К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пора сливать: зачем московские театры объединяют друг с другом

Театр АпАРТе (Фото DR)
Театр АпАРТе (Фото DR)
В марте Департамент культуры Москвы провел пять слияний театров. Театры объединялись не столько по схожести концепций, сколько по территориальному принципу, как это происходило в Москве ранее с городскими поликлиниками и школами. Forbes Life выяснил, поможет ли такая оптимизация театрам

Под административным присмотром 

В первый же день «специальной военной операции»* на Украине из театрального Центра им. Мейерхольда (ЦИМ) ушла его арт-директор Елена Ковальская, а 1 марта с поста художественного руководителя Центра был уволен режиссер Дмитрий Волкострелов. В тот же день стало известно об объединении ЦИМ и театра «Школа драматического искусства» (ШДИ). В качестве объяснения на сайте мэра Москвы приведена формулировка: «Решение принято с учетом особенностей площадки Центра (отсутствие труппы, проектный принцип деятельности), а также в связи с прекращением трудовых отношений с руководством Центра». 

Оба театра в том виде, в каком они известны современному зрителю, открылись в 2001 году, хотя существовали задолго до этого. ЦИМ был основан режиссером Валерием Фокиным в 1991 году и 10 лет работал на сторонних площадках. ШДИ открыл в 1986 году Анатолий Васильев (первые 15 лет театр существовал на Поварской улице). Оба театра действительно сосредоточены на творческом поиске, но к сегодняшнему дню они пришли в совершенно разной форме. Для ШДИ Анатолия Васильева слова «школа» и «лаборатория» были краеугольными. Но уже в 2006 году Васильев оставил пост худрука созданного им театра, а из существовавших при мастере лабораторий до сегодняшнего дня дожила лишь одна, возглавляемая Игорем Яцко (руководители других лабораторий, режиссеры Дмитрий Крымов и Константин Мишин, перестали работать в ШДИ с 2018 года. В 2020 году из Школы ушел еще один васильевский ученик, режиссер Александр Огарев). После ухода Анатолия Васильева основные сборы ШДИ стали приносить постановки Дмитрия Крымова. В 2012 году спектакль лаборатории Крымова «Сон в летнюю ночь («Как вам это понравится»)» по Шекспиру получил награду Эдинбургского фестиваля. 

ЦИМ с начала 2000-х позиционировался в первую очередь именно как место притяжения всего молодого и экспериментального. Статус одной из самых современных театральных площадок только креп, а с приходом Волкострелова на пост худрука в 2020 году ЦИМ должен был обрести новое дыхание. 

 

Объединенные театры возглавила директор ШДИ Ольга Соколова. На вопросы Forbes Life Соколова не ответила.

«Волею судеб в одной лодке»

Следующей парой для слияний и поглощений стали театр «АпАрте» и Театр на Таганке, о чем стало известно 10 марта. «АпАрте» был основан в 1998 году актером и режиссером Андреем Любимовым. В этом году театр должен был отмечать свое двадцатипятилетие. По словам директора театра Ивана Сигорских, он предлагал Департаменту культуры в качестве альтернативы  объединить «АпАрте» с более близким по духу Театром «Около дома Станиславского», которым руководит его основатель, режиссер Юрий Погребничко, и выражал готовность предоставлять свою площадку для других постановок ради сохранения репертуара. Однако территориальный принцип победил: театр, расположенный на улице Солженицына, присоединили к ближайшему большому соседу, Театру на Таганке.

 

Директор Театра на Таганке и театра «Содружество актеров Таганки» Ирина Апексимова так объяснила ситуацию Forbes Life: «Руководство Театра на Таганке узнало о принятом решении от своего учредителя — Департамента культуры, взявшего курс на оптимизацию театров. Предварительного обсуждения не было. Меня предупреждали, что это возможно, но без указания сроков. Объединение двух коллективов — очень долгий и трудоемкий процесс. В нем участвует Комиссия по налогам и сборам, Департамент имущества Москвы и другие организации, которые должны дать свое заключение. Достаточно сказать, что для завершения юридического объединения Театра на Таганке и «Содружества актеров Таганки» потребовался почти год, хотя фактическое объединение началось гораздо раньше, когда актеры обеих трупп участвовали в совместных постановках и лабораториях».

По мнению Ирины Апексимовой, пока идут юридический и финансовый процессы слияния, Театр на Таганке и театр «АпАРТе» будут работать в своем режиме без каких-либо кадровых изменений: «Мы берем тайм-аут на три месяца, до конца мая, чтобы в полной мере изучить ситуацию, познакомиться с репертуаром, финансовой историей, возможностями сцен и выработать совместную программу, которая позволила бы плодотворно развиваться обоим театральным коллективам. Волей судьбы мы оказались в одной лодке и должны совместно искать выход из сложившейся ситуации».

Сливают всех

В середине марта к Московскому театру кукол (МТК) был присоединен Московский Детский Камерный театр кукол, который получил статус Камерной сцены МТК. В «Коммерсанте» и Telegram-каналах появились сообщения о будущем объединении Театра Олега Табакова с театральным центром «Вишневый сад». Во время онлайн-встречи с лауреатами президентских премий для деятелей культуры 25 марта Владимир Путин обратился к Валерию Гергиеву с идеей об объединении руководства Большим и Мариинским театрами по образцу единой Дирекции Императорских театров, существовавшей в России до 1917 года.

 

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин в интервью Российской газете накануне Дня театра назвал тенденцию к объединению театров «нелогическим, необдуманным решением». «Наблюдаем это не только в Москве: объединяются разные по эстетическим программам и идеям театры. Где-то нам удалось вмешаться, а где-то мы узнали об объединении уже после того, как все случилось», — заявил Калягин.

Сливают всех

В конце марта было объявлено о присоединении к «Эрмитажу» Московского драматического театра «Сфера». Коллектив «Сферы» опубликовал открытое письмо, в котором назвал решение объединения «необдуманным и разрушительным не только для театра с уникальной историей и сценой, но и для всей театральной Москвы». На 13 апреля в театре намечена пресс-конференция по этому вопросу, где коллектив театра рассчитывал получить разъяснения инициатора слияния, руководителя Департамента культуры города Москвы Александра Кибовского. Накануне пресс-конференции руководителю «Сферы», главному режиссеру театра Александру Коршунову, стало плохо с сердцем, и ее отменили.

О том, как разворачивались события, Forbes Life рассказал актер «Сферы», народный артист России Дмитрий Ячевский: «В театр прислали приказ, а затем в департамент пригласили главного режиссера и директора. Им объявили готовое решение об объединении театров путем поглощения «Сферы» «Эрмитажем». Согласно этому документу, главным становится Михаил Левитин как художественный руководитель «Эрмитажа», а Александр Коршунов остается режиссером.  Директор  театра «Сфера» перестает существовать как единица». «В лучшем случае наш театр будет называться сценой «Сферы», — говорит Дмитрий Ячевский. — Хотя, по словам сотрудников департамента, с репертуаром и труппой ничего не происходит, мы понимаем, что суть оптимизации в сокращении финансирования. Рано или поздно начнутся сокращения и в труппе, и в цехах. Мы уважаем театр «Эрмитаж» и Михаила Левитина, но «Сфера» дышит совершенно другим воздухом. Мы не бунтуем против департамента, но хотим разговора, поисков решения, которое не разрушит театр».

По мнению Елены Мельвиль, преподавателя Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперта по менеджменту в сфере культуры, «в управленческой логике при слиянии театров  можно говорить об экономии порядка 10% издержек». По ее мнению, в идее объединения театров есть и экономическая, и цензурная составляющая. «Финансирование культуры составляет более 54 млрд, и если 540 млн пойдут на оснащение и повышение оплаты — это существенно, — говорит Елена Мельвиль. —  Но если в банку с хорошим рассолом поместить разного формата огурцы, то они будут одинаково солеными. Но для культуры, культурного разнообразия это будет убийственным. Тут важно найти баланс между оптимизацией расходов и разумным смыслом».

«В компании объединений не прослеживается единой модели или программы, поэтому возникают домыслы и предположения. Одни считают, что в основе лежит возрастной принцип, но Михаилу Левитину (художественный руководитель «Эрмитажа») за 75 лет. Другие говорят о географическом принципе, но часть ликвидируемых театров — будем называть вещи своими именами — в него не вписываются. Третьи противопоставляют «более успешные театры» «менее успешным». Но ни один театрал вам не скажет, что «Эрмитаж» более успешен, чем «Сфера», — говорит театральный критик, театровед Нина Шалимова.  

 

«Если нужно сокращать финансирование, почему это не обсуждается? Если это проблема художественная, тоже нужно объясниться. «Сфера» и «Эрмитаж» —  две совершенно разные традиции. Какая цель у их объединения? Каковы достижения нынешнего Театра на Таганке, чтобы сливать в него и «Содружество актеров Таганки», и театр «АпАРТе»? Задачи, механизмы и ожидаемые результаты таких слияний — абсолютная загадка, — говорит театровед, театральный критик Ольга Галахова. —  В театре все очень индивидуально. Такое объединение может быть успешным только в одном случае — если оно совершается по любви. Это как в браке, если один хочет, а другой — нет, ничего не получится».

Спектакль «Эпос о Лиликане» в театре «Тень» (Фото DR)

Объединение по любви и безысходности

31 марта  стало известно об объединении театра «Тень» (основанного в 1988 году  Ильей Эпельбаумом и Майей Краснопольской как первый частный театр в Москве, в 1997 году ставшего государственным), одного из самых успешных семейных театров в городе, рекордсмена по «Золотым маскам», и Московского детского театра теней.

Директор и художественный руководитель театра «Тень» Майя Краснопольская сказала Forbes Life: «Мы приняли это решение совместно с Московским детским театром теней при поддержке департамента. В нашем случае это ненасильственное объединение. У нас исторически нет никаких конфликтов, а я в свое время начинала свою трудовую деятельность в Московском детском театре теней. С тех пор наши связи не прерывались, у нас много совместных проектов».

Майя Краснопольская отметила, что к слиянию «Тень», семейный театр, подтолкнула личная ситуация: «Сейчас я совмещаю должность директора с должностью художественного руководителя, после того как полтора года назад умер Илья Эпельбаум. Это довольно сложно, а тем более при тех требованиях, которые сегодня предъявляются департаментом к дирекциям. Это одинаковые требования и для семейного театра из девяти человек, включая уборщицу, и для театра со штатом в 500 человек: те же 150 сайтов, на которые нужно подать сведения, а у нас это должен делать человек, который по вечерам играет спектакли. Конечно, совершенно очевидно, что любому театру нужно, лучше и правильно быть одному, но в таких условиях поодиночке выжить невозможно». 

 

Территориальное недоумение

8 апреля первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов направил мэру Москвы письмо с просьбой поручить департаменту культуры провести открытое совещание для обсуждения планов по объединению театров. В своем обращении народный артист РФ пишет о том, что «этот процесс вызывает большой резонанс в театральной среде города, порождает ощущение хаоса, нестабильности и нервозности», в то время как «территориальный принцип объединения, не учитывающий художественных и эстетических особенностей развития того или иного театра», вызывает недоумение. Пресс-служба Департамента культуры оставила вопросы Forbes Life без ответа.

«Департамент культуры Москвы хранит молчание либо потому, что ему нечего сказать, либо перед ним стоит неприятная задача ликвидации части московских театров. Может, их слишком много? Но разделите число театров на число потенциальных зрителей, — и окажется, что театров не хватает. Если это экономия в связи с ковидом и кризисом, то затраты на 80 театров в общем бюджете Москвы — сущие копейки. Поэтому департамент в целом ведет себя, скажем так, лукаво», — высказывает предположение Нина Шалимова.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости