К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Танцуем в будущее: 8 новых звезд российского балета

Ева Сергеенкова (Фото Большой театр)
Специально для Forbes Life балетный обозреватель Анна Галайда выбрала восемь имен молодых артистов, которые могут составить будущее российского балета
Ева Сергеенкова
Дамир Юсупов/Большой театр

Ева Сергеенкова

В Большом театре Ева начала с главных партий в «Бриллиантах» из «Драгоценностей» Баланчина и «Лебедином озере» — двух балетах, которые считаются вершиной любой балеринской карьеры. И если двуликую партию Одетты — Одиллии еще порой вручают дебютанткам как проверку на характер, выдержку и технику, то «Бриллианты» обычно знаменуют зенит мастерства, когда нужно танцевать не столько хореографический текст, сколько судьбу и свое понимание балета.

Как ни удивительно, именно об этом и оказались первые выступления 18-летней Сергеенковой — о больших надеждах, затаенных тревогах и о вступлении в мир с открытой душой. И при этом о партнерстве, готовности контролировать апломб и баланс — понятиях профессиональных, но и личностных тоже.

Кто-то склонен приписывать столь стремительный взлет выпускницы Московской академии хореографии прошлого года тому, что ее педагогом была ректор Марина Леонова. Но ректор выпускает класс примерно каждые три года, а Сергеенкова разом поставила себя в ту систему координат, в которой существуют не по штатному расписанию, а по гамбургскому счету. Неудивительно, что за несколько месяцев она взлетела с позиции артистки балета, на которую берут практически всех новичков, до первой солистки, от которой уже недалеко до статуса примы-балерины.

Елизавета Кокорева
Алиса Асланова·La Personne

Елизавета Кокорева

В Большой театр три года назад Елизавета пришла с таким репертуарным «приданым», которому могут позавидовать и балерины: с первого курса Московской академии хореографии она побеждала на крупнейших международных конкурсах, представляя там сложнейшие классические па-де-де. Но Большой обнуляет любые школьные успехи. Кокорева отправилась в кордебалет, чтобы уйти оттуда несколько месяцев спустя.

У Кокоревой виртуозный сольный репертуар: горделивая безымянная солистка в «Раймонде»; стремительно летящая, будто не касаясь земли, Тень в «Баядерке»; величественно сияющая Заря в «Коппелии»; игривый Амур в «Пламени Парижа». Предсказуемо успешно были освоены первые главные роли: Мари в «Щелкунчике», Китри в «Дон Кихоте», Сванильда в «Коппелии». А настоящим событием оказалось выступление в роли Нины Заречной в «Чайке» Юрия Посохова. Именно юная Кокорева уловила и передала соединение наивности, нервности, отчаяния, мгновенно оживив умозрительную идею «Чайки» в балете.

Мария Ильюшкина
Наташа Разина·Мариинский театр

Мария Ильюшкина

Недавний перевод Марии Ильюшкиной в первые солистки (в Мариинском театре это последний бастион на пути к статусу примы-балерины) балетоманы отмечали как важнейшую премьеру. Выступления этой танцовщицы с самого начала карьеры вызывали интерес, пристальное внимание, а теперь, к концу шестого года службы в театре, — уже настоящий ажиотаж.

Знаковой ролью артистки сейчас является Фея Сирени в «Спящей красавице», которую порой называют Феей Добра. А ее карьера, складывавшаяся не слишком торопливо, постепенно расцветает. Рядом с Марией в «Бахчисарайском фонтане» и Одеттой-Одиллией в «Лебедином озере» появились Никия в «Баядерке» и Медора в «Корсаре», а совсем недавно — легендарный «Лебедь». И пусть кто-то упрекает исполнение Ильюшкиной в отсутствии трагизма: даже в страдании ее мир гармоничен и просветлен, это не дает утратить веры в будущее.

Жанна Губанова
Агентство «Москва»

Жанна Губанова

Звездный час 25-летней Жанны Губановой настал в этом сезоне, когда она исполнила роль Джульетты в премьере постановки Константина Богомолова и молодого хореографа Максима Севагина. От балерины эта работа потребовала, вероятно, самого сложного в балете — быть естественной, безыскусной и сохранять органичность даже тогда, когда вместо танца должно свидетельствовать простое движение. Это именно то, чем запомнилась другая Джульетта Губановой — в театре «Кремлевский балет», которую она станцевала как приглашенная звезда в программе Международного фестиваля балета. Тогда, восемь лет назад, Жанна едва окончила Киевское хореографическое училище, и подвигом выглядела ее решимость станцевать изнурительную версию Юрия Григоровича, которая идет в Кремле.

После этого Губанову пригласили в штат другого московского театра — имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там теперь и можно встретить ее Снегурочку, Сильфиду и Машу в «Щелкунчике».

Стефания Гаштарска
Алиса Асланова·La Personne

Стефания Гаштарска

Стефания родилась в балетной семье. Но ее путь к главным партиям в одном из лучших российских театров пролегал крутым маршрутом. Хотя бы потому, что родом она из Македонии, там же начала учиться танцу. Но всю жизнь мечтала о русском балете, о сцене российского театра. Поэтому в 15 лет приняла решение участвовать в Открытом конкурсе артистов балета России «Арабеск» в Перми. Там на нее обратили внимание, и год она проучились в Пермском хореографическом училище, а потом прошла конкурс в Московскую академию хореографии. Окончание учебы смяло начало пандемии и самоизоляция. Но еще до этого она успела станцевать в школьных концертах на сцене Большого театра Адажио с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы», впечатляя кружевной отделкой каждого движения.

Год спустя презентация Стефании в статусе солистки Пермского театра совпала с мировой премьерой «Путеводителя по балету», которую выпустил новый руководитель труппы Антон Пимонов. Мягкость и деликатность ее танца точно отражает его хореографический почерк. А пермский репертуар в первый же сезон предоставил в ее распоряжение «Вторую деталь» Уильяма Форсайта и главные партии в «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Корсаре».

Иван Суродеев
«Урал. Опера. Балет»

Иван Суродеев

Когда уроженец Екатеринбурга Иван Суродеев поступил в Пермское хореографическое училище, на должность руководителя балета в его родном городе пригласили начинающего хореографа Вячеслава Самодурова. Тогда никто не подозревал, что к тому времени, когда Иван будет заканчивать учебу, уральский балет из заштатного превратится в один из лучших в стране, оказаться в труппе которого — редкая удача. Суродеев не только получил заветное приглашение, но и несколько месяцев спустя танцевал главные партии в «Щелкунчике». Три года спустя он — один из лидеров труппы.

Высокий, темпераментный, обладающий мощным прыжком, он мог бы быть Спартаком и Иваном Грозным, без которых сегодня страдают балеты Григоровича. Но в современном балетном мире иные ценности, и Суродеев, предсказуемо блистая Базилем в «Дон Кихоте» и Коленом в «Тщетной предосторожности», осваивает стилистические изыски модернистского «Видения розы», поражает мелкой техникой в балетах Бурнонвиля, учится носить колет Принца Зигфрида из «Лебединого озера», участвует в знаковых постановках Самодурова и сотрудничает с молодыми хореографами Антоном Пимоновым и Максимом Севагиным.

Марчелло Пелиццони
Красноярский театр оперы и балета

Марчелло Пелиццони

Учиться балету Марчелло Пелиццони начал дома, в Парме. А в 14 лет, не зная ни слова по-русски, поступил в Московскую академию хореографии. Четыре года спустя, уже свободно владея языком, Пелиццони принял приглашение Красноярского театра. Этот театр дал ему то, что вчерашний выпускник редко может получить в столицах: весь классический репертуар и возможность осваивать главные партии, практически минуя кордебалет, частые выходы на сцену и сотрудничество с выдающимися мастерами старшего поколения, ведь в ведущих отечественных театрах, даже в регионах, в последние годы была налажена интенсивная балетная жизнь. Пелиццони использовал возможности с толком — в этом могли убедиться все зрители проекта «Большой балет» на телеканале «Культура», в последнем сезоне которого его дуэт с Анной Федосовой стал одним из любимцев публики.

Матвей Никишаев
Красноярский театр оперы и балета

Матвей Никишаев

В балете «Катарина, или Дочь разбойника», старинном романтическом спектакле, который с триумфальным успехом вернули на сцену в Красноярске, Матвей по очереди исполняет обе главные мужские роли, благородного художника Сальватора Розы и горца-бандита Дьяволино. Зрительские сердца разрываются, отдать предпочтение романтическому герою или его сопернику-злодею.

В постановку Никишаев попал всего через год после того, как отправился на покорение Сибири. Отправился он из Москвы, где окончил не самое именитое хореографическое училище имени Лавровского. Умение эффектно подать характерный танец в сочетании с отличной классической техникой сделало танцовщика одним из открытий резонансной премьеры. За неполные два профессиональных сезона он заслужил не только статус премьера, но и завидный репертуар в Красноярском театре оперы и балета — Лель в «Снегурочке» и Тибальд в «Ромео и Джульетте», Принцы в «Щелкунчике» и «Золушке», Ротбарт и Зигфрид в «Лебедином озере».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+