«Искусство жить дома»: в дома-музеи Санкт-Петербурга пришла современность

В то время как в Екатеринбурге прошла уже вторая Уральская квартирале — масштабная выставка в мастерских и жилых квартирах художников по всему городу и в пригороде, в Верхней Пышме, в Санкт-Петербурге придумали «Искусство жить дома». Проект отчасти вынужденный, поскольку у организаторов, санкт-петербургского ГЦСИ, он же с 2020 года Северо-Западный филиал ГМИИ им. Пушкина, нет своей площадки в городе. Но, как оказалось, есть немало дружественных и профессиональных связей. Базой стал особняк Серебряковой (подлинные исторические голландки, оконные рамы, лепнина, двери, советские — светильники, кабинетная мебель, наследие «Главленстройматериалов», Совета ветеранов и других контор). В 2020 году особняк на аукционе городской недвижимости выкупил за 250 млн рублей Европейский университет в Санкт-Петербурге. Теперь ведет реставрацию и пускает дружественные организации.
В особняке Серебряковой ГЦСИ провел круглый стол своего проекта «Искусства жить дома». Среди площадок проекта — санкт-петербургские «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, дом авангардиста, ученика Малевича, Михаила Матюшина, мастерская скульптора Михаила Аникушина, музей-квартира Николая Римского-Корсакова, литературно-мемориальный музей Федора Достоевского и даже одна московская локация, дом-музей Константина Станиславского. Для каждого из этих домашних мемориалов под руководством кураторов Дарьи Болдыревой и Николя Одюро современные санкт-петербургские, Лиза Бобкова, Александра Кокачева, Анна Мартыненко, Анна Слобожанина и одна московская художница, Ирина Корина, создали специальные произведения искусства, отражающие или взаимодействующие с так называемым гением места, то есть историческим пространством. Еще недавно такой прием экспонирования назвали бы интервенцией, а сегодня политкорретно, диалогом. Одновременно в пространствах домов-музеев и музеев-мастерских отдел мультимедиа-искусства ГМИИ им. Пушкина выставил произведения из своей коллекции — на широком экране или на экране телевизора транслируются видео Оли Кройтор, Таус Махачевой, Александра Пономарева, Гари Хилла.
Музей петербургского авангарда (Дом Михаила Матюшина), Лиза Бобкова
Мультимедиа-художница Лиза Бобкова уверена, что предметы становятся носителями воспоминаний об ушедших хозяевах, продолжают излучать жизненную силу владельцев дома, художника и музыканта Михаила Матюшина и его жены, художницы и поэтессы, хозяйки светского салона, Елены Гуро. Рассуждая о сохранении памяти и энергии, Лиза Бобкова создала несколько серий диалогов. Так, она обратила внимание на сухие корни необычной формы, которые собирал Матюшин, и добавила в интерьер своих реди-мейдов, слитков из латуни, отлитых из лома, вероятно, датированного тем же периодом начала века, когда в доме проживала пара Матюшин-Гуро. Освобожденные от всяких форм, раскаленные металлические лужи, застывая, приняли причудливые, по-своему изящные очертания. Их художница «вбросила» на витрины с письмами и рисунками и на рабочий стол в комнате Гуро.
Мастерская Михаила Аникушина, Анна Слобожанина
Ровесник революции, академик, скульптор Михаил Аникушин последние 30 лет своей жизни работал в мастерской, специально для него спроектированной архитектором Филиппом Гепнером в саду на Петроградской стороне. Мастерская со стеклянной стеной, потолками высотой в 15 метров, с металлическим скульптурным станком, создана в стиле архитектурного рационализма. Открытое в 1969 году здание по-прежнему поражает воображение и выглядит как объект внеземной цивилизации, на минутку совершивший посадку в городе. Стеклянная стена мастерской, в которой сейчас располагается галерея работ Аникушина, подсвечивается ночью, словно посылая в космос облики Пушкина, Чехова, Ленина, безымянных мужчин и женщин, созданных скульптором. Проект Анны Слобожаниной получился вполне звездным. Оттолкнувшись от газетного заголовка «И именем звезды тебя я назову» о том, что в 1978 году планету №3358 советский астроном Николай Черных назвал в честь скульптора Михаила Аникушина, Слобожанина в буквальном смысле слова осыпала пространство мастерской звездами. Бумажными скульптурами с подсветкой — яму для глины, черным занавесом с дырами-звездами завесила стеклянную стену.
Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского, Александра Кокачева
Свой «Птичий бестиарий» в музее-квартире Достоевского художница Александра Кокачева поместила в пространство детской комнаты. На шторах появились изображения птиц. Птицы возникли на портретах в рамках на столе. Птичьи голоса образовали звуковую партитуру продолжительностью в 8 часов, которую транслируют из скворечников, расставленных по детской. Птичья тема сполна отражена в творчестве Достоевского, взять хотя бы фамилии персонажей, Птицын, Лебедев, Снегиревы, Иволгин. Голуби на шторах тоже имеют серьезное обоснование: писатель вспоминал, как во время причастия в церкви, когда ему было два года, «голубок пролетел из одного окна в другое».
Музей-квартира Николая Римского-Корсакова, Анна Мартыненко
Пожалуй, самый обоснованный и продуманный проект из диалогов с пространством и эпохой создала художница Анна Мартыненко в музее-квартире Николая Римского-Корсакова. Оттолкнувшись от документальных свидетельств быта семьи композитора, по средам собиравшем гостей, иногда до сотни человек, художница современными средствами воссоздала историческую полифонию звуков. Продолжая вслед за Римским-Корсаковым его синестетство (он видел цвета тональностей) Мартыненко воссоздала голоса гостей композитора, Федора Шаляпина, Игоря Стравинского, Надежды Забелы-Врубель, Евгении Мравиной, в скульптурной форме. Учитывая высоту голоса, диапазон, колоратурность, драматизм, всего вышло семь заданных параметров, Анна Мартыненко создала свою генеративную графику голосов, воплотив ее в технике 3D-фотополимерной печати. Так возникли объекты, напоминающие то ли беломраморные снежинки, то ли звезды, то ли биоморфные создания с шипами, ластами, усами, щупами. Рассевшись по антикварным стульям гостиной (все предметы подлинные благодаря подвигу семьи и наследников, сохранивших обстановку) эти белые создания задают особый настрой, можно сказать, исполняют молчаливый необыкновенный концерт. Для полноты научно-художественного исследования здесь, же в пространстве гостиной Римских-Корсаковых, установлены наушники, где звучат архивные записи голосов портретированных гостей.