К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Кино в подполье: где россияне будут смотреть новые фильмы и сериалы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В начале марта Netflix, Amazon Prime Video и Megogo приостановили работу в России. Посмотреть новые фильмы и сериалы теперь будет можно только пиратскими способами. Forbes Life выяснил у экспертов и представителей платформ и торрентов, что будет происходить с потреблением контента и как государство меняет отношение к бесплатным онлайн-кинотеатрам

2 марта украинский киносервис Megogо отозвал франшизу на территории России. Вслед за ним 6 марта об уходе с рынка заявил стриминговый сервис Netflix, оставив активными подписки только до конца расчетного периода. Уже 9 марта Prime Video разослал пользователям уведомление об ограничении деятельности сервиса на территории РФ. Остальные иностранные платформы пока еще действуют, но у пользователей уже начались проблемы с оплатой Apple TV+ из-за отказа App Store от работы с российскими банками. 17 марта стало известно, что зарубежные киностудии приостановили продажу лицензий на показ своих новинок онлайн-кинотеатрам из России (в том числе на размещение картин «Человек-паук: Нет пути домой», «King’s Man: Начало» и «Аллея кошмаров»).

По данным исследовательской компании «ТМТ Консалтинг», отечественный рынок онлайн-кинотеатров в 2021 году показал рост на 56% (вырос до 43,6 млрд рублей) относительно показателя годичной давности. Но, несмотря на активное развитие, зарубежные компании отказываются предоставлять доступ к своему контенту гражданам России из-за «военной спецоперации»* на Украине. 

Как предположил в интервью «Кинопоиску» Иван Трифонов, автор Telegram-канала Into the streaming verse, теперь аудитория пойдет за западным контентом на пиратские сайты, потому что легальный просмотр для пользователей не так важен, как факт самого просмотра. Хотя в нише кино и сериалов иностранные сервисы, по словам генерального директора Ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина, занимают около 25-30% рынка, аудитория заинтересована в зарубежном контенте, поэтому не будет отказываться от него из-за ограничений. На фоне сегодняшних изменений в сети уже появилось предложение депутата Госдумы Дмитрия Ионина разблокировать RuTracker для использования торрента российскими гражданами. Минцифры не поддержало отмену наказания за использование пиратского ПО, сообщает «Интерфакс».

 

Представитель RuTraсker.org сообщил Forbes, что платформа «в текущей ситуации не поддерживает никакие действия российских властей». Поэтому доступ будет заблокирован для пользователей из России, даже если Роскомнадзор уберет сайт из реестра запрещенных. Но с развитием облачных технологий наличие пиратского софта уже не так актуально: без подключения к интернету многие программы просто не работают. Также у пользователей есть бесплатные версии для некоммерческого использования, поэтому пропадает потребность в «ломаных» приложениях. К такому выводу торрент-платформа пришла из-за того, что с каждым годом поток жалоб от правообладателей на пиратский софт снижается.

Даже при ограничениях со стороны иностранных онлайн-кинотеатров трафик на пиратских платформах не растет, рассказал Forbes владелец ресурса ZETFLIX.zone. Запросы из поисковых систем «Яндекс» и Google падают  последние 3-4 года из-за блокировок РКН и антипиратского меморандума «Яндекса». Все чаще пользователи используют VPN, так как большинство сайтов и аккаунтов в социальных сетях исключены из российского поиска. Благодаря VPN выгоду получают как владельцы пиратских видеосервисов, так и сами пользователи: «Чем больше просмотров контента, тем больше самого контента».

При этом получать новинки все сложнее. Количество видеоконтента уменьшилось, и в ближайшее время ожидается еще большее сокращение. Это чувствуется уже сейчас: премьеры на официальных онлайн-сервисах Netflix, Disney и других приостановлены. Все идет к тому, что пираты будут вынуждены самостоятельно озвучивать релизы из зарубежных источников, как это было в нулевые. «Раньше достаточно было скачать уже готовое видео в русском дубляже и раздать пользователям. Теперь же новинки будут появляться с сильным опозданием», — рассказывает владелец Zetflix. Сейчас платформа адаптируется под новый рынок, но российские материалы публиковаться на ней не будут, так как они не подходят под формат сайта.

По его словам, в современных условиях интернет-пираты все равно ожидают увеличение блокировок: «За последний год градус давления со стороны РКН только повысился. Сейчас рынок кино- и видеоконтента в РФ очищен от таких гигантов, как Netflix, Disney. Скорее всего, в ближайшее время заблокируют YouTube. Значит, их место будут занимать отечественные киноплатформы, и начнется бойня за российский трафик. А лучший способ получения трафика — аудитория из поисковых систем». Правообладатели следят за расположением официального сайта в поисковых предложениях и, если позиция бесплатного сайта находится выше, обращаются в РКН с просьбой о блокировке.

Представитель платформы FanSerials, называющей себя «поисковиком по зарубежным сериалам»,  тоже отмечает давление со стороны Роскомнадзора: «К торрентам всегда относились негативно, и подобные ресурсы быстро уходили в блокировку РКН. Сейчас уже есть прецедент — RuTracker. К пиратским онлайн-кинотеатрам послаблений не было». «Коммерсантъ» сообщает, что за 2021 год доступ был ограничен к 59 000 пиратских сайтов и их копиям («зеркалам»). Это почти вдвое больше, чем за 2020 год: ведомство заблокировало 30 000 таких ресурсов.

 

Существование интернет-пиратов сейчас также осложнено упадком трафика и потерей рекламодателей. До февраля 2022 года ежемесячно сайт посещало более 3 млн человек, но за последний месяц статистика упала на 15-20%, сообщает представитель FanSerials. У платформ, где существенная часть аудитории с Украины, потери составили около 50%. «Политические события повлияли на количество зрителей и их интерес к контенту. Сейчас многие будут пользоваться пиратскими проектами и смотреть любимые сериалы, чтобы просто отвлечься от всех мировых проблем, от бесконечного информационного потока, который летит со всех сторон. Мы даем людям пространство, свободное от политики, проблем и санкций», — говорит представитель.

Платформа FanSerials (Скрин с сайта)

Основная проблема пиратского рынка — потеря рекламодателей. 90% всех агентств остановили деятельность на территории РФ и Украины. Пользовательские сборы не собирают даже 10% от требуемой ежемесячной суммы, поэтому вопрос финансирования стоит сейчас очень остро. «Обычно пираты живут за счет продвижения букмекеров и казино. Основная масса рекламных агентств находится на Украине, из-за чего сейчас все рекламодатели прекратили деятельность. Рекламы нет — нет доходов», — рассказывает представитель FanSerials. Отказавшись от развлекательного продукта, организации предоставляют кампании с политической рекламой. Платформам не нужна такая монетизация, так как бóльшая часть аудитории относится к подобному негативно. При этом Генпрокуратура получает больше оснований для блокировки сайта.

Но, по мнению представителя FanSerials, пиратские сайты будут и дальше существовать. Даже в тяжелой обстановке платформы ищут новые способы давать пользователям возможность бесплатно смотреть сериалы. Аудитория очень лояльно относится к пиратскому кинопродукту, а пока есть спрос — есть и предложение: «Русский человек очень любит бесплатный контент и всегда его найдет».

Тимур Имаев, аналитик Estimate Company, считает, что увеличение аудитории пиратских ресурсов очень вероятно. Уход с российского кинорынка крупных зарубежных правообладателей затруднит или сделает невозможным закупку отечественными онлайн-кинотеатрами новинок голливудского и европейского видеоконтента. Тогда катализатором станет пиратский контент, который составит конкуренцию российским легальным источникам. «Возможные послабления в адрес пиратских сайтов могут подкосить экономику отечественных платформ. Если слухи о разблокировке крупнейшего торрент-трекера в Рунете окажутся правдой, то аудитория пиратского контента возрастет в разы», — поделился Имаев с Forbes.

Но при этом аналитик отмечает, что рынок легального просмотра кино и сериалов за последние годы значительно укрепился в крупных городах. Передовые зрители знакомы с техническими возможностями обходить территориальные блокировки, поэтому не будут испытывать трудностей с доступом к зарубежному контенту. Учитывая это, сознательная часть аудитории, по мнению Имаева, подпишется на легальные сервисы за рубежом, но рассчитывать, что таких пользователей будет много, было бы наивно. Остальные будут делать выбор между отечественными платформами и пиратскими ресурсами.

 

Укрепление позиций российских киноплатформ отмечает и киноэксперт Александр Шпагин. Пиратский рынок фильмов и сериалов практически перестал существовать во время пандемии, так как аудитория перешла на отечественные онлайн-кинотеатры. Сейчас за контент в интернете платят больше, чем на прокатном рынке. Но при жестких ограничениях со стороны западных сервисов распространять контент Netflix, Disney и остальных в России будут интернет-пираты. «Подобные платформы естественно появятся, если иностранные компании сами себе перекроют кислород в России. Тогда интернет станет точно таким же, каким был всегда, — пиратским. Разумеется, зарубежные картины так или иначе будут к нам попадать», — рассказывает Шпагин.

Теперь заграничные компании находятся вне всякого правового поля, поэтому никак не смогут санкционировать деятельность нелегальных сайтов на российском рынке. По мнению киноэксперта, развиваться среда будет двумя путями: кинофильмы и сериалы русских авторов аудитория будет получать через легальные онлайн-кинотеатры, а зарубежные — с помощью пиратов.

При этом кинокритик Егор Москвитин отмечает, что нелегальное распространение контента не всегда негативно сказывается на индустрии. Так, в 2013 глава Time Warner (медиаконгломерата, в который входит канал HBO) Джефф Бьюкес заявил, что для «Игры престолов» пиратство приносит больше пользы, чем премия Emmy: чем больше людей по всему миру смотрит сериал нелегально, тем больше людей в конечном счете станут платными подписчиками HBO или его партнеров. «Полагаю, что такое же отношение к пиратству как к способу сохранения и аккумулирования временно недоступной аудитории  будет у правообладателей и сейчас», — рассказывает Москвитин. Например, контент стриминга Disney+ (в частности, сериалы, снятые вслед «Звездным войнам» и «Мстителям») в последние годы распространялся пиратами без особых препятствий — и помогал подготовить зрителя к так и не случившемуся запуску платформы в России.

В сегодняшней ситуации зритель ищет в кино утешения и стабильности, и ни один кинематограф мира так не славится постоянством драматургии и своим терапевтическим эффектом, как голливудский. В итоге к пользователям, привыкшим к пиратству, присоединятся еще и те, кто готов платить за контент, но попросту не имеет возможности это сделать. А также те, кто в новой экономической реальности сократит свои расходы на легальные стриминги и кинотеатры.

Москвитин рассказывает, как в прошлом временная пауза в производстве сериалов привела к их качественному рывку. Из-за забастовки сценаристов в 2007-2008 годах телевидение было вынуждено переключить внимание зрителя на реалити-шоу. Когда стачка завершилась, сериалам пришлось отбивать аудиторию обратно — и это стало одной из причин возрождения жанра. «Будем (наивно) надеяться, что грядущая схватка с пиратством тоже положительно скажется на российском контенте», — надеется кинокритик.

 

При участии Владислава Скобелева

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+