К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Хотят, но боятся: что мешает фондам принимать пожертвования в криптовалюте

Фото Getty Images
По данным платежного сервиса Triple А, более 17 млн человек в России владеют криптовалютой, и число постоянно растет. Фонд «Друзья» и аналитическое агентство Mindsmith провели исследование об использовании криптовалют в благотворительности и выяснили, что мешает фондам эффективно использовать цифровую валюту

Для исследования (результаты есть в распоряжении редакции) опросили более 60 благотворительных фондов. Вопросы касались использования цифровых платформ как инструмента привлечения пожертвований, готовности принимать их в криптовалюте и того, что сейчас препятствует этому. 

Дополнительно исследователи провели 15 интервью с руководителями благотворительных фондов и донорами — как с опытом в криптовалютах, так и без, а также с пулом экспертов: разработчиками, юристами, трейдерами. 

Почему благотворительные фонды заинтересованы в криптовалюте

Согласно опросу, сегодня каждый второй фонд хотел бы получать пожертвования в криптовалюте. При этом активное согласие выразили 16,7%, скорее были согласны 30%, скорее не согласны 6,7% и затруднились ответить 46,7%. Осторожный интерес к безналичным пожертвованиям и криптовалюте объясним. Согласно исследованию «Частные пожертвования в России» за 2021 год Благотворительного фонда развития филантропии (признан в России иноагентом), в России доля пожертвований наличными снизилась с 39% до 33%, а пожертвования через онлайн-площадки составили 44%. Также выяснилось, что за последние 12 месяцев больше всего участвовали в благотворительности именно молодые люди 18–24 лет (68%). И только 46% россиян старше 55 лет делали пожертвования. 

 

На основе проведенных интервью и опросов авторы исследования фонда «Друзья» и аналитического агентства Mindsmith выделили несколько мотивов, которые побуждают НКО обратить внимание на криптовалюты. Среди них — увеличение объема финансовых пожертвований и числа «новых сторонников», повышение прозрачности транзакций благодаря блокчейну, создание «образа НКО, которая идет в ногу со временем», а также ожидание, что «новый инструмент может стать наднациональным и открыть возможность принимать пожертвования из любой точки мира и обходить нюансы национального законодательства». 

Что мешает использовать новые механизмы пожертвований

Несмотря на растущий интерес к теме криптовалюты, реально начать принимать ее от доноров в ближайший год готов лишь 1 из 10 фондов. По мнению соучредителя фонда «Друзья» Гора Нахапетяна, НКО с сомнениями относятся к криптовалютам из-за недостатка информации: «Возникает проблема недостатка знаний, непонимания. Сюда же накладываются юридические и технологические ограничения. В том числе преградой становятся страхи по поводу того, откуда криптовалюты пришли: есть мнение, что они часто задействованы в незаконной деятельности».

Основные опасения у фондов вызывают юридический статус криптовалют и непонимание, как это реализовать технически 

Опрос подтверждает мнение Нахапетяна: основные опасения у фондов вызывают юридический статус криптовалют (63,3%) и непонимание, как это реализовать технически (60%). Больше половины опрошенных не знают, как отчитываться за эти средства (53,3%), небольшой процент не хочет быть пионерами в этой области (6,7%) или затрудняется ответить (6,7%). К группе скептиков можно отнести тех, кто сомневается, что есть доноры, готовые делать пожертвования в криптовалюте (16,7%), и тех, кто вообще не верит в ее будущее (3,3%).

Кто работает с криптовалютой уже сейчас 

Среди успешных примеров использования цифровой валюты среди российских НКО исследователи выделяют фонд «Подари жизнь». Как рассказывает директор фонда Podari.Life Леля Шергова, они задумывались о фандрайзинге в криптовалюте еще в то время, когда биткоин стоил около $80. Однако начать что-то делать они смогли только после открытия в США Podari.Life в 2015 году. «В Америке с криптовалютой все проще и понятнее», — говорит Шергова и добавляет, что сейчас американский фонд получает пожертвования через платформу Coinbase и продает цифровую валюту только по необходимости под определенные задачи и проекты. 

В итоге Podari.Life столкнулся с большим притоком финансирования  в криптовалюте, которого никто не ожидал, изначальные задачи американского фонда Podari Life были расширены. «В том числе на правах сестринского фонда мы вкладываем средства в деятельность российского фонда «Подари жизнь», — говорит Леля Шергова. Приток пожертвований в криптовалюте объясняет блокчейн-эксперт Гербер Шопник — он утверждает, что среди криптодержателей много желающих заниматься благотворительностью. По его мнению, «большинству владельцев криптовалюты удалось заработать деньги практически из воздуха, на этом фоне у них появится желание как-то поделиться ими с обществом».

В 2021 году «Подари жизнь» провел NFT-аукцион, приуроченный к 15-летию фонда. Работы для аукциона подарили сами художники, поэтому, по словам Шерговой, никаких рисков они не несли. «Я бы сказала, что для российской благотворительности в нынешних реалиях, возможно, более удачным будет выбор NFT [а не криптовалюты], так как он более понятен. Тем более есть возможность избежать взаимодействия с криптовалютой и получать фиат (валюту, стоимость которой обеспечивает государство, которое ее выпускает. — Forbes Life)  с продажи работ», — говорит директор фонда. 

Какие факторы помогут криптовалютному фандрайзингу в России

Проанализировав результаты опросов и интервью, авторы исследования выделили факторы, которые могли бы способствовать внедрению криптовалюты в НКО-сектор. В результатах исследования особый акцент сделан на роли государства — именно оно, по мнению авторов, должно взять на себя законодательное регулирование сферы работы НКО с криптовалютой и обеспечение ей понятного юридического статуса. Инициатива со стороны государства также поможет укреплению имиджа цифровых валют. «Шагом в этом направлении мог бы стать выпуск российским правительством собственной криптовалюты или «токенов добра», которые будут идти в благотворительный сектор», — говорится в результатах исследования.

С точки зрения технических трудностей проблему могло бы решить готовое инфраструктурное решение для НКО: платформа-посредник, принимавшая бы криптовалюту и распределяющая ее по благотворительным организациям, или понятное решение, которое любой фонд мог бы интегрировать к себе. 

Эксперты сходятся во мнении, что сейчас криптодержатели и НКО-сектор в России почти не пересекаются

Исследователи уверены, что подобную инициативу нельзя реализовать без посредничества институций, готовых консультировать НКО; объяснять, как начать пользоваться новым инструментом фандрайзинга в рамках закона; помогать понять новых криптодоноров и выстроить с ними эффективную коммуникацию. Отдельно они выделяют пункт про образовательное сопровождение благотворительных фондов: это может быть «разработка и распространение внутри сектора методички для благотворительных фондов по работе с криптопожертвованиями; создание для НКО лекций, вебинаров, онлайн-курсов, связанных с темой криптовалютного фандрайзинга».

Эксперты, принявшие участие в исследовании, сходятся во мнении, что сейчас криптодержатели и НКО-сектор в России почти не пересекаются, но видят потенциал для сближения. 

Рассылка:

  • Свежий номер
Оформить подписку

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+