К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Время ненависти и тишины: что думают галеристы о ситуации на арт-рынке

Алина Глазун, «Юпитер, ты сердишься», галерея МИФ
Алина Глазун, «Юпитер, ты сердишься», галерея МИФ
Специально для Forbes Life колумнист, галерист Александр Бланарь поговорил с 12 галеристами из Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы понять, что происходит на арт-рынке, какое искусство сейчас востребовано и кто его покупает

Место для искусства

Почти все участники рынка заняли выжидательную позицию. Исключением стала галерея Lazy Mike, заявившая, что закрывает свое пространство в Москве и открывает в Берлине.

Кто-то изменил расписание выставок. «Художник в таком эмоциональном состоянии, что не может работать, поэтому нам пришлось сдвинуть августовский проект на июнь и оперативно собрать другую экспозицию», — рассказала Ольга Профатило из галереи Myth. В галерее Pop/off/art gallery, напротив, планируют соблюдать план, сформированный до 2023 года, но, как рассказал Forbes Lifе совладелец галереи Сергей Попов, поменяется само содержание выставок. Галерея Алины Пинской шумно отметила пятилетие работы: «Мы не можем предсказывать будущее, но в настоящем должно остаться место для искусства», — объяснила свою позицию Алина Пинская. 

Любовь Агафонова из галереи «Веллум» открыла выставку Александра Альтмана в Музее русского зарубежья, но пока не спешит с выставкой графики Георгия Нисского. «Старые проекты я продолжаю, но начинать новые считаю неразумным и неприличным», — сообщила Агафонова.

 
Александра Гарт, «Без названия», 2020, галерея Anna Nova

«Мы вынуждены уговаривать художников не забирать работы, — рассказывает Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф». —Довольно неприятно ощущать волну ненависти. Некоторые русские художники теперь принципиально не хотят иметь дело с государственными институциями. Эта позиция, конечно, создает для нас определенные трения, поскольку мы продолжаем считать основными вехами карьеры художников именно выставки в больших серьезных государственных музеях. Но это все временно и, думаю, быстротечно».

Галеристы едины во мнении: ситуация должна проясниться. «Если в первом квартале года обычно можно спланировать уровень продаж, ориентируясь на показатели прошлых лет, то в этом году нужно подождать с прогнозами, — говорит Ксения Подойницына, галерея InArt. — Ситуация беспрецедентная, она повлечет за собой сильнейшие изменения. Ниши, которые каждый участник рынка так скрупулезно создавал,  если не  уничтожены, то точно заморожены». С ней согласна Наталья Литвинская, основательница «Галереи Люмьер»: «Сегодня время тишины. Продажи есть, но очень незначительные. Сложившаяся ситуация отражается на всех».

 
Игорь Скалецкий, «Волшебница Бастинда», 2022, Alina Pinsky Gallery

Новые рынки русского искусства

 «Мы понимаем, что сейчас время передела рынков, время выстраивать новые партнерские связи, и что нам стоит обратить внимание на страны Азии и Южной Америки», — делитcя стратегическими планами Алена Курмашева из галереи Osnova. Сергей Попов, основатель Pop/off/art gallery, тоже считает, что такая диверсификация неизбежна, но она займет время, Попов отмечает, что на быстрое переключение на Восток у галереи нет средств.

Меняет свою стратегию на рынке галерея Lazy Mike. «Нашей миссией было показать западному рынку потенциал российских художников. Сейчас мы от этого не отказываемся, но, помимо этого, хотим создать максимальные возможности для продвижения художников из Украины», — рассказывает галерист Таня Штерн. 

Любовь Агафонова, владелица «Веллум», напротив, предлагает искать новый рынок не вовне, а внутри страны: «Мы всегда работали для себя, для русских. Важность нашего искусства для мира всегда была задвинута на дальние позиции. Поэтому если страна останется, то искусство все равно будет востребовано». 

 
Чинчжу Ли, «Три вопроса», 2019, «Триумф»

 «Но все-таки есть уверенность, что рано или поздно искусство будут приобретать. Сложно прогнозировать, когда именно это произойдет, но это лишь вопрос времени», — считает Анна Баринова, владелица галереи Anna Nova. С ней согласна Алина Пинская — галеристка уверена, что «пройдет немного времени и все опять захотят покупать, чтобы доставить себе радость». Какое искусство будет востребовано на рынке и кто станет его покупать — вопрос, который сейчас занимает всех галеристов. 

Ксюша Ласточка и Максим Трулов, Bogorodskaya toy, галерея Lazy Mike

Новое искусство и новые люди

«В самые трудные времена всегда есть люди, которые благоденствуют. К ним идет наша дорога. Нужно вновь учить людей покупать хорошее искусство — возможно, новых людей», — убежден Дмитрий Ханкин из галереи «Триумф». Пока новая страта покупателей современного искусства еще не проявила себя, как и не возникло искусство, порожденное новой политической ситуацией: «В  России в тяжелые кризисные времена, когда все маски сброшены, а условности отринуты, рождается замечательное, крепкое, лихое и очень притягательное искусство. Я надеюсь на это и не хочу пропустить», — говорит Ханкин. 

Владимир Потапов, из серии «Внутри», 2020, Pop/off/art gallery

Анастасия Шавлохова, владелица галереи Szena, делает ставку на новое актуальное искусство: «Современное искусство — это поиск языка времени. Сейчас мы стремимся работать с художниками и делать проекты, которые фиксируют момент сейчас, дают пространство для рефлексии, расширяют дискурсивное поле, созвучны времени и контексту». 

Схожей позиции придерживается и Сергей Попов из Pop/off/art gallery: «Гуманитарный шок даст возможность художникам создать яркие высказывания, свидетельства, которые переживут настоящее время». Однако, делает ремарку Попов, такого искусства он пока не видел: «К сожалению, самые значимые произведения такого рода сейчас — документальные кадры из разрушенных городов, тела убитых и лица страдающих людей. Почти никакое искусство не выдерживает сопоставления с ними. Если художник не претендует на то, чтобы создать свою «Гернику», пусть отложит кисти и займется чем-то другим».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+