К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Импортозамещение и интерес к истории: итоги российской часовой индустрии в 2022 году

Часы «BigZero. Брат-2» часового завода «Ракета» (Фото DR)
Часы «BigZero. Брат-2» часового завода «Ракета» (Фото DR)
Первые в стране часовая премия и «Музей часов», посвящения балабановскому «Брату» и медвежонку Умке, запястья первых лиц, Константин Чайкин в «Зале славы» и в открытом космосе — рассказываем, что произошло в отечественной часовой индустрии в 2022 году и куда ее может привести новый ход времени

Прекращение активной деятельности некоторых больших швейцарских, а за ними и японских марок на российском рынке дало отечественным часовщикам редкую возможность заявить о себе громче обычного — пожалуй, впервые с момента развала советской часовой индустрии в начале 1990-х. В этом году часто звучали слова «первый», «впервые» и «премьера». Парадоксальным образом несколько лет усиленной работы над тем или иным продуктом «созрели» именно сейчас, несмотря на все сложности. 

Сформулировать общие тенденции в этом процессе сложно, так как количество заметных игроков на отечественном часовом рынке по-прежнему невелико для глобальных течений. Так что вспомним отдельные ключевые события, которые повлияют на дальнейшее развитие индустрии. 

Часовые премии и «Лукоморье»

В начале марта в Музее истории Москвы состоялась премьера единственных в своем роде настольных часов «Лукоморье», авторами которых выступили уже давно признанные мастера: часовщик Константин Чайкин и ювелир Ильгиз Фазулзянов. Это их первый совместный проект. Это первый в мире механизм с цепной графической цифровой индикацией времени, а в ювелирном плане — произведение декоративно-прикладного искусства, в десятках сложных ручных техниках воспроизводящее тот самый дуб у Лукоморья из поэмы Пушкина со всеми персонажами на его ветвях (47 см высоты, 16,4 кг веса). Стоимость не раскрывается, так же как и имя частного заказчика. 

 
Настольные часы «Лукоморье» (Фото DR)

Вообще еще одна тенденция этого года — творческие союзы, объединения или коллаборации. В сентябре часовой завод «Ракета» совместно с киностудией СТВ дал премьеру часов «BigZero. Брат-2», посвященных 25-летию культового в России фильма режиссера Алексея Балабанова. Черно-белый циферблат, на котором красным цветом выделены отметки 2 и 5, и кожаный ремешок с графически исполненной крылатой фразой «В чем сила, брат» — все 50 юбилейных экземпляров были распроданы за две недели. 

Часы «BigZero. Брат-2» часового завода «Ракета» (Фото DR)

Российская марка «Ника» под конец года объединила свои усилия с «Союзмульфильмом» и представила совместную коллекцию часов «Умка» по мотивам известного советского мультфильма, продолжение которого студия выпустила совсем недавно. Несколько вариаций моделей с силуэтом медвежонка, движущимися на циферблате бриллиантами, созвездиями и прочими «северными» элементами дизайна, несмотря на внешний luxury-лоск, выступили во вполне доступном часовом сегменте. 

 

Также впервые в этом сложном году прошла премия «Лучшие российские часы». Ее организаторами выступили Национальная ассоциация часовщиков совместно с издательством Watch Media. Всего на конкурс были выдвинуты 74 модели от 27 отечественных производителей — как крупных производств вроде «Ракета» или «Слава», так и маленьких ремесленных ателье вроде мануфактуры Антона Суханова и «Углича» Сергея Волкова. Победителей определяли в ходе народного голосования на сайте. В номинации «Мужские часы года» победил часовой завод «Ракета» с их новинкой Big Zero, возрожденной советской классической моделью, когда-то названной в честь Гагарина, — они были отмечены и на премии «Национальный интерес», которая прошла в декабре в Санкт-Петербурге. 

Приз премии «Лучшие российские часы» (Фото DR)

Правда, Вячеслав Медведев, глава издательства Watch Media и организатор многолетней профессиональной выставки Moscow Watch Expo, в рамках которой и были объявлены победители конкурса, в комментарии для Forbes Life высказал сомнение, что премия будет проведена и в 2023 году. По его мнению, это возможно только в том случае, если все игроки рынка, в первую очередь маленькие ателье с их скромными мощностями, сумеют за 12 месяцев придумать и произвести совершенно новые модели. 

Но свою миссию, на его взгляд, конкурс выполнил: популяризацию российских часов, когда возникла необходимость поддержки отечественных производителей. До проведения конкурса большинство даже интересующихся предметом потребителей попросту не знало, что в России существует такое количество мастеров, ателье, марок и брендов разного класса и масштаба.

 

Запястья первых лиц

В феврале 2022 года во время официальных выступлений Владимира Путина сразу несколько экспертов сделали характерное наблюдение: на его запястье впервые появились часы отечественной марки — «Императорской Петергофской фабрики» («ИПФ»). Что сразу считалось как сигнал к пресловутому импортозамещению — как известно, за запястьем главы государства в России по традиции следят не только часовые блогеры и журналисты (впрочем, они мониторят всех известных личностей из мировой политики, спорта и шоу-бизнеса), но и чиновники разного ранга. Ранее в правительственных кругах президент выступал своего рода законодателем часовой моды в Кремле, и его личный выбор способствовал интересу и, как следствие, росту продаж моделей швейцарских брендов Blancpain или IWC Schauffhausen (предыдущие два «фаворита» Путина). Произошло ли то же самое с «ИПФ»?

Владимир Путин в часах «ИПФ» во время поездки в Иран в июле 2022 года (Фото Дмитрия Азарова·Коммерсантъ)

Марка «Императорская Петергофская фабрика» по сути является премиальным ответвлением часового бренда «Ракета» — оба создаются на производстве в Петергофе. Как раз в честь его 300-летия (было основано еще царем Петром I как гранильная фабрика, а в советское время преобразовано в часовой завод,) в 2021 году и был запущен «ИПФ». 

На запястье президента оказалась модель в 41-мм корпусе из белого золота с мануфактурным автоматическим механизмом ПЧЗ 2615 и с корпусным кольцом из поделочного обсидиана (фирменный штрих «ИПФ», такого не делает никто в мире) стоимостью 1,5 млн рублей. Собирается и настраивается такая одним мастером от начала до конца и поэтому производится в количестве не более 40 экземпляров в год и только на заказ (клиент может выбрать металл корпуса и породу поделочного камня).  

Как сообщил Forbes Life Дэвид Хендерсон-Стюарт, директор и совладелец завода, о том, что эти эксклюзивные часы теперь носит президент, он узнал, как и остальные граждане, из многочисленных публикаций СМИ. По его словам, благодаря этой новости к ним пришла такая внезапная популярность, достичь которой при ограниченных маркетинговых ресурсах марки удалось бы нескоро. Как это повлияло на реальные продажи часов, Хендерсон-Стюарт говорить не спешит, потому что подобную статистику при индивидуальных заказах отследить сложно. Но удачной ситуацией марка воспользовалась оперативно, представив в ноябре первые женские часы «ИПФ» — вариацию на тему мужских, но с бриллиантами по безелю.

Другое любопытное событие для часовой индустрии коснулось еще одного политика — японского премьер-министра Фумио Кисиды. На фотографиях со встречи «Большой семерки» в конце июня в Баварских Альпах внимательные блогеры разглядели на его руке российские часы «Ника», модель 1041.0.1.51 в золотом прямоугольном корпусе стоимостью 330 350 рублей — сейчас она уже снята с производства. Такие часы Владимир Путин подарил Кисиде еще в 2016 году, когда тот занимал должность главы японского МИДа. 

 

Правда, в самом бренде «Нике», крупнейшем российском часовом производителе, к этой ситуации отнеслись сдержанно: как сообщила Forbes Life Татьяна Логинова, маркетинг-директор бренда, на гуляющей по сети фотографии Кисимы он действительно изображен в той самой модели часов. А вот подлинность самого фото они ставят под сомнение, потому что так и не смогли проследить его происхождение. Хотя в компании и признают, что многие отечественные государственные структуры закупают у «Ники» золотые часы в качестве представительских подарков, в том числе и первым лицам государств, но сам бренд узнает об этом только из СМИ. 

Часы SIMACH от российского дизайнера Дениса Симачева, созданные по мотивам Rolex (Фото DR)

Совершенно неожиданно на стезю импортозамещения вступил вовсе не часовой, но модный бренд — DenisSimachev. В сентябре без единого комментария от автора соцсети вдруг наполнились изображением часов Rolex от Дениса Симачева. При ближайшем рассмотрении действительно очень похожие на швейцарскую модель Oyster Perpetual Day-Date часы оказались подделкой, причем откровенной: на циферблате красовалась надпись «As Fake as Love» и предупреждение «Please, do not mislead the buyer. This is not Rolex». К тому же в окошках дня недели и даты Simach установлена фиксированная дата — пятница, 13-е. Эта недорогая (10 000 рублей) маркетинговая провокация или попросту «хайп» быстро нашла свою целевую аудиторию. К слову, дистрибьютор Rolex — компания Mercury — на «подделку» никак не отреагировала. При этом бутик марки открыт, как и все те часовые магазины нескольких десятков швейцарских брендов, что принадлежат российским партнерам и находятся в их оперативном управлении. 

Космическая Одиссея — часовая версия

Под финал года тот же завод «Ракета» вслед за «Братом» выпустил еще одну громкую и совместную «лимитку» — 500 экземпляров часов «Спутник-1», посвященных 65-летию запуска первого в мире искусственного спутника Земли в СССР. Примечательно, что циферблат под особым куполообразным стеклом выполнен из того же алюминиево-магниевого сплава, что и сам советский спутник, — этот материал заводу предоставил «Роскосмос». А в целом часы, от которых часовое сообщество ждало ретрофутуризма, вышли скорее классикой, и в ее основе лежит одноименная модель этого завода 1974 года.  

К «космическим» часам стоит отнести еще одну премьеру — модель «Маленький принц» мастеров Антона Яицкого и Дмитрия Чугунова. Ее главная интрига заключается в том, что несколько лет назад швейцарская марка IWC Schauffhausen представляла целую одноименную коллекцию-бестселлер в честь этого персонажа знаменитой взрослой сказки Сент-Экзюпери. Но если швейцарцы просто помещали его изображение на задней крыше часов, то наши придумали индикацию времени, в которой звезда и комета вокруг фигурки мальчика выполняют роль классических часовой и минутной стрелок.

 

А вот мануфактура Konstantin Chaykin запустила часы в космос в прямом смысле этого слова. Два экземпляра, разработанных специально для работы в условиях невесомости и в открытом космосе, с собой на МКС взял 9 апреля 2021 года Олег Новицкий. Одни часы космонавт носил на руке внутри станции, вторые надевал на скафандр «Орлан-МКС» во время двух выходов за ее пределы. На основе данных этих испытаний команда Чайкина доработала механизм, и его обновленная версия была испытана космонавтом Олегом Артемьевым 17 августа 2022 года при выходе в открытый космос. А за сутки до и после были проведены контрольные сравнения с эталонными часами, зафиксированными в герметичном отсеке. Примечательно, что космонавты-испытатели Новицкий и Артемьев уже вернулись на Землю, а часы все еще продолжают свой полет на Международной космической станции.

Часы «Роскосмос» мануфактуры Konstantin Chaykin (Фото DR)

Считается, что до настоящего момента советские часы в космос летали дважды: на запястье Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года была модель «Штурманские» Первого московского часового завода; а космонавт Алексей Леонов 12 июня 1965 года впервые вышел в открытый космос с хронографом «Стрела». Правда, 100%-ного подтверждения этих легенд от самих участников события не было получено, так что, похоже, часы Konstantin Chaykin стали первыми официальными первопроходцами в космос от России. 

Наш посол в Швейцарии и не только

Константина Чайкина можно смело считать главным ньюсмейкером года и своего рода послом России в международной индустрии. В 2022 году на фоне повсеместных вежливых отказов и прямолинейных отмен можно было ожидать, что россиянина уже не ждут при швейцарском «дворе». Однако этого не случилось — узкий закрытый профессиональный мир часовщиков оказался лояльнее других. В сентябре было объявлено, что Чайкин в пятый раз вошел шорт-лист самой авторитетной премии в часовой индустрии Grand Prix d'Horlogerie de Geneve (GPHG) — и пусть на церемонии вручения премии его первая женская модель «Харли Квинн» из коллекции «Ристмонов» не победила в номинации «Женские часы», но сам факт соперничества с первыми именами был ценен как никогда прежде. 

Интересно, что в конкурсе GPHG 2022, в номинации Petit Aiguille («Малая стрелка»), за победу бились еще одни часы, созданные россиянами, правда уже бывшими. Авторы модели IN-15 Nixie — Илья Гельфман, основатель базирующегося в Швейцарии часового бренда Gelfman (а заодно идеолог по-прежнему работающей в России марки NamfleG), и дизайнер Викентий Грязнов, глава студии Gryaznov design, которая работает в Финляндии. Внимание «академиков» или жюри премии привлекли их часы с необычной газозарядной индикацией времени и ретродизайном. Здесь остается только гордиться признанием талантов, вышедших из России, — часы до нее не доберутся, не пройдут через санкционные ограничения. 

 

Что касается Чайкина, то в октября в рамках девятой церемонии вручения часовой премии Temporis International Awards он первым от России был введен в «Зал славы» (Hall of Fame) для выдающихся деятелей индустрии — часовщиков, изобретателей, руководителей-визионеров. Затем Чайкин первым от России участвовал в ежегодной международной выставке Salon Internacional Alta Relojeria 2022 (SIAR), которая проходила в Нью-Мексико в октябре. Данный факт может быть интересным и для прочих наших часовщиков: Мексика и Латинская Америка в целом большой, новый и по-прежнему открытый для нас рынок — и он может стать перспективным.

Кстати, тот же бренд «Ракета» в конце ноября впервые участвовал в главной ювелирно-часовой выставке Jewellery Arabia 2022 в Бахрейне, так что российские часовщики прицелились сразу на два новых потенциальных направления — Южная Америка и Ближний Восток. 

Интерес к собственной истории

Постоянные аллюзии современных мастеров к большому советскому и российскому часовому прошлому в ноябре материализовались в первом в России Музее часов, организованном фондом «Часовое наследие» при поддержке Национальной ассоциации часовщиков и компании AllTime, последняя, будучи одним из крупнейших часовых ретейлеров в стране, предоставила под музей целый последний этаж своего «флагмана» в Москве.

Музей часов (Фото DR)

Теперь здесь расположилась постоянно обновляющаяся выставка из нескольких частных собраний членов Российского клуба коллекционеров часов. Редкие экспонаты были отобраны ими самими так, чтобы наглядно рассказать историю становления и развития часового дела в России. В витринах можно обнаружить множество раритетов: от часов 1794 года фабрики Петра Нордштейна, учрежденной по указу императрицы Екатерины II, и солнечных часов XIX века из Тулы до часов торговых домов Павла Буре, Генри Мозера, Вильяма Габю и других часовых компаний конца XIX — начала XX века, которые вели активную деятельность в Российской империи до 1917 года. 

 

Разумеется, львиная доля экспозиции посвящена советской часовой промышленности с момента ее основания в начале 1920-х годов и до распада Советского Союза в 1991 году — почти полный спектр продукции всех основных советских часовых заводов: «Полет», «Слава», «Ракета», «Восток», «Заря», «Чайка», «Молния», «Агат», ЗИМ и «Электроника». Примечательно, что технический директор и хранитель музея, он же один из частных коллекционеров Павел Барбаянов, также выступает и в роли экскурсовода, а вход в музей свободный. 

Сам факт открытия подобного музея в Москве и в России особенно важен, поскольку крупнейшая в стране национальная коллекция часов, архивов и документов в настоящее время не доступна публике: она хранится в запасниках Политехнического музея, но тот закрыт на реконструкцию уже десять лет и даже уже не все знатоки помнят тамошние артефакты. 

Правда, и здесь за прошедший год произошел заметный прогресс — Политехнический музей подготовил к печати первый эпохальный труд «600 лет часового дела в России». Автором его является Татьяна Фокина, историк часового дела, куратор и хранитель собрания из 3000 часов при музее (кстати, в настоящий момент в пространстве AllTime представлено столько же экспонатов). Чтобы 600-страничная книга увидела свет, музей запустил краудфандинг-проект по сбору средств на ее печать — у самой институции их попросту не было. Собирали буквально «всем миром» через специальный сайт, и при необходимой сумме в 950 000 рублей в итоге было пожертвовано 1 303 960 рублей. Иллюстрированный рассказ о мастерах, предпринимателях и масштабных часовых производствах на территории страны с XV века до наших дней вышел из печати в самом конце декабря, и следить за его поступлением в открытую продажу стоит внимательно — тираж составляет всего 1000 экземпляров, а целевая аудитория, интересующаяся отечественными часами, за прошедший год, похоже, серьезно выросла.

Историческое совпадение

Довольно оптимистические итоги года и большое количество важных событий в российской часовой индустрии именно в кризисном 2022 году все-таки стоит квалифицировать как историческое совпадение. Очевидно, что над этими результатами все участники процесса — как большие часовые заводы, так и небольшие ателье — работали не один год. Разве что организаторы первой часовой премии, идея которой давно витала в воздухе, оперативно воспользовались ситуацией, когда затихли швейцарские марки. Именно они и не позволяли профильной прессе и конечному потребителю уделить должное внимание российским часовщикам, которые на самом деле ведут активную деятельность последние лет десять, а некоторые и больше.

 

Конечно, у этой деятельности всегда обратная, не видимая потребителю сторона, которая обострилась сейчас, — производственная: высокотехнологичные дорогостоящие станки для производства и обработки деталей часов рано или поздно требуют замены деталей или попросту ломаются. И вот теперь с введением экономических санкций приобретение новых деталей и логистика по сервису оборудования серьезно осложнились, и эту проблему каждый часовщик пытается решить в силу разных возможностей — собственных или параллельного импорта.

Эти факторы отчасти тормозят предложение, но спада спроса на свою продукцию в уходящем году часовщики в целом не отмечают, а вот возросший интерес к ней — да. Но смогут ли российские часы заменить собой марки, «которые мы потеряли»? 

Как подчеркнул в разговоре с Forbes Life Хендерсон-Стюарт, он не стал бы применять термин «импортозамещение» по отношению к часам, поскольку тот означает, что произведенные в России априори хуже, чем швейцарские, а он всегда пытался демонстрировать, что часы в России могут производиться на том же высоком уровне.

Правда, здесь Чайкин, который, как Хендерсон-Стюарт, является главой все еще единичного в России высокотехнологичного часового производства полного цикла, отмечает, что многим маленьким артелям и отдельным мастерам с их интересными идеями могут понадобиться десятилетия и огромное количество усилий, чтобы приблизиться к стандартам швейцарцев. А этого может и не произойти без серьезных инвестиций в бизнес (к слову, один из самых капиталоемких и сложнейших в мире), на что рассчитывать в нынешнем неблагоприятном экономическом климате не приходится.   

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+