К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Новый вещизм: музеи Санкт-Петербурга достают из архивов ценные артефакты

Выставка «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов северной Евразии» (Фото Ольги Ганичевой)
Засилье виртуального во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве (первую онлайн-выставку NFT Эрмитаж провел в декабре 2021), заставляет музеи и зрителей по-новому взглянуть на предметы-артефакты. Forbes Life о новом тренде на примере трех выставок в Санкт-Петербурге

Больше драмы

Где и когда: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец, до 27 марта

Что смотреть: выставка «Пять искушений Иоганна Фауста»

 

В коллекции Музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге более полумиллиона экспонатов, раскрывающих историю театра и историю материальной культуры в целом. В своей области это крупнейшее музейное собрание в мире. В борьбе за посетителя у музея есть несколько сильных козырей.  У музея прекрасная репутация в стране и за рубежом (с 2009 года музей проводит международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум»), что позволяет ему брать для своих проектов произведения искусства первого ряда из крупнейших мировых собраний.  Пользуясь этими преимуществами, кураторы предлагают сложные, неординарные выставочные проекты. 

Шувал-Сергеев А. Н. Серия «Царскосельские парки». ГРМ·Петр Дьяков. Барокко (Фото DR)

В этом сезоне музей открыл выставку «Пять искушений Иоганна Фауста», которая формально посвящена истории создания произведений на сюжет Гете.  В рамках этого проекта: и опера Гуно «Фауст», и Бойто «Мефистофель», и оратория Берлиоза «Осуждение Фауста», и «Фауст-симфония» Листа, и «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке. Все они  «спорят» друг с другом за душу Фауста, осуждая или оправдывая героя.

Свидетельства этой борьбы в искусстве и массовой культуре XVI – XXI веков представлены как визуализация звучащей в наушниках посетителей музыки. Эта наглядная «полифония» собрана из произведений собраний Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии, Московского института музыки им. А.Г. Шнитке, Белгородского художественного музея,   объектов из инсталляции «Фауст» Андрея Бартенева, видео-арта группы AES+F «Пир Трималхиона», аудиовизуального перформанса Владимира Раннева и Мани Алексеевой, кинетических объектов Инженерного театра АХЕ. 

Алые атласные туфли Федора Шаляпина, сшитые для партии Мефистофеля (Фото DR)

Разговор идет не только об извечных вопросах одиночества человека перед лицом природы, Бога или техногенной цивилизации, тщетных попытках человека достичь всемогущества, всезнания и бессмертия. Кураторы проекта точно и довольно безжалостно зафиксировали сегодняшнюю ситуацию замешательства, растерянности и разъединенности людей. Посетитель бродит в потемках в наушниках в лабиринте обитых мягким звукоизолирующим покрытием стен, вокруг него «басни, кошмары, химеры» и алые атласные туфли Федора Шаляпина, сшитые для партии Мефистофеля, и диск Аллы Пугачевой с названием «Как тревожен этот путь», выстроенные в линию гигантские куклы в костюмах из перформанса Андрея Бартенева, и провал в полу в виде глубокого аквариума с живыми рыбками, аудиовизуальной инсталляции Владимира Раннева и Мани Алексеевой,  — предметный, реальный мир, обрушивающийся на посетителя под звуки музыки, действует сильнее любых спецэффектов на экране.

«Для полноты картины мы хотели представить чип Илона Маска из его проекта Neuralink, — рассказывает Елизавета Васильковская, заведующая выставочным отделом музея. —Этот чип, вживленный непосредственно в голову человека, способен передавать сигналы мозга по bluetooth напрямую в компьютер или смартфон. В контексте выставки этот чип представляется современным универсальным выражением фаустовской страсти». К сожалению, Маск не ответил на письма музея и чипа не прислал.    

 
Я. Г. Чернихов. Архитектурная фантазия. Иллюстрация к книге «Архитектурные фантазии. 101 композиция». Выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт» (Фото DR)

Чернильницы и лоскутки — рупоры эпохи авангарда

Где и когда: Музей истории Петербурга, Петропавловская крепость, Инженерный дом, до 30 мая

Что смотреть: выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт»  

Музей истории Петербурга владеет несколькими фондами хранения предметов материальной культуры, которые называет «вещественными памятниками». Например, фонд историко-бытовых коллекций (предметы быта, в том числе принадлежавшие известным людям), фонд декоративно-прикладного искусства (промышленный дизайн), фонд костюма, фонд науки и техники (бытовые приборы различных эпох). 

В Инженерном доме Петропавловки развернута выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт». В Музее истории Петербурга нашли свой поворот в сюжете русского авангарда, показав, как художники, страстно увлеченные идеей машины, пытались изменить, механизировать буквально все сферы жизни. Как они создавали новые типы жилья и фабрик, одежду и предметы быта, как пытались внедрить идею «машинерии» в изобразительное искусство, на театральные подмостки и в кино. Выставка получилась многослойной. Сначала идут чертежи, эскизы, проекты, макеты, фотографии, предоставленные Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей, Музеем архитектуры имени А. В. Щусева,  Театральным музеем имени А. А. Бахрушина и Театральным музеем Санкт-Петербурга. За ними — подробности, которые можно узнать, полистав виртуальные страницы на планшетах. Наконец, предметы, которых немного, но именно материальное воплощение идей и делает эту выставку. В сущности, эта подборка — лоскутки тканей, образцы ситцев с индустриальными орнаментами Варвары Степановой, агитационный фарфор Сергея Чехонина, хитрые чернильные приборы в виде турбин и домн неизвестных авторов. Все это, вместе с немногими реализованными и сохранившимися на сегодня архитектурными проектами,  — и есть те материальные следы, которые остались от грандиозных планов авангардистов. Картина поучительная и душераздирающая.

Выставка «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов северной Евразии» (Фото Ольги Ганичевой)

Фантастические твари и где они хранятся

Где и когда: Российский этнографический музей, до 13 февраля

Что смотреть: выставка «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов северной Евразии». Выставка «Ценности вне времени…», до 29 мая

Российский этнографический музей — обладатель одной из крупнейших коллекций «вещественных памятников» истории народов, населявших пространства в границах Российской империи, — хорошо знаком многим поколениям ленинградских и петербургских школьников. Однако в коллекциях Этнографического находится огромное количество уникальных артефактов, которым позавидовали бы крупнейшие мировые собрания, недаром музей называют «этнографическим Эрмитажем», «ловить» такие вещи нужно на временных выставках.

Выставка «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов северной Евразии» (Фото Ольги Ганичевой)

Самой яркой и эмоциональной выставкой сезона стала «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов северной Евразии». За громоздким названием скрываются настоящие сокровища.  Например, подлинный халат большой нанайской шаманки Нанэ Оненко с изображением космического солярного змея, тигра и птиц (начало ХХ века), шаманская железная корона с рогами, другие атрибуты, включая птицу, которая перемещала шамана в Верхний мир. В разделе, посвященном тотемным и фантастическим животным европейской России, показывают вышивки, изображающие волшебную птицу Алконост и птицу Сирин, которые, как известно, «близ рая пребывают». Эти же птицы, парящие над конем, изображены на дивной красоты прялках и символизируют невесту, а конь — жениха.  На первый взгляд неожиданно выглядят изображения львов, например, на дверях в избы и фронтонных досках, привезенных из Архангельской и Вологодской областей, но все объяснимо. «Лютые звери» пришли в народное сознание через книжную культуру, аллегорические бестиарии и геральдику.  Логичное продолжение «Бестиария» — экспозиция «Ценности вне времени…», посвященная золотому веку собирательской деятельности в области этнографии. Период начался с момента основания музея в 1902 году, до начала 1930-х годов, когда существование этнографии как научной дисциплины было поставлено под сомнение.  Для экспедиционно-собирательской работы тогда требовались особая смелость и героизм, и не только потому что в большинстве направлений отсутствовал транспорт и вообще дороги, а условия работы были суровыми и непредсказуемыми.

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+