнологичных пространств. Просторный, длинный, одноэтажный, с большим количеством звуковых и визуальных эффектов — он не только использует интерактивность как «изюминку», но и применяет ее для взаимодействия с людьми с особенностями развития. Совместно с объединением глухих экскурсоводов «Жест в музее» центр проводит экскурсии для глухих и слабослышащих посетителей на жестовом языке по постоянной экспозиции и временным выставкам. 

Современные музеи стараются делать экспозиции доступными для людей с различными формами инвалидности, ведь особенности посетителей могут быть не очевидны. На сайте Еврейского центра можно найти карту сенсорной безопасности, которая предназначена для людей с пониженной или повышенной сенсорной чувствительностью. На ней отражены все факторы, придающие экскурсии атмосферу присутствия: яркие световые элементы, звуки, даже количество посетителей. Переключая кнопки с видами факторов, человек может построить индивидуальный маршрут с учетом своих предпочтений и особенностей.

Благотворительному сообществу крайне важно, что музеи и арт-институции принимают активное участие в формировании социальной повестки

Третьяковская галерея активно развивает проект «Лучше вместе». Сотрудники вместе с волонтерами проводят образовательные и творческие занятия для людей с различными формами ментальных нарушений. Именно благодаря проекту «Лучше вместе» в главном здании Третьяковской галереи посетители теперь могут воспользоваться социальной историей для людей с расстройствами аутистического спектра и картой сенсорной безопасности. В ноябре 2021 года подопечные фонда «Образ жизни» в числе других посетителей смогли оценить готовность Третьяковской галереи принимать гостей с ограниченными возможностями здоровья. Для жителей Жиздринского ПНИ была организована и проведена экскурсия, адаптированная для людей с особыми потребностями.

 
Третьяковская галерея активно развивает проект «Лучше вместе» (Фото DR)

Фонд  «Образ жизни»  и другие организации, которые занимаются помощью людям с ограниченными возможностями, видят большой потенциал в социализации и интеграции инвалидов в культурную среду. Благотворительному сообществу крайне важно, что музеи и арт-институции принимают активное участие в формировании социальной повестки: создании инклюзивного общества, пространства уважения и понимания, где каждый, вне зависимости от его особенностей, сможет чувствовать себя комфортно и прикоснуться к искусству.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+