К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Культ страха: почему мы так любим фильмы ужасов

Кадр из фильма «Заклятие»
Кадр из фильма «Заклятие»
В 2021 году в топ-20 самых кассовых фильмов в мире попали сразу два хоррора — «Тихое место 2» и «Заклятие 3: по воле дьявола». Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн объясняет, почему люди уже больше 100 лет обожают ужастики, и советует фильмы, чтобы пережить катарсис

В 1896 году Жорж Мельес снял первый в мире ужастик — трехминутный фильм под названием «Замок дьявола».  Затем в 1898-м он представил картину «Пещера демонов». В том же году в Японии сняли Bake Jizo и Shinin no Sosei. А уже в 1910 году за производство хорроров взялась американская киностудия Эдисона. Режиссер Джеймс Сирл-Доули создал первую экранизацию мрачного готического романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», который впоследствии получил десятки кинематографических воплощений. 

Уже более 100 лет миллионы зрителей обожают фильмы ужасов. В 2021 году в топ-20 самых кассовых фильмов в мире попали сразу два хоррора — «Тихое место 2» и «Заклятие 3: по воле дьявола». Первая картина при бюджете $61 млн собрала в мировом прокате почти $300 млн. Третья часть «Заклятия», на производство которой потребовалось всего лишь $39 млн, принесла производителям $202 млн. Стриминговый сервис Netflix ежегодно выпускает десятки новых ужастиков, которые попадают в топ платформы по количеству просмотров. 

Профессор Нью-Йоркского университета неврологии Джозеф Леду считает, что человеческий интерес к фильмам ужасов объясняется желанием почувствовать адреналин в безопасной обстановке. По его мнению, современные люди редко сталкиваются с реальными физическими угрозами. Для большинства перестрелки, драки на ножах, пауки, змеи, войны и необъяснимые инфекции остались в далеком прошлом. И хотя каждый человек знает, что те или иные предметы или явления представляют опасность, мы не можем представить, как бы мы справились в ситуации реальной угрозы нашей жизни. Фильмы ужасов позволяют испугаться, пережить стресс, почувствовать себя в некомфортной и небезопасной обстановке, при этом осознавая, что на самом деле ничего не случится. 

 

Колтан Скривнер, аспирант Чикагского университета, также исследует причины, по которым многие люди намеренно ищут возможности испугаться. Например, Скривнер опрашивает людей, посещающих заброшенные дома, зачем они это делают и какие испытывают при этом эмоции. Колтан считает, что в большинстве случаев они хотят получить новый заряд адреналина и дофамина. Одни понимают, что это «игра в страх» и ситуация, в которой им ничего не угрожает, — в таком случае человек просто получает удовольствие от слегка опасного приключения. Другие заранее испытывают мощный страх, но возможность пересилить себя гарантирует им еще больший гормональный всплеск. Такие люди также часто гордятся, что узнали о себе нечто новое в процессе посещения заброшенного дома, прыжка с парашютом или просмотра фильма ужасов и испытали совершенно непривычные эмоции. 

Профессор Мичиганского государственного университета Кинитра Д. Брукс также отмечает, что для многих зрителей просмотр фильма ужасов — это контролируемая возможность получить травматичный опыт. Возможно, человека что-то волнует, он чего-то боится, в прошлом он оказался в тяжелой и опасной ситуации и не смог это пережить и проанализировать. Фильм ужасов позволяет ему на определенный отрезок времени вернуться в это состояние и заново столкнуться со сложными эмоциями. При этом зритель может покинуть зал или выключить картину в любую секунду. Также он понимает, что у любого фильма есть конец, и что ужас, который он испытывает, не будет длиться вечно. И Брукс, и Скривнер считают, что некоторым людям хорроры помогают справляться со сложными и опасными ситуациями в реальной жизни. Они учатся побеждать негативные эмоции, контролировать страх, сохранять рассудок и не поддаваться стрессу и панике. 

 

Многие современные исследователи страха и его влияния на психику человека ссылаются на работу Зигмунда Фрейда. Австрийский психолог и невропатолог стал одним из первых специалистов, использующих катартический метод психотерапии, во время которого пациент должен был заново пережить травмирующее событие. По мнению Фрейда, катарсис — это длительный процесс острого негативного переживания, которое в итоге трансформируется в позитивное, потому что человек испытывает очищение от своего страха. Во время просмотра хоррора человек испытывает страх, потому что чувствует себя в опасности. Но когда фильм заканчивается, зритель испытывает удовольствие от того, что справился с ситуацией и пережил катарсис. 

Фредерик Л. Кулидж, профессор университета в Колорадо, считает, что теория Фрейда во многом правдива. Но отмечает, что для человека с нестабильной психикой, остро переживающего все эмоции и не контролирующего свое психическое состояние, и просмотр фильмов ужасов, и катартический метод могут оказаться крайне травматичными. 

Дэвид Иннес, профессор в колледже Charter Oak State College в Коннектикуте, выделяет еще одну причину, по которой многие люди любят фильмы ужасов: они четко осознают, что получают яркие эмоции и впечатления в совершенно нереалистичных условиях. Таким зрителям нравится факт, что во время просмотра хоррора они выходят за грани обыденности, забывают про бытовые проблемы и оказываются в эпицентре зомби-апокалипсиса или нашествия приведений. 

 

5 самых страшных фильмов ужасов, чтобы проверить себя.

«Реинкарнация» (2018)

«Реинкарнация» (2018)

Главная героиня фильма — художница Энни Грэхем — живет со своим мужем Стивом и двумя детьми спокойно и счастливо. Когда ее мать Эллен умирает, на похоронах Энни отмечает, что та всегда была очень скрытной и таинственной женщиной. В течение следующих нескольких дней выясняется, что кто-то осквернил могилу Эллен и что все родственники Энни страдали от тяжелых психических расстройств. В семье Грэхем начинают твориться ужасные события: дом населяют злые духи прошлого, а ее ближайшие родственники умирают при страшных обстоятельствах.

Этот фильм однозначно научит вас радоваться мелочам, но возможно, вы начнете бояться, что ваша жизнь может быть разрушена в любую секунду.

«Заклятие» (2013)

«Заклятие» (2013)

С этой картины Джеймс Ван начал свою карьеру режиссера самых страшных фильмов ужасов. Эд и Лоррейн Уоррен — известные и талантливые детективы, которые занимаются исключительно паранормальными расследованиями. Когда семья фермеров рассказывает специалистам, что их мучает злой призрак, они тут же выезжают на помощь честным американцам. Вскоре Эд и Лоррейн поймут, что столкнулись с самым сложным, опасным и коварным делом в своей жизни.

Если вы любите куклы и мягкие игрушки, лучше отложите просмотр этого фильма. После «Заклятия», вполне вероятно, вы решите сжечь всех своих барби, медведей и кроликов, лишь бы выжить.

«Синистер» (2012)

«Синистер» (2012)

Эллисон — автор серии бестселлеров детективного жанра — переезжает с семьей в небольшой городок в роскошный особняк. Жена надеется, что он завязал с работой над страшными сюжетами, и не догадывается, что прямо сейчас они живут в доме, в котором год назад была зверски убита целая семья. Эллисон пытается узнать, что произошло с жильцами особняка. В подвале он находит коробку с видеопленками, на которых запечатлены чудовищные преступления маньяка — в том числе убийство этой семьи. Чем ближе Эллисон к разгадке, тем сильнее чудовище хочет расправиться с его близкими.

Эта картина преподаст вам урок: если вы нашли чужие документальные видеопленки или дневники, не спешите их смотреть. Иногда чем меньше знаешь, тем дольше и тем крепче спишь.

«Паранормальное явление» (2007)

«Паранормальное явление» (2007)

Кэти и Мика живут в доме, в котором по ночам происходят странные вещи. Они постоянно слышат непонятные скрипы и стуки. Обнаруживают вещи не на своих местах. Видят, как без причины загорается свет или захлопывается дверь. Чтобы выяснить, что за духи населяют их дом, Кэти и Мика устанавливают в нем камеры. Они думали, что смогут докопаться до истины, но в итоге только разозлили призраков. Это однозначно самый успешный и самый страшный фильм в псевдодокументальном стиле. Так называют ужастики, якобы снятые героями картины в режиме реального времени.

Советуем не оставлять на ночь в гостиной включенную видеокамеру. Мало ли что вы узнаете о происходящем в соседней комнате.

«Зеркала» (2008)

«Зеркала» (2008)

Нью-йоркского полицейского Бена Карсона увольняют за убийство другого сотрудника. Он тяжело переживает потерю работы, становится агрессивным и начинает чрезмерно пить. Карсон живет у сестры, потому что жена выгнала его из дома, детям запрещают с ним общаться. Чтобы хоть как-то содержать себя, Бен устраивается охранником на территорию крупного универмага, который когда-то сгорел. Совершая очередной обход руин торгового центра, Карсон замечает нечто пугающее и зловещее в декоративных зеркалах.

Будьте готовы к тому, что после просмотра этого фильма вы еще несколько дней не сможете смотреть на собственное отражение (возможно, даже занавесите пару зеркал в квартире).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+