К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Очень страшное кино: может ли отмена зарубежных релизов в России обвалить рынок

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Новый «Бэтмен», «Соник 2 в кино», «Я краснею» и другие зарубежные блокбастеры были отозваны из российского кинопроката. Представители бизнеса считают, что это может означать начало конца российской киноиндустрии

1 марта стало известно, что Disney отзывает из российского проката новый мультфильм студии Pixar «Я краснею». Вслед за ними другие киностудии-мейджоры объявили об отмене показа в России своих крупных релизов. Warner Bros. отозвал нового «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном, Paramount — сиквел «Соника в кино» и приключенческий боевик «Затерянный город» (у обоих студий один и тот же прокатчик в России — Universal Pictures International), Sony — кинокомикс с Джаредом Лето «Морбиус». Отзыв фильма компания назвала лишь частью «отмены будущих релизов студии». Таким образом, судьба остальных крупнобюджетных фильмов из-за рубежа, которые должны были выйти в ближайшее время, оказывается под большим вопросом. Среди них — новая часть «Фантастических тварей», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Скорая помощь» Майкла Бэя и триквел «Мира Юрского периода».

Причиной отмены проката студии называют «спецоперацию»* на Украине. Источник Forbes в кинопрокатной индустрии утверждает, что также здесь сыграл роль экономический фактор. За день до новости об уходе американских блокбастеров из сетки релизов президент России Владимир Путин подписал указ «о применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним стран». Среди них — запрет на перевод средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. «Итогом такого ограничения становится фактическая невозможность осуществлять базовые экономические договоренности вроде отчисления доли с кинопроката владельцам зарубежных киностудий и, как следствие, остановка сотрудничества», — рассказал Forbes Life источник из крупной кинопрокатной компании. На запрос Forbes Life предоставить информацию о ближайших планах развития представители UPI и Sony отвечать отказались. Директор по связям с общественностью российского отделения Disney Игорь Потапов сослался на официальное заявление глобального офиса компании. Независимые дистрибьюторы, работающие с европейскими арт-релизами, говорят о том, что их договоренности со студиями на ближайшее время остаются в силе: об этом заявили «Экспонента» (ближайший релиз — «Парни под прикрытием», Saban Films), Capella Film («Мания», IFC Films), «Про:взгляд» («Прятки», Saban Films) и другие участники рынка.

Российские киносети уже объявили, что будут возвращать в кинотеатры хиты российского проката: в ближайшее время снова будут показаны «Холоп», «Батя», «Брат», «Движение вверх» и другие фильмы, которые помогут поддержать прокат на время застоя. Кроме того, некоторые российские релизы появятся в кинозалах раньше намеченных сроков: например, комедия «Хочу замуж» (совместное производство кинокомпании Peak Media и онлайн-сервиса START) вышла 3 марта вместо запланированной даты 5 марта. Роспотребнадзор даже рекомендовал кинотеатрам отменить ограничения по заполняемости залов. 

 

В индустрии сомневаются, что такие меры смогут спасти рынок. «Сейчас ситуация хуже, чем при пике ковида и весеннем карантине 2020-го. Два года назад люди жили в ожидании того, что вирус отступит и мы вернемся к нормальной жизни. В нынешней ситуации, когда вводятся все новые и новые санкции, трудно представить себе, что в ближайшие полгода российский кинорынок перестанет быть токсичным для зарубежных правообладателей», — поделился тот же источник из крупной кинопрокатной компании. «Эффект от санкций отложенный. Сейчас он чувствуется пока в минимальном количестве, потому что у нас докручиваются фильмы, которые уже были. Но при этом уже сейчас есть падение порядка 60% по выручке в будние дни», — рассказал Forbes Павел Поникаровский, основатель сети кинотеатров «Люмен Фильм».

Для американских блокбастеров российский кинорынок не первостепенный, заявляет продюсер и дистрибьютор Владислав Пастернак: «Для голливудских компаний он имеет значение только тогда, когда начинает приносить значительные деньги, но не ранее. Когда цифры становились весомыми, голливудские компании открывали здесь свои офисы, начинали системно привозить сюда своих звезд на премьеры, приглашать наших сниматься. Те же Disney и Sony до 2006 года включительно прокатывали свои фильмы через независимую компанию «Каскад», например. Россия достаточно долго входила в топ-10 мировых рынков кинопроката, по сборам отдельных проектов достигала и второго-третьего места в мире. Но Голливуду в последние годы интереснее зайти на китайский рынок, там цифры уже выше американских; разница с российскими — примерно в 10 раз». 

Новость об «изъятии» крупных американских кинорелизов из сетки проката привела представителей российской киноиндустрии в состояние шока. Даже повышенное производство отечественного контента не сможет покрыть все потребности кинотеатров — вышедший в августе 2020-го «Вратарь галактики» и в отсутствие конкурентов смог собрать меньше одной пятисотой части ($1,4 млн) от затраченного бюджета почти 800 млн рублей. РБК со ссылкой на «Бюллетень кинопрокатчика» и представителей киносети «Люксор» прогнозирует потерю кассы за март в 80%. «Фильмы голливудских студий в целом занимали порядка 75% наших сборов. То есть в любом случае мы как минимум упадем на эти же 75%. Такое падение не позволяет нашей бизнес-модели работать вдолгую. Мы будем изо всех сил стараться каким-то образом сохранить сотрудников и работать на российском контенте, но к чему это приведет, пока неизвестно. В долгосрочной перспективе [с падением как минимум на 75%] у нас нет никакого будущего. Это приведет к массовому закрытию кинотеатров. Мы так сильно изранены были ковидом, и у нас уже нет тех ресурсов, которые у нас были на старте ковидной истории», — поделился Поникаровский.

А что с онлайн-сервисами, которые два года назад переживали колоссальный успех на фоне кризиса кинопроката? Netflix уже остановил работу над отечественными сериалами из линейки Originals — «Анна К.» (производство «1-2-3 Production»), «Ничего особенного» («1-2-3 Production»), «Петля» («Водород») и «ЗАТО» («Русское»), — а также закрыл подписку для пользователей из России. Украинский онлайн-сервис Megogo, один из крупнейших в странах СНГ (официальное число пользователей — 40 млн), на днях приостановил свою работу в России. Источник из индустрии онлайн-кинотеатров говорит, что «пока поводов для паники нет», хотя, например, британские компании, занимающиеся производством телесериалов, среди которых BBC («Доктор Кто»), прекратят лицензировать свой контент для России, то есть новые сериалы будут недоступны для легального просмотра для российского зрителя.

В связи с этим растет риск нового витка развития пиратства. За 2021 год рынок онлайн-кинотеатров увеличился на 56% в сравнении с предыдущим — в то время как объем пиратской продукции также увеличился на 24%. Увеличение количества онлайн-сервисов приводит к тому, что украсть становится гораздо проще: цифровые копии фильмов гораздо проще «слить» пиратам, чем с физических носителей. Несмотря на наметившийся запрос на потребление легального контента во всем мире, включая Россию, нелегальный просмотр фильмов и сериалов по-прежнему популярен — согласно прошлогоднему опросу компании «Магаплан», боль­ше по­лови­ны (51,8%) рос­сий­ских ин­тернет-поль­зо­вате­лей пред­по­читают пи­рат­ский кон­тент офи­циаль­но­му.

 

3 марта Ассоциация владельцев кинотеатров (объединяет более 700 кинотеатров) обратилась к премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой в кратчайшие сроки разработать и начать реализацию программы поддержки проката отечественного кино в кинотеатрах страны. «Мы выражаем озабоченность высокой вероятностью ликвидации всей отрасли кинопоказа в стране», — говорится в письме. В том числе организация указывает на проблемы с техническим оборудованием, поставка которого сейчас прекращена, а российских аналогов не имеется.   

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+