К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Искусство жить дома»: в дома-музеи Санкт-Петербурга пришла современность

Мастерская Михаила Аникушина, Анна Слобожанина
Мастерская Михаила Аникушина, Анна Слобожанина
По инициативе северо-западного ГЦСИ четыре петербургских художника — Лиза Бобкова, Александра Кокачева, Анна Мартыненко, Анна Слобожанина — создали произведения для домов-музеев, мемориальных квартирах и мастерских деятелей культуры Санкт-Петербурга

В то время как в Екатеринбурге прошла уже вторая Уральская квартирале — масштабная выставка в мастерских и жилых квартирах художников по всему городу и в пригороде, в Верхней Пышме, в Санкт-Петербурге придумали  «Искусство жить дома». Проект отчасти вынужденный, поскольку у организаторов, санкт-петербургского ГЦСИ, он же с 2020 года Северо-Западный филиал ГМИИ им. Пушкина, нет своей площадки в городе. Но, как оказалось, есть немало дружественных и профессиональных связей. Базой стал особняк Серебряковой (подлинные исторические голландки, оконные рамы, лепнина, двери, советские — светильники, кабинетная мебель, наследие «Главленстройматериалов», Совета ветеранов и других контор). В 2020 году особняк на аукционе городской недвижимости выкупил за 250 млн рублей Европейский университет в Санкт-Петербурге. Теперь ведет реставрацию и пускает дружественные организации.

В особняке Серебряковой ГЦСИ провел круглый стол своего проекта «Искусства жить дома». Среди площадок проекта — санкт-петербургские «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, дом авангардиста, ученика Малевича, Михаила Матюшина, мастерская скульптора Михаила Аникушина, музей-квартира Николая Римского-Корсакова, литературно-мемориальный музей Федора Достоевского и даже одна московская локация, дом-музей Константина Станиславского. Для каждого из этих домашних мемориалов под руководством кураторов Дарьи Болдыревой и Николя Одюро современные санкт-петербургские, Лиза Бобкова, Александра Кокачева, Анна Мартыненко, Анна Слобожанина  и одна московская художница, Ирина Корина, создали специальные произведения искусства, отражающие или взаимодействующие с так называемым гением места, то есть историческим  пространством. Еще недавно такой прием экспонирования назвали бы интервенцией, а сегодня политкорретно, диалогом. Одновременно в пространствах домов-музеев и музеев-мастерских отдел мультимедиа-искусства ГМИИ им. Пушкина выставил произведения из своей коллекции — на широком экране или на экране телевизора транслируются видео Оли Кройтор, Таус Махачевой, Александра Пономарева, Гари Хилла. 

Музей петербургского авангарда (Дом Михаила Матюшина), Лиза Бобкова

Музей петербургского авангарда (Дом Михаила Матюшина), Лиза Бобкова

Мультимедиа-художница Лиза Бобкова уверена, что предметы становятся носителями воспоминаний об ушедших хозяевах, продолжают излучать жизненную силу владельцев дома, художника и музыканта Михаила Матюшина и его жены, художницы и поэтессы, хозяйки светского салона, Елены Гуро. Рассуждая о сохранении памяти и энергии, Лиза Бобкова создала несколько серий диалогов. Так, она обратила внимание на сухие корни необычной формы, которые собирал Матюшин, и добавила в интерьер своих реди-мейдов, слитков из латуни, отлитых из лома, вероятно, датированного тем же периодом начала века, когда в доме проживала пара Матюшин-Гуро. Освобожденные от всяких форм, раскаленные металлические лужи, застывая, приняли причудливые, по-своему изящные очертания. Их художница «вбросила» на витрины с письмами и рисунками и на рабочий стол в комнате Гуро.

Мастерская Михаила Аникушина, Анна Слобожанина

Мастерская Михаила Аникушина, Анна Слобожанина

Ровесник революции, академик, скульптор Михаил Аникушин последние 30 лет своей жизни работал в мастерской, специально для него спроектированной архитектором Филиппом Гепнером в саду на Петроградской стороне.  Мастерская со стеклянной стеной, потолками высотой в 15 метров, с металлическим скульптурным станком, создана  в стиле архитектурного рационализма. Открытое в 1969 году здание по-прежнему поражает воображение и выглядит как объект внеземной цивилизации, на минутку совершивший посадку в городе. Стеклянная стена мастерской, в которой сейчас располагается галерея работ Аникушина, подсвечивается ночью, словно посылая в космос облики Пушкина, Чехова, Ленина, безымянных мужчин и женщин, созданных скульптором. Проект Анны Слобожаниной получился вполне звездным. Оттолкнувшись от газетного заголовка «И именем звезды тебя я назову»  о том, что в 1978 году планету №3358 советский астроном Николай Черных назвал в честь скульптора Михаила Аникушина, Слобожанина в буквальном смысле слова осыпала пространство мастерской звездами. Бумажными скульптурами с подсветкой — яму для глины, черным занавесом с дырами-звездами завесила стеклянную стену.

Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского, Александра Кокачева

Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского, Александра Кокачева

Свой «Птичий бестиарий» в музее-квартире Достоевского художница Александра Кокачева поместила в пространство детской комнаты. На шторах появились изображения птиц. Птицы возникли на портретах в рамках на столе. Птичьи голоса образовали звуковую партитуру продолжительностью в 8 часов, которую транслируют из скворечников, расставленных по детской. Птичья тема сполна отражена в творчестве Достоевского, взять хотя бы фамилии персонажей, Птицын, Лебедев, Снегиревы, Иволгин. Голуби на шторах тоже имеют серьезное обоснование: писатель вспоминал, как во время причастия в церкви, когда ему было два года, «голубок пролетел из одного окна в другое».

Музей-квартира Николая Римского-Корсакова, Анна Мартыненко

Музей-квартира Николая Римского-Корсакова, Анна Мартыненко

Пожалуй, самый обоснованный и продуманный проект из диалогов с пространством и эпохой создала художница Анна Мартыненко в музее-квартире Николая Римского-Корсакова. Оттолкнувшись от документальных свидетельств быта семьи композитора, по средам собиравшем гостей, иногда до сотни человек, художница современными средствами воссоздала историческую полифонию звуков. Продолжая вслед за Римским-Корсаковым его синестетство (он видел цвета тональностей) Мартыненко воссоздала голоса гостей композитора, Федора Шаляпина, Игоря Стравинского, Надежды Забелы-Врубель, Евгении Мравиной, в скульптурной форме.  Учитывая высоту голоса, диапазон, колоратурность, драматизм, всего вышло семь заданных параметров, Анна Мартыненко создала свою генеративную графику голосов, воплотив ее в технике 3D-фотополимерной печати. Так возникли объекты, напоминающие то ли беломраморные снежинки, то ли звезды, то ли биоморфные создания с шипами, ластами, усами, щупами. Рассевшись по антикварным стульям гостиной (все предметы подлинные благодаря подвигу семьи и наследников, сохранивших обстановку) эти белые создания задают особый настрой, можно сказать, исполняют  молчаливый необыкновенный концерт. Для полноты научно-художественного исследования здесь, же в пространстве гостиной Римских-Корсаковых, установлены наушники, где звучат архивные записи голосов портретированных гостей.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+