К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Нарисовать деньги: зачем Netflix и НBO инвестируют миллионы во взрослую анимацию

Кадр из анимационного сериала «Конь БоДжек»
В 2018 году Netflix создал подразделение взрослой анимации, а в 2020-м подписал многолетний контракт с анимационной студией Titmouse, которая выпустила мультсериал «Большой рот». Другой стриминговый сервис — HBO Max — купил права на «Южный парк» за $500 млн. Forbes Life объясняет, зачем крупным платформам нужны «мультфильмы для взрослых»

Как взрослая анимация завоевала стриминговые сервисы

В 2018 году эксперты предполагали, что международные стриминговые сервисы — такие как Netflix и Amazon Prime Video — потратят на анимацию около 10-11% от общего бюджета и что этот показатель будет только расти. Оригинальные мультипликационные картины для взрослых также создают HBO Max, Adult Swim (отдельный блок на телеканале Cartoon Network), Amazon Prime, Hulu, Apple TV+ и другие. В производстве анимация значительно дешевле кино, а в перспективе может принести миллиарды своим создателям — в том числе благодаря мерчендайзенгу и видеоиграм. В 2021 году появились новые исследования, направленные на изучение роста рынка анимации для взрослых. Например, компания Advance Market Analytics, один из мировых лидеров в области исследования рынка, впервые подробно сегментировала индустрию, чтобы показать, какие форматы мультфильмов релевантны разной аудитории, какие есть трудности в процессе создания шоу и какие есть драйверы на рынке. Главный вывод, которому пришли исследователи, — индустрия взрослый анимации уверенно растет, и этот тренд закрепится на несколько лет. 

Глава компании High Concentrate LLC, которая специализируется на исследовании, разработке и продаже мультсериалов и мультфильмов для взрослой аудитории, Джон Эвершед написал отчет о состоянии рынка взрослой анимации. Документ был опубликован на сайте компании Toon Boom Animation, разрабатывающей программное обеспечение для производства анимации, в феврале 2021 года. Согласно этому отчету, всего за один год количество мультипликационного контента для взрослых, находящегося в разработке, возросло практически вдвое. В 2020-м готовились к выходу только 50 мультсериалов в то время, как в 2021 году их стало больше 100. 

Кроме того, Эвершед отмечает развитие жанрового разнообразия анимации для взрослых. Раньше более 60% всех мультфильмов «не для детей» были комедийными. Сейчас же растет жанровое разнообразие и набирают обороты фэнтези, драма, скай-фай, супергерои и приключения. При этом 56% производителей взрослой анимации — стриминговые платформы, а больше половины составляет оригинальный контент. Кроме того, сюжеты и персонажи компьютерных игр и комиксов становятся основой для мультипликационных шоу.

 

Самый активный покупатель анимации для взрослых — Netflix. Этот формат составляет практически 50% от общего числа всех новых проектов компании. Впрочем, Эвершед указывает на то, что и кабельное телевидение старается не отставать и заказывает мультсериалы для взрослой аудитории.

Бум на рынке взрослой анимации в последние пару-тройку лет связан и с пандемией Covid-19. Она оказала сильное влияние на кинопроизводство. Снимать фильмы с участием большого количества людей стало проблематично, а аудитория стала реже ходить в кинотеатры, все чаще отдавая предпочтение онлайн-платформам.

«Пандемия и локдаун остановили производство программ с участием реальных людей, оставив анимацию в явном преимуществе», — пишет The Guardian. Действительно, работу над мультфильмом можно производить если не полностью дистанционно, то хотя бы с минимальным количеством людей в одном помещении. Также при создании анимационного фильма нет жесткой привязки к звездным участникам, с которыми могут возникать конфликты, которые могут отказаться от съемок или потребовать увеличить гонорар. Даже в случае расторжения договора с актером озвучки деликатно изменить голос героя гораздо легче, чем изменить внешность. «Мы видим, что наравне со стриминговыми сервисами в игру вступают такие гиганты кинопроизводства, как Disney и Paramount. Анимационное производство весьма устойчиво в эти ковидные времена. Не было еще в истории лучшего времени для развития индустрии анимации и VFX», — заявила глава отдела Netflix Animation & VFX Саймон Эшфорд.

Стриминговые платформы все чаще заключают контракты с анимационными студиями и отдельными мультипликаторами. Летом 2018 года художник-аниматор и продюсер, создатель мультфильма «Гравити Фолз» Алекс Хирш подписал многолетний контракт с Netflix. Тогда, как пишет The Holywood Reporter, вице-президент Netflix по оригинальному контенту Синди Холланд пообещала, что Netflix продолжит расширять свой раздел анимации для взрослых. 

Активно инвестируя в анимацию для взрослых, Netflix в 2021 году анонсировал выход как минимум трех значимых мультсериалов, призванных «расширить границы того, что возможно в анимации для взрослых», как говорится в заявлении компании. Речь идет о комедийном мультсериале «Корпорация «Заговор» о теневом правительстве и секретных обществах — он вышел еще осенью 2021-го. Премьера черной комедии «Этот дом», созданной студией Nexus, состоялась в январе 2022-го. Наконец, спин-офф мультсериала «Большой рот» под названием «Отдел кадров» обещают выпустить 18 марта — недавно Netflix опубликовал трейлер.

 

В том же 2021 году запуск собственного раздела взрослой анимации анонсировала компания The Walt Disney DIS. Он будет производить контент для стриминговой платформы самого Disney — Hulu, а также для Fox, Apple TV+, HBO Max и других сервисов.

Наконец, в феврале 2022-го, издание Variety сообщило о том, что стриминговый сервис Hulu выпустит продолжение легендарного шоу для взрослых «Футурама». Премьера запланирована на 2023 год. «Этот культовый сериал помогал проложить путь к успеху анимации для взрослых с самого своего запуска, и мы с нетерпением ждем, как Мэтт и Дэвид (создатели «Футурамы» Мэтт Грейнинг и Дэвид С. Коэн — Прим. Ред.) продолжат этот путь и утвердят в будущем Hulu как место премьер для поклонников этого жанра», — говорит президент Hulu Originals Крейг Эрвич.

В России взрослая анимация не так стремительно развивается, как за рубежом. Хотя интерес аудитории к анимационному жанру есть. По данным ВЦИОМ, 40% россиян в возрасте 25-34 лет не против посмотреть мультики. Однако в России все началось с появления коротких сатирических мультфильмов «Масяня» в 2001 году и создания телеканала «2х2» в 2007 году. В то время как первая серия «Симпсонов» вышла в 1989 году, а «Южный парк» начали показывать в 1997-м. 

В 2021 году «2х2» сменил логотип, внес изменения в эфирную сетку и привлек к работе блогеров. В частности, среди новых рубрик появился канал про кино и взрослую анимацию с Chuck Review «Чак ТВ». Кроме того, телеканал анонсировал начало производства мультипликационного контента для взрослых. Действительно, в прошлом году вышел мультсериал «Вселенная Хакинга», а на 2022-й запланирована премьера мультсериала Take My Muffin про кислотную Кремниевую долину — проект создается в сотрудничестве со стриминговой платформой Premier и анимационной студией Toonbox.

Почему взрослая анимация — популярный формат

Рынок взрослой анимации находится на пике популярности и стремительно развивается. И во много этом связанно именно с психологией. Если раньше мы говорили о том, что мультфильмы иногда создаются не только для детей, то сейчас можно сказать, что они никогда и не были полностью детскими. Сегодня существует как минимум три основные причины, по которым взрослые люди так активно смотрят анимационные фильмы и сериалы.

Во-первых, всеобщий экзистенциальный кризис, на который повлияла в том числе и пандемия. «Как принимающий психолог, я наблюдаю у себя в кабинете тот самый мировой экзистенциальный кризис, о котором многократно говорили и другие психологи, — объясняет доктор психологических наук, преподаватель Московского института психоанализа Надежда Мазурова. — Высокая тревога, психологический дискомфорт, потеря смысла жизни, одиночество, неудовлетворенность жизнью, утрата связи с реальностью — эти ощущения должны быть где-то реализованы. Многие социальные институты сейчас утратили свое значение: друзья и семья порой не играют терапевтической роли. Так что дискомфорт и тревога копятся». Искусство, по мнению психолога, как правило, высокочувствительно к социальным явлениям и психологическому состоянию людей. Все это отражается и в современной анимации — появляются более философские фильмы. Для взрослой аудитории просмотр такого контента ощущается так, словно поговорил с другом, получил обратную связь. Есть некое единение: «Я не один это чувствую».

Во-вторых, накопление напряжения, стресса или агрессии у людей. Именно анимационный контент может либо дать разрядку в виде смеха, либо помочь реализовать через просмотр мультфильма то, что не получается сделать в реальной жизни. В анимации в этом смысле больше возможностей, чем в кино, так как нет эффекта личности актера. Об этом в своей книге «Понимание комикса» пишет и художник комиксов Скотт Макклауд. Согласно его теории, реальный человек, актер, на подсознательном уровне воспринимается зрителем как другой человек. Из-за этого он не может вызвать столь же глубокой эмпатии, какую вызывает нарисованный герой, с которым люди нередко ассоциируют себя.

«Один из вариантов «разрядки» — воплощение в герое всего того, что невозможно сделать в реальной жизни, то есть идентификация с этим героем. С живым актером идентифицироваться сложнее, потому что в таком случае меньше абстрагирования и допущений, а также меньше возможностей у самого человека. Герои мультфильмов в свою очередь — это просто ходячие характеры, ходячие анекдоты», — рассказывает Мазурова.

Третья причина — сверхвысокий норадреналин. Норадреналин — это медиатор нервной системы, его функция — психическое сопровождение стресса. Он влияет на активность мозга во время стрессовой ситуации. Конечно, это не единственные задачи, которые выполняет норадреналин в человеческом организме. От него зависят в том числе положительные эмоции от каких-либо рискованных или азартных мероприятий, которые закончились позитивно. Избыточный норадреналин делает человека нервным, агрессивным, напряженным.  

«Есть еще одно направление во взрослой анимации — конкретная визуализация жестокости и депрессивности. К ним относятся такие хорроры, как «38 обезьян», «Супертюрьмы!». Когда у человека сверхвысокий норадреналин, ему нужно что-то с этим делать. Прыгать с парашютом каждый день или гонять на мотоцикле по трассе со скоростью 300 км/ч он не может. Значит появляются эти диковатые сериалы с насилием, жестокостью, депрессивностью. Во время их просмотра есть сброс норадреналина», — объясняет Надежда Мазурова. 

 

Кроме того, анимационные картины, как и, например, сказки, используют архетипичные образы. «При восприятие анимационных фильмов мы опираемся на мир символов и на мифопоэтическое мышление, которое не у всех достаточно развито. Но именно оно в большей степени проявляется при общении с символической реальностью, к которой относится и анимация, и считывать те смыслы, которые не считываются настолько ясно при просмотре кино с живыми актерами», — рассказывает Forbes Life доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов. 

Существует даже метод психологической коррекции под названием «сказкотерапия». Он заключается в том, что сказки воздействуют не только на сознательное, но и на бессознательное — как раз с помощью метафорических образов. При этом связь с реальностью сохраняется, и человек находит в сказке пути решения разных проблем и задач. В этом смысле мультипликация — та же сказка. 

«Понятие «взрослость» достаточно размыто. Если мы посмотрим с точки зрения некоторых психологических концепций, то увидим, что многие взрослые сохраняют достаточно ощутимый «потенциал детскости». Они не утрачивают способности к идентификации с героями мультфильмов, то есть к подстановке себя на место персонажей. Они по-прежнему могут войти в смысловое пространство мультфильма и стать его участником — с более критическим осмыслением, с большей децентрацией, чем в детстве. Взрослый не растворяется в этом пространстве, как ребенок, но входит в него и черпает оттуда ценности, смыслы и проживает важные модели поведения», — объясняет Асмолов.

5 лучших анимационных сериалов для взрослых на Netflix

1. «Конь БоДжек»

Кадр из сериала «Конь БоДжек»

Это одновременно самый смешной и самый грустный анимационный сериал, когда-либо созданный Netflix. В центре сюжета — антропоморфный конь-актер, который в 1990 годах был звездой ситкома Horsing Around, рассказывающего о жизни трех сирот и их приемного отца-коня. Когда-то БоДжек был всемирно известен, его обожал каждый американец, он получал награды и зарабатывал миллионы. Сейчас БоДжек крайне одинок, он страдает от серьезной алкогольной и наркотической зависимости, ему нет места в современном толерантном мире. Во время просмотра этого анимационного сериала не покидает мысль, что все мы — немножечко БоДжек. 

 

2. «Рик и Морти» 

Кадр из сериала «Рик и Морти»

Проект телеканала Cartoon Network, который сейчас также можно посмотреть на Netflix. Премьера «Рик и Морти» состоялась почти 10 лет назад — в 2013 году, поэтому сериал уже успел стать анимационной классикой. Главные герои шоу — это сумасшедший, но гениальный ученый Рик Санчез и его трусливый, но весьма смышленый внук Морти. Вместе они путешествуют по галактике, спасают мир от катастрофы и изучают разных пришельцев. Изначально «Рик и Морти» был своего рода пародией и продолжением фильма «Назад в будущее», но в итоге стал культовым сериалом о взрослении, семье, политике и обществе, в котором много отсылок к главным произведениям 1990 годов — «Футураме» и «Симпсонам». 

3. Hoops

Кадр из сериала Hoops

В 2020 году на Netflix вышел сериал Hoops, который написал комик, музыкант и актер Бен Хоффман, известный широкой аудитории по псевдониму Wheeler Walker, Jr. Это история школьного тренера по баскетболу по имени Бен Хопкинс (Хоффман явно считает главного героя своим резонером). Хопкинс — полный неудачник, который постоянно матерится, пьет и пытается пережить расставание с бывшей женой. Супруга, кстати, ушла от Бена к его лучшему другу. Отец Хопкинса — известный профессиональный баскетболист, которого обожает весь город. Школьная команда Бена состоит из низкорослых ботаников и лузеров, которые совершенно не любят спорт, но почему-то пытаются играть. И хотя Хопкинс кажется невероятным уродом, на самом деле в глубине души он сделает все ради детей. 

4. «Корпорация «Заговор»

 
Кадр из сериала «Корпорация «Заговор»

Сериал Inside Job, который на русском называется «Корпорация «Заговор», — лучшая анимационная премьера 2021 года, исполнительным продюсером которой выступает Алекс Хирш, создавший культовый проект «Гравити Фолз». Главная героиня шоу — Рейган Ридли, которая работает в компании Cognito Inc., подчиняющейся мировому теневому правительству. С одной стороны, это гениальная политическая сатира, высмеивающая глобальные проблемы человечества и государственные способы их решения. А с другой — отличная комедия о взаимоотношениях Рейган с отцом, который когда-то основал Cognito Inc. Рэнд Ридли стал причиной карьерного успеха дочери и десятка детских психотравм Рейган. «Корпорация «Заговор» смотрится очень легко. Закрученный сюжет буквально вынуждает смотреть одну серию за другой. 

5. «Разочарование»

Кадр из сериала «Разочарование»

Мэтт Грейнинг — исполнительный продюсер и творческий консультант «Симпсонов» и «Футурамы» — один из главных героев взрослой анимации. В 2018 году Netflix заказал Грейнингу взрослый анимационный сериал в стиле фэнтези. «Разочарование» — это история о принцессе Дримляндии по имени Бин, которая больше всего в жизни обожает выпивать. Ее главным партнером по жизни является маленький демон Люцик, которого все считают говорящим котом. Вместе они постоянно ввязываются в авантюры, потому что Бин совершенно не хочет проводить время со своим тупым мужем — принцем Гисбертом, и сталкиваются с гендерной дискриминацией, потому что дело происходит в патриархальной средневековой Европе. Принцесса и ее персональный демон побеждают врагов и доказывают, что феминизм — важная часть современной повестки.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+