К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Не способен отпустить прошлое»: почему не удались «Темные очки» Дарио Ардженто

Кадр из фильм «Темные очки» (Фото DR)
Кадр из фильм «Темные очки» (Фото DR)
Мастер итальянских ужасов Дарио Ардженто представил вне конкурса Берлинского кинофестиваля новую ленту «Темные очки». Спустя полгода фильм добрался до российского проката. С чем 81-летний режиссер вернулся в большое кино и почему это возвращение нельзя назвать триумфальным, рассказывает кинокритик Тимур Алиев

Диана (Иления Пасторелли) проезжает по пустынной дороге на окраине города. Люди кругом с защитными стеклами — cобравшись на балконах своих квартир и посреди зеленого парка, они смотрят вверх (будто споря со слоганом «Не смотрите наверх» из прошлогоднего фильма-катастрофы). Солнечный Рим накрывает тьма, жители наблюдают затмение. Не слишком озабоченная безопасностью зрения, Диана тоже смотрит на чернеющее солнце сквозь темные очки, а после жалуется клиенту на резь в глазах — героиня занимается проституцией.

Кадр из фильм «Темные очки» (Фото DR)

Неподалеку от отеля, в котором Диана встречается с очередным клиентом, убивают ее коллегу. Причем убивают быстро и крайне жестоко: девушка несколько минут корчится на земле, а из перерезанного горла хлещет тонкий фонтан крови. Где-то на фоне играет зловещая музыка, отбивающая такт монотонной мелодии — эти звуки идеально ложатся на ритм угасания жизни. Через некоторое время таинственный убийца выходит и на саму Диану. Пытаясь скрыться от погони, она попадает в автокатастрофу и слепнет, а маленький китайский мальчик Чин (единственный выживший пассажир автомобиля, в который врезалась главная героиня) становится ее спутником, сбежав из приюта.

Как и в классических работах Ардженто 1970-х и 1980-х годов, женщина в «Темных очках» — лишь тело, объект, а не многогранная личность со своими достоинствами и недостатками. Это давняя позиция автора: у Ардженто всегда собственное, крайне консервативное видение актрис на экране. Даже современный тренд на более цельную и «объемную» репрезентацию женщин в кино не заставил режиссера изменить себе. Все его героини выглядят нарочито сексапильно и носят откровенные наряды. Это касается и журналистки Джанны (Дария Николоди, ставшая впоследствии матерью Азии Ардженто, дочери Дарио) в фильме «Кроваво-красный», и жены галериста Моники Раньери в исполнении Эвы Ренци в фильме «Птица с хрустальным оперением».

 
Кадр из фильм «Темные очки» (Фото DR)

Ардженто, вернувшийся в мир большого кино после 10-летнего перерыва, верен себе и во многом другом. «Темные очки» — пример его излюбленной стилистики. Это классическое джалло (так называют итальянские эротические хорроры), использующее все знаковые элементы жанра. В кадре эротизм и откровенность перемежаются с кровавой жестокостью (часто не имеющей логического предисловия). Из цветов в кадре доминирует красный, саундтрек леденит душу. Правда, из 2022 года приемы, некогда слывшие революционными, выглядят довольно избито, если не сказать старомодно. Кажется, годы не подтолкнули 81-летнего автора к трансформации: Ардженто до сих пор крутится вокруг привычных ему идей и стилистики, будто опасаясь сделать шаг в сторону, как сделали его в свое время другие авторы, стоящие у истоков современных постхорроров, например Ари Астер и Роберт Эггерс.

Можно допустить, что перед нами дань памяти классике жанра, к режиссеру которого стоило бы проявить некоторое уважение. Но даже если это действительно так (критики полагают, что «Темные очки» станет последней работой Ардженто в кино), то все равно сложно закрыть глаза на обилие в «Темных очках» нелепых сценарных «дыр», которым нет никакого оправдания. Что движет маньяком, убивающим проституток? Почему китайского мальчика, у которого есть родственники в Гонконге, отправляют в приют (еще и католический)? Каким образом полицейские догадались, кто именно убивает людей? Это все вопросы, на которые в кадре за 90 минут экранного времени ответа не будет, даже в виде намека.

Кадр из фильм «Темные очки» (Фото DR)

И наконец, если «Темные очки» — классическое джалло, а вовсе не комедийный слэшер, как может показаться вначале, то он не выполняют свою главную функцию — фильм не пугает и даже не старается держать зрителя в напряжении. Единственное «светлое» пятно в этой мозгодробительной эпопее — инструктор Рита (ее играет Азия Ардженто, дочь режиссера). Возможно, один из немногих адекватных персонажей в фильме, Рита становится опорой для Дианы, когда та переживает тяжелый стресс из-за потери зрения и преследований маньяка, который норовит с ней расправиться.

Еще один «казус» фильма — резкая и неожиданная перемена тональности во второй его половине. Из джалло «Темные очки» превращаются в банальную мелодраму, преисполненную человеческого горя, беспечного отчаяния и драмы детско-родительских отношений. Юный Чин, видя в экспрессивной эскортнице образ матери, пытается — насколько это возможно — стабилизировать собственную психику, которая еще не до конца «осознала» смерть родителей. Диана в свою очередь не очень-то рада играть роль матери-воспитательницы. При этом Ардженто не особенно заботится о том, чтобы хоть как-то «усложнить» картонную игру героев, характер взаимоотношений которых так до конца и не вербализован для зрителя.

Кадр из фильм «Темные очки» (Фото DR)

Впрочем, отсутствие причинно-следственных связей и хаотичное поведение персонажей можно считать элементом стиля итальянского мэтра. В конце концов реальность фильма максимально условна, и правила игры Ардженто устанавливает в первой же алогичной сцене. Вопрос в том, будет ли готов зритель в 2022 году наслаждаться форматом 50-летней давности, который за десятилетия практически не изменился (как минимум в парадигме Ардженто). Учитывая новые тенденции в области триллеров и хорроров, «Темные очки» — кино, которое плетется в хвосте креативного прогресса. Кажется, джалло в принципе отжило свой век, а автор, стоявший некогда у истоков жанра, просто не способен отпустить прошлое.

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+