К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

От Врубеля до Маяны Насыбулловой: как керамика стала популярным трендом в искусстве

Анна Диал «В ванне»
Анна Диал «В ванне»
На рынке российского современного искусства работы из керамики продаются все активнее. Forbes Life выяснил, с чего началось увлечение аудитории и коллекционеров керамикой, какие художники делают выбор в пользу прикладного искусства

В том, что произведения из керамики и глины  — актуальное современное искусство, способное вызывать  сильные эмоции, Москва по-настоящему убедилась летом 2021 года, когда у главного входа в здание ГЭС-2 фонд V-A-C миллиардера Леонида Михельсона установил «Большую глину №4» Урса Фишера. 

До московских гастролей в 2017 году работа Фишера, выполненная из алюминия, имитирующего глину, простояла несколько месяцев на площади Синьории во Флоренции. Куратором проекта выступил Франческо Бонами. В октябре 2018 года Бонами был куратором лондонских торгов аукциона Phillips, посвященным модернистской и современной керамике. Бонами, как и его американская коллега критик Роберта Смит, уверен, что керамика сегодня — новый видеоарт. Ее покупают не только дизайнеры интерьеров, но и именитые художественные музеи и крупные коллекционеры.

Волна увлечения произведениями из керамики во многом была спровоцирована бестселлером художника-керамиста Эдмунда де Вааля «Заяц с янтарными глазами». В книге, вышедшей в 2010 году, художник, описывая коллекцию нэцкэ,  восстанавливает историю своей семьи, банкиров и аристократов еврейского происхождения Эфрусси, выходцев из Одессы, элиты предвоенной Вены и Парижа 1930-х годов. Книга вызвала всплеск интереса к работам самого художника и керамике в целом.

 
Евгения Войнар. Маркет Win Win

Врубель и Мамонтов, Пикассо и Madoura

«Сейчас особенно заметно, что художники постепенно возвращаются к традиционным практикам, вновь обращаются к керамике, — рассказывает Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф». — Мы внимательно следим за этим процессом и последние три года регулярно показываем разных авторов, работающих с керамикой. Как правило, керамика для них —  так называемая сайд-стори. Если люди умеют работать с керамикой, то работают в тандеме с живописью, графикой, видеоартом. На мой взгляд, это следующий шаг после живописи и графики. Керамика — техника бесконечных возможностей».

В мае этого года на маркете современного искусства Win Win на Винзаводе из 127 художников-участников 25 представили керамику. Это на 20% больше, чем в прошлом году, продажи керамики выросли на 40% и составили 900 000 рублей. Эльчин Али-заде, автор идеи маркета, основатель издательства «Формат один», считает, что «устойчивый рост интереса аудитории к керамике и спроса на нее наблюдается в течение последних двух лет. С керамикой работают как авторы, только начинающие свою  художественную карьеру, так и уже известные художники». 

По мнению Анны Бариновой, владелицы галереи Anna Nova, современные художники совершенно свободно экспериментируют с разными видами керамики (майолика, фаянс, терракота). «Главное — то, о чем говорит художник и какой контекст за всем этим стоит. Это и определяет, что есть искусство, а что — ремесло», — уверена Анна Баринова. Летом 2021 года в ее галерее прошла выставка Ильи Федотова-Федорова, посвященная теме гендерной самоидентификации, где история коммуникации между людьми и мотыльками была рассказана с помощью видеоинсталляции и керамических скульптур. 

По мнению художника и куратора, директора галереи «Граунд-Солянка» Кати Бочавар, о том, что керамика стала важным современным медиа, говорит хотя бы тот факт, что на ретроспективной выставке Михаила Врубеля в Третьяковской галерее, открывшейся осенью 2021 года, экспериментам художника с майоликой была посвящена большая часть экспозиции. Майоликовая скульптура, его львы, персонажи опер, блюда, камины. «Сегодня есть мода на сочетание живописи и керамики, поэтому работы Врубеля созвучны нашему времени», — объясняет Катя Бочавар. 

За последние сто с лишним лет искусство керамики прошло большой путь. Сперва из керамики делали исключительно функциональные изделия, сейчас она становится материалом для фигуративных и абстрактных композиций, с ее помощью создают арт-объекты и видеоинсталляции. Процесс подъема искусства керамики начался в XX столетии — эксперименты  Пабло Пикассо, Фернана Леже и Жоана Миро заметно изменили отношение к керамистам. В июле 1946 года Пикассо зашел на выставку керамики в Валлорисе, на Лазурном Берегу, где познакомился с владельцами мастерской Madoura Сюзанной и Жоржем Рами. 

 

Через 8 лет после этой встречи, в 1954 году, Пикассо создал «Кувшин с открытой вазой», первую концептуальную работу из керамики, которую историк искусства Леопольд Фулем ставил в один ряд с «Авиньонскими девицами» и «Герникой». Несмотря на восторги критиков, рынка у керамики Пикассо в 1950-х и 1960-х годах практически не было, цены колебались в пределах £100. Но к 2004 и 2005 годам Sotheby’s оценивал большинство лотов керамики художника в среднем в €5000. В 2012 году на Christie's в Лондоне ушли все 539 лотов керамики Пикассо, собрав £8 млн. В 2015 году на Sotheby’s в Лондоне распродали коллекцию авторской керамики Пикассо из собрания внучки художника Марины Пикассо: 125 лотов ушли за £12,3 млн.

В 2022 году исполнилось 75 лет с начала сотрудничества Пикассо с керамической мастерской Madoura. В честь юбилея эксперты Christie’s опубликовали исчерпывающий гид для коллекционеров керамики Пикассо. Из него, например, можно узнать , как выбрать работу, которая будет одновременно хорошей инвестицией и придется «по душе». Или как отличить небольшие дефекты, возникающие в результате производственного процесса, от серьезных изъянов, свидетельствующих о плохой сохранности предмета.

Пабло Пикассо «Кувшин с открытой вазой»

В российской культуре взгляд на керамику как на современное искусство сформировался задолго до экспериментов Пикассо. В 1890 году в Абрамцево, подмосковной усадьбе Саввы Мамонтова, были установлены керамические печи, где под руководством мастера-технолога Петра Ваулина началось возрождение русской керамики (майолики) и создание объектов из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Из всего абрамцевского кружка именно Михаил Врубель добился в керамике прорывных результатов. В 1900 году его камин «Микула Селянинович и Вольга», а также майоликовые скульптуры и вазы произвели фурор на Всемирной выставке в Париже.

Однако эксперименты Врубеля остались отдельным эпизодом в истории зарождавшейся в этот период практики объединения народного и академического искусства: произошедшая революция, курс на индустриализацию, политика сближения города и деревни отводили все меньшую роль традиционным прикладным искусствам. 

Камин Михаила Врубеля «Микула Селянинович и Вольга»

Тактильность как преимущество

Сто с лишним лет спустя искусство керамики в России вновь стало площадкой для экспериментов. «На сегодняшний день керамика перешла из разряда декоративно-прикладного искусства в раздел fine art, — уверена Катя Бочавар. — Художники, которые никогда ранее не работали с керамикой, стали ею заниматься — скульптурами из керамики, инсталляциями, в том числе и ресайкл-инсталляциями, которые модифицируют уже существующие объекты».

По мнению Анны Диал, художницы, соосновательницы издательства «Неизвестный человек», ценность керамики возрастает по мере усиления цифровизации жизни.  «Керамика тактильна, произведение можно рассматривать с разных сторон, держать в руках, а значит, она интимна, — говорит Анна Диал. — Значит, у керамики есть преимущество». 

Анна Диал «Я дружу с тобой_ собой»

 Скульптурная, архитектурная и концептуальная керамика стала темой 23-й биеннале «Современное искусство и Валлорис», прошедшей в 2014 году. Россия тогда стала приглашенной страной-гостем — в биеннале участвовали восемь российских художников: Ольга и Олег Татаринцевы с инсталляцией «Хранилище», Гриша Брускин с проектом «Время Ч», Наталия Хлебцевич с инсталляцией «Образцы для подражания», Аннушка Броше, Сергей Юсупов с сюрреалистическими скульптурами и AES+F с серией фарфоровых скульптур «Европа, Европа». Куратором российской выставки выступил коллекционер Пьер Броше.

Катя Бочавар отмечает, что в массовом увлечении керамикой в последние годы оказались замечены художники, прежде к ней равнодушные, такие как AES+F и Ирина Корина. Их работы носят характер разового эксперимента. «Но есть художники, которые не оставляют керамики, как, например, Ольга и Олег Татаринцевы, — говорит Бочавар. —  Наряду с крупными керамическими объектами, которые они продолжают создавать, Татаринцевы сейчас занимаются всем, вплоть до медиа-арта и саунд-арта». 

Одной из первых художниц молодого поколения на керамику в начале 2000-х обратила внимание Анна Желудь. В 2009 году свои первые керамические объекты начал создавать Роман Сакин. 

Последние десять лет керамику создает и Аннушка Броше. В 2015 году она получила специальный приз жюри на Международной биеннале керамики в Южной Корее. В галерее Anna Nova с керамикой работают Маяна Насыбуллова и Илья Федотов-Федоров. По первому образованию Насыбуллова — керамист. В 2019 году в рамках мастерских для художников Музея современного искусства «Гараж» художница создала композицию, которая стала центральной работой выставки мастерских «Навыки копирования». В 2021 году эту композицию галерея Anna Nova выставила на ярмарке современного искусства Cosmoscow, где ее купил коллекционер Денис Химиляйне. Сейчас у Маяны Насыбулловой проходит выставка керамических объектов Everything is terrible в филиале ММОМА в Музее Сидура. 

 

Керамический триптих Ильи Федотова-Федорова, созданный для выставки «Мотылек и летучая мышь летят на свет» в галерее Аnna Nova, участвовал в выставке в Третьяковской галерее. 

Сергей Катран часто выставляет керамические объекты, выполненные в смешанных техниках. В 2016 году в московской «Галерее 21» был организован мультимедийный проект «Пока не исчезнет слово», который включал в себя скульптуру, аудио- и видео-арт, перформанс. Совместно с полиглотом, поэтом и художником Вилли Мельниковым Катран создал звуковую инсталляцию, для которой выполнил перевод слова «искусство» более чем на 120 мировых языков. Вокруг этой инсталляции возник центральный объект выставки — графические звуковые волны, переведенные в керамику.

Галерея a-s-t-r-a работает с художницей Дишон Юлдаш, дебютировавшей на Cosmoscow в 2021 году.  «В силу своих физических параметров — размера, хрупкости, сложности при транспортировке, — современной керамике пока сложно конкурировать с «понятными» живописными работами на холстах или уже ставшими привычными инсталляциями из металла или других твердых материалов, — говорит Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-ra. — Но очевидно, что керамика станет тем самым «новым черным» для коллекционеров в самом обозримом будущем».

Впрочем, пока молодые керамисты все еще вынуждены преодолевать стереотипы, согласно которым керамика — искусство «второго ряда». Ксюша Федя, автор светских алтарей Attention! Altars, участница маркета Win Win, рассказывает, что, узнав о ее работе с керамикой, собеседники почти всегда задают вопрос: «А ты делаешь посуду? Тарелки, вазы, чашки?» Иногда, выслушав историю о проекте художницы, ее спрашивают, может ли она сделать на заказ кухонную утварь.

Работа Ксюши Феди

Юля Скромная, художница седьмого сезона Открытых студий «Винзавода», считает, что аудитория пока плохо подготовлена: «У меня часто спрашивают, можно ли керамические арт-объекты обжечь в духовке, на что я постоянно отвечаю, что керамика обжигается при температуре от 1000°C в специальной муфельной печи. Для широкого круга зрителей керамика — посуда, сделанная на гончарном кругу. Хотя сейчас керамика — самостоятельный объект искусства, ей можно быть смелой и экспериментальной».

 
Работа Юлии Скромной

Анна Диал, участница маркета Win Win, убеждена, что для молодых художников в России сейчас появляется множество новых возможностей и интересных площадок, где можно выставлять керамику — маркеты, магазины. А регулярные подборки от кураторов в соцсетях и медиа, пишущих о новом искусстве, помогают продвигать работы. 

По словам Дмитрия Ханкина, потенциал у российских керамистов большой, а с реализацией есть и будут проблемы. Локальный рынок — это ограниченная история: «На входе в глобальный рынок построен берег, который мы на сегодняшний день преодолеть не сможем. Но когда-нибудь обязательно преодолеем: жизнь длинная, а земля круглая».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+