К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Саморазвитие малых территорий: как социальные проекты меняют жизнь регионов в России

Фото Александра Астахова
Какие проблемы малых территорий сегодня стоят наиболее остро? Какие из них обострились на фоне нынешнего кризиса? Как появляются социально важные проекты в регионах? Можно ли строить культуру там, где нет дорог и света? И при чем тут внутренний туризм? На эти и другие вопросы отвечают руководители НКО, социологи и локальные предприниматели

22 июня в музее AZ состоялась закрытая дискуссия FCLUB и Фонда Тимченко, посвященная вопросам развития малых территорий и влиянию социальных проектов на жизнь российских регионов. Важной частью разговора стали те социально-экономические, демографические и политические проблемы, которые напрямую тормозят развитие локальных проектов. Кроме того, участники разговора обсудили, как можно сегодня помогать местным сообществам, которые и являются инициаторами и драйверами развития малых территорий России. Forbes Life выбрал ключевые моменты дискуссии. 

Спикеры:

  • Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко;
  • Екатерина Путронен, председатель Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области; 
  • Ольга Грачева, руководитель АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино»;
  • Игорь Задорин, социолог, научный руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН; 
  • Наталья Поппель, советник генерального директора по устойчивому развитию, «Северсталь».

Эксперты: 

 
  • Гузель Санжапова, социальный предприниматель, основатель бренда «Малый Турыш»;
  • Алена Маркович, сооснователь программы «Учитель для России»;
  • Инга Моисеева, генеральный директор D-Group.Social, организатор грантового конкурса «Тинькофф» «Скиньте мяч»;
  • Анна Клепиковская, директор по развитию культурно-ландшафтного парка «Голубино».

Модератором дискуссии выступила Юлия Варшавская, главный редактор Forbes Life и Forbes Woman. 

Спикеры дискуссии

О работе с местными сообществами

Мария Морозова: Напомню, что в глубинке, то есть на малых территориях, проживает около 40% населения нашей страны. Местные сообщества там довольно компактные и видимые. За годы работы с ними мы поняли, что существуют два основных принципа, которые приносят долгосрочные результаты. Во-первых, опора на лидеров — на тех, кто стремится улучшить жизнь вокруг себя, часто действуя вопреки обстоятельствам. А во-вторых, применение механизма asset-based community development, когда развитие местного сообщества происходит за счет активизации и усиления культурно-исторических, природно-ландшафтных и, что самое главное, человеческих ресурсов. Именно такие объединения энергичных и активных людей способны, по нашему мнению, привести Россию к состоянию устойчивого развития. 

Мария Морозова

Ольга Грачева: Местное сообщество начинается с формирования идей, которые объединяют группу жителей. Они могут прийти откуда угодно — сверху, извне, изнутри, но это только первый шаг. Чтобы все укоренилось, нужен центр развития. Он и соберет спектр возможностей. Здесь имеют значение три важные характеристики. В первую очередь, центр должны образовать именно те люди, которые там живут. Кроме того, взаимодействие обязано быть разноуровневым — с привлечением и вузов, и бизнеса, и государственных программ. Ну и, конечно, огромную роль играет системность. Например, нам в этом очень помог фонд Тимченко, благодаря которому с 2015 года мы функционируем внутри партнерской сети. 

О проблемах малых территорий

Мария Морозова: У нас очень ограниченная система местного самоуправления, которая по идее должна быть почвой для построения зрелых сообществ. В 2017 году мы вместе с Центром социального проектирования «Платформа» создали экспертный совет по малым территориям, потому что все текущие концепции пространственного развития страны направлены на мегаполисы и крупные конгломерации. Отсюда дефицит финансовых ресурсов, зависимость от региональных дотаций, отсутствие доступа к новым знаниям и слабая инфраструктура в самом широком смысле.  

Модератор: Мы много говорим сегодня о социокультурных проектах на малых территориях. Но если послушать истории наших участников, то окажется, что вот здесь просто нет дороги, чтобы подъехать к селу, а там в деревне одна уличная лампа — и все жители ходят в темноте. Не нужно ли сначала решить базовые вопросы нормального существования людей? 

 

Екатерина Путронен:  Я категорически не согласна с тем, что сначала надо делать одно, а потом заниматься другим. Пока мы будем налаживать освещение в деревне, там просто не останется людей. Кроме базовой возможности работать и зарабатывать, нужно закрывать дополнительные потребности —чтобы люди могли чувствовать себя людьми. Безусловно, каждый должен заниматься делом. ЖКХ — это ЖКХ, дорожники — дороги, а мы — своим.  

Екатерина Путронен

Алена Маркович: Когда мы запускали программу «Учитель для России» в 2015 году, одной из наших минимальных целей было, как говорится, повернуть реки в другое русло. Все уезжают с малых территорий, а нам очень хотелось бы, чтобы люди, которые, может быть, даже уехали из региона учиться в крупные города, потом, получив образование, вернулись. Поделились бы этими знаниями с детьми, у которых еще нет возможности для такого социального лифта. До сих пор мы ежегодно получаем тысячи заявок. Другое дело — найти среди желающих тех, кто, на наш взгляд, действительно сможет справиться с такой колоссальной работой. Мне кажется, в нашем обществе есть стереотип о том, что учитель — это такой человек, который может действовать только по инструкциям, по методичкам. Но ведь хороший учитель не про это. 

Среда сложная, и нужно быть эмоционально зрелым и сильным человеком. Почти четверть наших детей сегодня живет за чертой бедности. И 80% детей на малых территориях попадают в детские дома или подобные системы еще при живых родителях. У нас только за этот год было несколько случаев, когда ребенок пришел к учителю со словами: «Кажется, мой папа убил мою маму». Семьи в тяжелой жизненной ситуации — это как будто общий климат, а не нишевая проблема, и мы должны это учитывать.

Кроме того, по разным оценкам, как минимум 10%, а как максимум 30% детей совершенно выпадают из образовательного процесса. Цель минимум — сделать так, чтобы у каждого ребенка было в жизни хотя бы одно пространство, где ему комфортно и безопасно. А еще — чтобы дети не боялись идти в школу и чтобы им там было хорошо. Почему-то невероятно много ресурсов идет на строительство и ремонт зданий, но безопасную среду делают не стены. Дети часто растут с ощущением, что все вокруг уныло, плохо и от них ничего не зависит. Нужно развивать у них авторскую позицию. Дать детям чувство, что они могут прямо здесь и сейчас менять свою жизнь и жизнь своих родителей к лучшему, преобразовывать то место, в котором они живут. Например, недавно дети одного нашего учителя вместе с ним придумали, как заработать на ремонт и обустроить место для отдыха. 

Анна Клепиковская, Гузель Санжапова, Алена Маркович

О бизнесе на малых территориях 

Игорь Задорин: Принципиальный вопрос, который должен решить бизнес, приходящий на малую территорию, — хочет ли он ее при этом развивать. Зачастую местное население рассматривается не как ресурс, а как бремя. Например, открывается внутренний туризм с таким подходом: ландшафты, строения — все хорошо. Но людей лучше бы переселить.  И прежде всего приходящему бизнесу очень важно выяснить социокультурные особенности местного населения. Понять, что люди считают ценным, чем гордятся — в чем заключается стержень понимания этого места.

В Тобольске сейчас строят огромный комплекс, а темп жизни, привычный для городка, принципиально не соответствует тому, что насаждается. После Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке и Универсиады в Казани мы с коллегами проехали по этим территориям и провели среди жителей опрос. Оказалось, в Сочи федеральный бизнес «задвинул» все местное сообщество, и большинство остались недовольны. Во Владивостоке — 50 на 50. А в Казани население вовлекли в это мегасобытие, и в итоге мы получили преимущественно положительный отклик. Благотворительность — это только вишенка на торте, главное — соучастие. Если молодежи будет предоставлена возможность участвовать, работать в этом новом бизнесе, это перевернет ситуацию в городе. Начнут выстраиваться семейные цепочки, появится преемственность. И вот тогда уже будут появляться те самые местные сообщества, а значит, и основа для социальных программ. Очень многие из нынешних проектов таргетированы на маленькие «фокусные» аудитории, а поэтому рассматриваются как частные случайности, что-то не слишком важное. Надо, чтобы каждый проект ощущался общим для всех. 

Игорь Задорин

Наталья Попель: Сегодня мы открываем у себя какие-то фантастические резервы для того, чтобы выстоять и развиваться дальше. Работа с малыми территориями для бизнеса — это и устойчивое развитие, и благотворительность, без которой нет будущего. Создание качественной среды жизни — одна из основ социально ответственного бизнеса. В прошлом году мы выделили 1,5 млрд рублей на молодежные проекты в Череповце. Есть Агентство городского развития, которое занимается малым и средним бизнесом в моногородах. Недавно оно запустило программу для Вологодской области — люди смогли защитить свои проекты в области дизайна и развития, сохранения народных промыслов. Кроме того, весь крупный российский бизнес поддерживает музеи и фестивали — стремится, чтобы их культурные программы были доступны и на малых территориях. Есть, например, собственная программа Музеев Русского Севера, которая существует с 2007 года и объединяет работу сразу 900 маленьких музеев в 12 регионах.

Вообще мы считаем, что музеи — это точка культурного входа и развития как сообщества, так и территорий. В маленьком городе Шенкурске Архангельской области, например, возник проект «Шенкурский венец», и сегодня он объединяет людей самых разных категорий и уровня образования. Благодаря нашей поддержке при Печоро-Изборском музее воссоздали традиционную изборскую набойку на ткани, и теперь там появилась своя сувенирная лавка, запустились образовательные программы, мастер-классы. А в поселении Наволок Новгородской области мы помогли музею рыбацкого промысла — из чего в итоге вырос огромный фестиваль. 

Гузель Санжапова: На самом деле нас, социальных предпринимателей, сегодня много. Просто, когда рассказываешь прессе про 30-50 проектов, начинаются волнения: «А вдруг они там не умеют говорить? Ой, что-то фото у вас не очень».  Главное — строить диалог. Мы до сих пор существуем, потому что сегодня сообщества и деревня за нас стоят. Когда наши клиенты после начала «спецоперации»* начали уходить, местные спросили, могут ли они чем-то нам помочь, и даже предложили, чтобы им платили меньше. Но я их успокоила, потому что наша задача в нынешних реалиях — придумать, как заработать больше, чтобы все было хорошо. Мы — коммерческие, если кто-то вдруг даст нам деньги, мы заплатим с них налоги. Но в любой ситуации я вижу возможности. Сегодня можно просто взять, открыть список компаний, которые существуют и остаются, и узнать их потребности. Везде есть лазейки. 

Зрители дискуссии

О туризме

Анна Клепиковская: Наша страна огромна, и одинаково развивать внутренний туризм в Москве, в Краснодарском крае, в Архангельской области или на Урале невозможно. На сельских территориях законодательно запрещено открывать гостевые дома и вообще заниматься туристической деятельностью. Есть туризм на ОПТ (охраняемых природных территориях), но бизнесу там нельзя работать. А в обычных лесах уже не природный туризм и не экологический, потому что экологический только на ОПТ.  У Аптекарского огорода в Москве миллионы посетителей в год, а в заповедник Пинежский, например, вообще никому заходить нельзя. Но туризм, как в Австрии, может стать инструментом развития сельских территорий, дать стабильную работу местным жителям. Когда приходишь в какие-нибудь федеральные министерства, понимаешь, что проекты с маленьким бюджетом им не интересны, потому что мыслят они именно категориями миллионных заработков. Когда мы с мужем начали сами заниматься туризмом, поняли, что людям не до каньонов, тайги и огромных поморских домов. У них другие потребности — им бы асфальт и ровные заборы. Через три года наш проект стал точкой социокультурного развития района. Этим летом к нам просятся ребята на практику — проводить экскурсии. У нас в ресторане проходят корпоративы, детям есть где отметить выпускной. Да, мы больше зарабатываем на приезжих, но отдаем и местным — и это сразу меняет качество жизни на территории. Работать надо вместе и смотреть на жителей, как на тех, кто работать хочет и готов. 

 

С чего начать на малой территории

Ольга Грачева: Мы с супругом переехали из Петербурга в Ленинградскую область 15 лет назад — он скульптор, и ему нужно было пространство для больших работ. Оказались в сельскохозяйственном, дотационном районе, где нет рек и озер, потому что так земля стоит дешевле. И поняли, что местного сообщества, с которым можно было бы поделиться культурным и предпринимательским опытом, просто нет. Зато есть прекрасные люди, которые существуют разрозненно даже на одной территории. Достаточно быстро я узнала всю информацию о комитетах, государственной поддержке и фондах, и после этого на нас просто посыпался денежный дождь. Мне показалось, что люди в сельской местности просто не знают о своих возможностях. 

Ольга Грачева

Мария Морозова: Очень важно найти себе подобных, потому что большую роль играют сообщества. Они представляют тему от всей области и могут вести диалог с теми, кто принимает решения. Например, Ассоциация приемных семей из Рязанской области уже стала влиятельным агентом изменений. Кроме того, во власти тоже живые люди. И очень часто личный опыт человека настраивает его на совершенно другую волну. Помню, когда в разговоре с представительницей власти мы затронули систему долговременного ухода, она расплакалась. Оказалось, что некоторое время назад у нее умер родственник — и тогда она поняла, до какой степени страшно у нас стареть.

Наталья Попель

Наталья Попель: На каждом уровне, особенно на региональном и местном, есть задача развивать малый и средний бизнес. Все ресурсные центры уже есть — и при губернаторах, и грантовые программы, и «Наше будущее». Но, чтобы пользоваться их поддержкой, надо пройти короткое обучение и уметь составлять качественные проекты. Главное, чтобы была мотивация. Если говорить о привлечении средств крупного бизнеса, то это, конечно, искусство фандрайзинга. Надо понять, чем именно бизнес занимается, какие у него есть направления.

Существуют очень хорошие практики, когда профессионалы начинают заниматься социальными проектами. Во-первых,  это фонд «Друзья». Во-вторых, у нас тоже есть огромные программы по обучению специалистов ­— «Топ-высшие», «Топ-тысяча», «Среднее звено». Мы проанализировали, чего не хватает в каждом районе и регионе, дали этим людям в разработку 12 проектов, и некоторые из них нашли свое воплощение. Например, есть проблема: иногда дети выпадают из окон. Они добились того, чтобы фонд «Дорога к дому», который занимается проблемой матерей-одиночек, выдал своим подопечным специальные защелки. В общем, надо найти подход, язык, сопоставить идею с контекстами региона. Уметь достучаться до сердца.   

Инга Моисеева

Модератор:  «Скиньте мяч» — грантовый конкурс для спортивных проектов в малых поселениях, которые создаются руками местных инициативных групп: строят баскетбольные или футбольные площадки посреди села, проводят турниры — просто чтобы увлечь жителей чем-то полезным и интересным, чтобы подросткам было чем заняться после школы, а не нюхать клей за гаражами. Что нужно этим людям, чтобы они могли осуществлять свои проекты? И как им достучаться до крупного бизнеса, который может им в этом помочь, в том числе грантами?

 

Инга Моисеева: Когда мы говорим про малые территории, важно понимать, что это не только Нижегородская область, Башкирия, Коми, но и микрорайоны той же столицы. Новая Москва — такая же малая территория, и на центр она не всегда похожа. Жителям нужна не насажденная сверху инициатива, а поддержка того, что они сами считают важным и вокруг чего уже объединились. А чтобы начать, достаточно всего лишь немного экспертизы и ресурсов, чтобы было не так страшно начать. Мы только стартовали, буквально 15 июня, и пока о результатах говорить сложно. Но уже в середине октября, я думаю, мы результаты увидим. И вместе с местными сообществами будем проходить этот путь развития, не насаждая сверху . Все члены жюри в это включились. Нам кажется, что 150 000 рублей на поддержку идеи — небольшая сумма, а для активистов и некоммерческих организаций она весома. Но, кроме денег, для таких инициатив очень важна экспертная и информационная помощь, поэтому мы были рады услышать, что члены жюри конкурса, среди которых был и Леонид Слуцкий, готовы включаться со своей экспертизой. Я верю, что такая комплексная поддержка приведет к большим делам. Это просто позволяет чуть-чуть сократить разрыв в стартовых возможностях между центром и окраинами. И это можно делать через спорт, в основном дворовый, который не требует затрат от тех же родителей, зато очень много дает местным жителям. Мы надеемся, что из этого вырастет что-то большее.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Фото: Александра Астахова

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+