К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Пять камней преткновения: как оставить работу в большой компании и не навредить себе

Фото Getty Images
Даже в благополучные времена многие задумываются о том, чтобы «бросить это все» и выйти в свободный предпринимательский полет. Решиться на это сложно: не хочется терять стабильный доход и понятные перспективы роста. Но кризис, риск безработицы и турбулентные времена порой вынуждают к резкой смене карьеры. Как подготовиться к выходу из корпоративной колеи и не потерять себя в новой российской реальности?

Российский рынок фриланса, по подсчетам PwC, в 2020 году уже насчитывал 14 млн человек, отчасти его рост был обусловлен пандемией. В 2022 году история вновь совершила поворот: центр стратегических разработок (ЦСР) прогнозирует сокращение рабочих мест на 2 млн и увеличение безработицы в два раза. В этом контексте выход из корпоративной колеи для многих может стать внезапным, вынужденным и потребует быстрой адаптации к новой реальности.

Когда мы задумываемся о переходе в свободный полет, мы чаще всего думаем о его финансовой составляющей: кто за что и сколько будет готов нам платить, как на это прожить и, в идеале, не сильно потерять в уровне жизни по сравнению с корпоративным прошлым (или, наоборот, выиграть).  

Гораздо меньше внимания уделяется теме психологической адаптации к новой роли и образу жизни. Однако именно способность переосмыслить себя и переизобрести свою операционную модель будет ключевым фактором, который позволит остаться в игре или подтолкнет выйти из нее при первой возможности.   

 
«Покидая корпоративный мир, вместе со стабильной зарплатой мы нередко оставляем за бортом нечто более важное: профессиональную идентичность, ответ на вопрос «кто ты». 

Пройдя этот путь самостоятельно и наблюдая примеры в моем окружении, я сформулировала пять вопросов, которые я бы задала самой себе пять лет назад, чтобы облегчить переход. Кстати, если в свете текущих событий вы решили переехать в другую страну, эти вопросы тоже будут актуальны. 

Найдите ответ на вопрос — кто вы?

Доктор философии и эксперт в области внедрения изменений Уильям Бриджес в книге «Transitions» (в разных переводах «Время перемен» или «Трансформация себя») — а до него французский этнограф Арнольд ван Геннеп в «Обрядах перехода» — заметили, что перемены как процесс начинаются с конца. С конца предыдущей реальности. Покидая корпоративный мир, вместе со стабильной зарплатой мы нередко оставляем за бортом нечто более важное: профессиональную идентичность, ответ на вопрос «кто ты». 

Бриджес замечает: мы любим существительные. «Бухгалтер», «специалист», «директор по маркетингу». Существительные вызывают уважение. Особенно рядом с названием солидной организации. Но вот ты ушел с работы в надежде создать что-то свое — и с предыдущим существительным распрощался, следующее еще предстоит наработать, а при знакомстве с людьми нужно как-то представляться. Как?

Бриджес рекомендует: попробуйте глаголы. Что я делаю? Что я создаю? Кому и как я помогаю сделать что? Какую проблему я решаю? Получится не сразу, ответы будут эволюционировать, но именно из них со временем вырастет новая профессиональная идентичность. 

Какой социальный круг вам нужен и как вы планируете его выстраивать?

В условиях мегаполиса, где много работают и с друзьями видятся раз в полгода, мы нередко закрываем потребности в общении за счет рабочего коллектива. А значит, с выходом в свободный полет их придется закрывать самостоятельно. Как? 

 
  • Повседневное общение

Во-первых, ежедневное общение, социализация, физическое и эмоциональное присутствие людей в нашей жизни. Те из нас, кто живет в одиночку, особенно остро это прочувствовали весной 2020 года. Каждая прогулка с собакой и поход в магазин стали восприниматься как выход в свет и повод повзаимодействовать с людьми.

  • Сбор информации

Во-вторых, через общение мы собираем информацию: что происходит, что в тренде, что умные люди думают о всевозможных волнующих их материях и предметах. По сути, это информационная диета, и она может быть очень разной: разнообразной, однобокой, полезной и даже вредной. В помощь кружки по интересам, книжные клубы, сообщества при телеграм-каналах, random coffee и т. п. 

  • Профессиональные контакты и нетворкинг

В-третьих, круг общения — это в том числе потенциальные клиенты, партнеры, инвесторы. Социолог Марк Грановеттер в статье «Сила слабых связей» обращает внимание на то, что для бизнеса и карьеры дальние знакомые («слабые связи») полезнее ближнего круга. Именно через них возможен доступ к новым возможностям и выход на новые рынки.  

Наработка и поддержание слабых связей — процесс трудозатратный. Особенно в новой теме или в новой стране. Проще это делать через сообщества— например, сообщества выпускников организаций, к которым вы имеете отношение: бизнес-школ, компаний и т. п. Плюсом таких сообществ, помимо объединяющего опыта, является разнородность: по возрасту, сфере деятельности, географии проживания и т. п. Поэтому там можно найти и клиентов, и менторов, и инвесторов, и партнеров, и сотрудников, и работодателей. 

Если таких сообществ у вас нет, возможно, самое время их найти или создать.   

Как вы будете оценивать собственную успешность?

Делая корпоративную карьеру, мы привыкаем к некой системе координат, по которой оцениваем свою и чужую успешность. Туда могут входить, например, размер организации, название должности, уровень подчинения, планка по зарплате, количество людей в команде. Также мы привыкаем к обратной связи. Позитивная вдохновляет, но и негативная тоже в плюс: по крайней мере понятно, где мы, и куда нужно двигаться.

С началом свободного плавания система координат меняется. Обратную связь теперь дает рынок, и он не скажет напрямую: «Надо переделать». И не похвалит, если сделано хорошо. Доход сейчас не гарантирует доходов через месяц, зато приносит гораздо большее удовлетворение, чем фиксированная зарплата. Окружающим тоже сложнее понять, молодец вы или нет. И для части знакомых, возможно, ваш рейтинг упадет, по крайней мере вначале. Как к этому относиться — личный выбор каждого. 

В ситуации неопределенности хочется найти опору. Желательно, внутреннюю. Выработать свои собственные критерии успешности и показатели эффективности, и даже дать себе право их периодически не выполнять, и все равно оставаться молодцом. Как заметил Саймон Синек в книге «Бесконечная игра», в отличие от футбола, тенниса и других игр с фиксированной продолжительностью, жизнь и бизнес — игры бесконечные. А победа — не счет на табло, а продолжение и совершенствование самой игры. 

Как должна измениться ваша операционная модель?

Что будет стержнем вашего расписания — на день, неделю, месяц, год? У человека с карьерой ритм жизни во многом задает работа: начальство, совещания, цели, планы, отчеты. Когда все это остается позади, возникает соблазн сбавить темп и немножко отдохнуть. Однако, чтобы выстроить свое дело, скорость снова придется набрать. Причем уже без внешнего стимула и по каким-то своим новым правилам. 

Важно не разгоняться быстрее, чем можешь себе позволить, иначе можно выгореть — а это снова потеря скорости.   

Американский бизнес-консультант Джим Коллинз в Good to Great («От хорошего к великому») сравнивает любое начинание с огромным маховиком. Сначала ты его раскручиваешь — медленно, тяжело, но с каждым оборотом потихоньку ускоряясь. Постепенно маховик разгоняется и начинает вращаться по инерции. Первые несколько оборотов — самые сложные. Усилий много, а результат приходит не сразу. Несмотря на это, нужно продолжать. С другой стороны, важно не разгоняться быстрее, чем можешь себе позволить, иначе можно выгореть — а это снова потеря скорости.   

 

Помогает разбиение календаря на «кирпичики» и добавление рутин и якорных точек. По таким-то дням недели очные клиенты и личные встречи, а по таким-то — только звонки. Утро только мое: зарядка, кофе, лес, собака (и иногда фондовый рынок). Встречи и звонки только с 12-13. Быт максимально на аутсорсе (иначе не получается думать о делах). Спорт в щадящем режиме, он должен приносить энергию, а не забирать. У каждого этот баланс будет свой. Важно, чтобы он был, работал, задавал темп. 

Чего в «супе» не хватает для полного счастья?

Порой желание выйти из корпоративной колеи возникает потому, что мы очень многого хотим от карьеры. Деньги, признание, самореализация, импакт, круг общения, интеллектуальный вызов — вот далеко не полный список возможных требований к рабочему месту. Не каждый работодатель и не каждый карьерный трек способны их удовлетворить. Возможно, путь к счастью не в поиске идеальной работы и не в уходе в никуда, а в умной компоновке портфеля проектов.  

Это называется «портфельная карьера» (от английского portfolio career). Термин был популяризирован английским теоретиком менеджмента Чарльзом Хэнди и означал выбор в пользу нескольких part-time работ и источников дохода вместо полной занятости. Впрочем, некоторым удается собрать свой «портфель» даже в условиях полного рабочего дня. Помимо основной работы, там может быть, например, доля в бизнесе (если это не запрещено работодателем), преподавание, волонтерство, благотворительность, искусство (музыка, живопись, писательство), коучинговая практика. Не все сразу, конечно.   

«Портфель» занимает время, требует дисциплины и приоритизации. Какие-то проекты будут флагманскими, якорными, а какие-то просто для души. Однако в сложные времена «портфель» более живуч, чем просто карьера. Велика вероятность, что хотя бы какая-то его часть удержит вас на плаву финансово и эмоционально.   

В английском есть выражение: Never waste a good crisis. И еще одно, про лимоны и лимонад. Все к тому, что кризис, помимо его неприятных аспектов — время возможностей и время перемен. С одной стороны, сейчас имеет смысл особенно крепко держаться за своего работодателя. С другой — если рынок выталкивает в свободный полет, возможно, стоит попробовать поработать на себя. Опыт ценный, результат приходит не сразу. Если получится — прекрасно! Если не получится — небольшой перерыв в трудоустройстве в 2022 году вопросов не вызовет. Многим профессиональным управленцам рано или поздно хочется построить что-то свое. Есть повод начать или хотя бы задуматься о финансовой и психологической стороне перехода. Дорогу осилит идущий.

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+