Портрет как зеркало русской эволюции: новая выставка в петербургском Манеже
![Выставка «Зерцало» (Фото Ирины Колпачниковой / ЦВЗ «Манеж»)](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2022/11/Zercalo-C-Irina-Kolpacnikova-CVZ-Manez-1-kopia-6363b354a7e02.jpg)
На выставке «Зерцало» русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков подают как зеркало эпохи. Но это не столько зеркало, сколько идеальный мир, где обитают полные достоинства персонажи. Люди, изображенные на полотнах, имели возможность заказывать свои портреты, а значит, они были богаты или знатны. Таким образом, в «Манеже» представлен исторический провинциальный глянец, простодушный и не стесняющийся своего богатства.
Уютное пространство выставки спроектировано архитектором Анной Ильиной. В залах звучит «Хождение» Александра Маноцкова — произведение, основанное на материалах русского фольклора. Залы выставки сословно разделены. Первый этаж посвящен купечеству и напоминает палехскую шкатулку — с темными стенами и контрастными красками на полотнах, свойственными художникам-самоучкам, происходившим, как правило, из учеников иконописцев. Второй, дворянский, этаж просторнее. Но ощущение замкнутого мира присутствует и здесь.
Недавно уволившийся из «Манежа» директор Павел Пригара, которому принадлежит концепция «Зерцала», и куратор Светлана Зенина еще раз доказали, что мастерски умеют делать то, что сейчас очень востребовано, — создавать пространство медитации, давать публике ощущение покоя. Достаточно взглянуть на себя в одно из золотых зеркал у входа на экспозицию, — этот сиюминутный портрет гарантированно будет удачным.
Неизвестный художник. Портрет Ульяны Ефремовой
Дочь донского атамана, казацкая княжна, изображена в богатом наряде с примечательным головным убором, увенчанным чем-то вроде тиары из драгоценных камней. Портреты детей имели особое значение, они были своеобразными визитными карточками своих семей. В частности, демонстрировали, какие подрастают женихи и невесты.
Неизвестный художник. Портрет Ягодиной с сыном
На выставке кураторам удалось составить серии портретов, собрав изображения нескольких поколений и членов семей. Портрет женщины с мальчиком составляет пару с портретом Ивана Ягодина с дочерью. Художник не указал имени жены Ягодина. Это означает, что семья в тот момент была крепостной. В документах жены и дети крепостных шли по списку вслед за именем отца семейства.
Разбогатевшие крепостные, имевшие возможность заказать и оплатить свой портрет, — нередкий случай. Таких персонажей на выставке несколько. Успешно торговавшие крепостные получали особый статус у помещика. Они не всегда стремились выкупить себя и семью, поскольку торговать под прикрытием имени знатного хозяина было удобно. После 1861 года некоторые из них сразу стали купцами первой гильдии.
Неизвестные художники. Семейный портрет смоленского купца Якова Яковича Щокотова
Портрет интересен тем, что два персонажа слева, один из них старший сын Щокотова, дописаны другим художником, в совершенно иной, уже близкой к академической, манере. Глава семейства известен тем, что вложил большие деньги в восстановление сожженного наполеоновскими войсками Смоленска.
Неизвестный художник. Портрет купца Флора Федоровича Гундорева
Все атрибуты — письма, тетради, чернильница с гусиным пером — показывают, что человек, изображенный на портрете, образован и склонен к ученым занятиям. Изначально на купеческих портретах не было дополнительных деталей. Но постепенно купцы стали подражать дворянам и заказывать портреты с фоном и антуражем. Такие детали указывали, что человек занимается благотворительностью и попечительством, способствует просвещению, занимает видное место в обществе.
Николос Абхази (Николай Апхазев). Портрет княжны Анастасии Давыдовой в детстве
Подросшую Настасью Давыдову в знаменитой серии «Смолянки» писал Дмитрий Левицкий: двойной портрет Давыдовой с Феодосией Ржевской, будущей княгиней Голицыной, находится в Русском музее. Можно оценить сходство — самобытный художник прекрасно передал индивидуальные черты своей юной модели.
Неизвестный художник. Портрет старой женщины
На обороте портрета написано, что женщине 105 лет. Но это не значит, что она дожила до этого возраста. Судя по всему, портрет заказали уже после смерти, он писан по воспоминаниям. На момент написания его героине было бы 105 лет.
Неизвестный художник. Портрет Василия Андреевича Пивоварова
Купец Пивоваров собрал частную библиотеку более чем из трехсот редких изданий и передал ее Санкт-Петербургу. Его коллекция стала основой Фонда редкой книги Петербургского университета. А коллекция монет Пивоварова сейчас находится в фондах Эрмитажа.
Неизвестный художник. Портрет неизвестной
В Третьяковской галерее, где хранится портрет, из-за руки на первом плане, сразу бросающейся в глаза, музейщики называют его портретом «дамы с железной перчаткой». Вообще руки были большой проблемой для самобытных художников, поэтому по возможности их старались не изображать. Из-за этого персонажи на портретах часто держат руки за бортом камзола и сюртука или в карманах.
Неизвестный художник. Портрет Афанасия Ивановича Алябьева. Неизвестный художник. Портрет Фелицаты Афанасьевны Алябьевой
Провинциальные портреты подкупают своей наивностью. То, что на этих портретах изображены отец и дочь, выяснилось уже в процессе работы над выставкой, и поэтому портреты висят не вместе. Но фамильные черты в отце и дочери узнаются сразу, оба персонажа выразительны и полны достоинства.
Неизвестный художник. Портрет девочки
Детей изначально принято было изображать с цветами в руках. Девочек — с пыльно-розовыми розами, мальчиков — с голубыми. Постепенно на портретах появились атрибуты детства. Куклы у девочек, у мальчиков книги. Но костюм неизменно оставался скроенным по взрослой моде. На этой девочке — платье по моде эпохи ампир с глубоким декольте (что так часто обостряло чахотку у девушек на сквозняке в петербургских дворцах).