К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Марионетки в тренде: как Театр кукол Образцова стал одним из самых модных мест Москвы

Спектакль «Играем Шекспира» (Фото Театра Образцова)
Спектакль «Играем Шекспира» (Фото Театра Образцова)
Театр, традиционно считавшийся детским, за один сезон перешел в разряд модных, актуальных драматических театров Москвы. Специально для Forbes Life критик Наталья Ртищева рассказывает, как это произошло

Театр кукол им. Сергея Образцова становится модным местом и начинает входить в топ самых интересных театров Москвы.

Закончили чтение тут

В прошлом году, прямо под Новый год, режиссер Екатерина Образцова, внучка знаменитого кукольника, выпустила спектакль «Я — Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли. Спектакль вышел на фоне триумфа Цыганова у Дмитрия Крымова в спектакле «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция» в «Мастерской Петра Фоменко».

«Я — Сергей Образцов» (Фото DR)

Примерно тогда же у Крымова и продюсера Леонида Робермана в пространстве Музея Москвы вышел спектакль «Двое» — фантазия о встрече Соломона Михоэлса с Чарли Чаплиным в Америке.  В этой постановке играли не только живые актеры. Виктор Платонов, великий конструктор кукол, вместе с художниками Татьяной Ревой, Анной Довженко и Татьяной Скороходовой в мастерских Театра кукол изготовили две куклы Михоэлса и Чаплина высотой два с половиной метра. Десять актеров нужны были, чтобы их «оживить». Режиссеру Крымову хотелось показать такими масштабами, как велик был страх времени, когда страной правил Сталин.

 

И вот под метель и вьюгу в сопровождении людей в штатском, с чемоданчиком в руках, символом вечного страха ареста, огромный, нелепый, грустный Соломон Михоэлс приезжает в дом к веселому Чарли Чаплину. У одного — ковровые дорожки Кремля, у другого дома — дорогой паркет. Но выясняется, что это встреча двух уходящих людей. Один болен и умирает, другой скоро будет убит. И все это сыграли гигантские куклы. 

Тогда Театр Образцова придумал отличный маркетинговый ход — объединить оба достижения года — Евгения Цыганова и кукол. Как оказалось, Цыганов к тому же родственник Образцова. Его бабушка — двоюродная сестра Сергея Образцова. 

В кепке, шарфе и широких штанах 1930-х, потом в щегольском белом плаще американского периода и наконец седым стариком с орденом на пиджаке великий кукольник в исполнении Цыганова прошагал весь XX век с любимыми куклами театра. Он меняет голос, его интонации личные, как строчки дневника. И здесь все чудеса театра: ангелы, голуби, волны Атлантического океана, мама, папа, царь у Триумфальной арки, паровозы революции, падающие  на Москву бомбы Великой Отечественной, люстры Кремлевского дворца. И встречи с Утесовым, Руслановой, Любовью Орловой. Он бьет чечетку, поет «Стаканчики граненые» перед Немировичем-Данченко на прослушивании в Школе-студии МХАТ, баюкает на руках любимую куклу Тяпу, танцует танго с  марионеткой Кармен и легко владеет всеми типами кукол. 

«Я — Сергей Образцов» (Фото DR)

Спектакль мгновенно стал хитом, а театр сразу стал интересен не только проверенной публике. И главное — театр вышел за формат «хитрого ежика», «по щучьему велению» и кота Васьки, перестал быть театром для детей. На последней премьере «Играем Шекспира» золотомасочного Виктора Никоненко зал был целиком взрослый, заполнен весь. Такого в истории этого театра не было — дать возможность каждому актеру-кукловоду самому сыграть Ромео и Джульетту, Отелло, Короля Лира или прочитать, наконец, «Быть или не быть». 

В «Играем Шекспира» для детей есть только огромная голова льва из «Сна в летнюю ночь». Остальную часть совсем не страшного хищника везет на тележке актер, и на нем сзади львиный хвост. В остальном это серьезный драматический спектакль с куклами невероятных размеров и всевозможными технологиями. Короля Лира играет гигантская голова. Она открывает и закрывает глаза, плачет хрустальными слезами на веревочке.

 
«Играем Шекспира» (Фото DR)

Ромео и Джульетта — огромные куклы в рост. Одна — тростевая, другая — марионетка.  Актеры в традиционных черных костюмах по одной кукле освобождают влюбленных от тросов, и они парят в воздухе. А небеса вместо облаков подставляют им огромную, в четверть сцены,  ладонь. Здесь играют на гитаре и поют «Я вышел на подмостки» Высоцкого-Пастернака из знаменитого спектакля Юрия Любимова «Гамлет», а бюст самого Шекспира, вынутый из могилы двумя симпатичными могильщиками, как живой, читает 66-й сонет «Зову я смерть». Потрясающий кусок из «Ричарда III». Актер на глазах зала собирает сломанную  куклу в целую, читая знаменитый монолог тирана: «Меня природа жалкая согнула и обделила красотой и ростом». 

На фоне такого слияния с драматическим театром даже король мюзикла, режиссер Алексей Франдетти взялся за прозу Диккенса и совсем скоро покажет здесь «Рождественскую историю» с живым оркестром, куклами и артистами театра. Это дебют Франдетти в кукольном театре.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+