К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Женщины лечат травмы: что смотреть на выставке «Великая пустота» в фонде Ruarts

Ольга Кройтор. Из серии «Лишние» (Фото Ruarts)
Ольга Кройтор. Из серии «Лишние» (Фото Ruarts)
Фонду Ruarts коллекционера и мецената Марианны Сардаровой в 2023 году исполняется 20 лет. В коллекции фонда более 2000 работ. До 4 июня в выставочном пространстве фонда в Трубниковском переулке идет выставка «Великая пустота», состоящая из произведений современных российских художниц. Forbes Woman отобрал 10 работ, которые раскрывают тему пустоты с неожиданного ракурса, помогая зрителю справляться с чувствами утраты и агрессии

Организаторы выставки «Великая пустота» советуют начинать осмотр с самого верхнего этажа, а процесс спуска предлагают рассматривать как попытку излечения от травмы. Несмотря на то, что среди авторов выставки только женщины-художницы, гендерная тема не главная. Все работы говорят о вечном. Реалии настоящего дня заставляют их звучать по-новому, обостряя восприятие. «Физическое и экзистенциальное переживание пустоты выкрутили на максимум. Сегодня мы говорим о пустоте из ее эпицентра», — говорит куратор выставки Анна Журба.

Елена Артеменко. «Майка», 2020–2021
Из серии «Вещи, которые имеют вес» 2020-2021. Мрамор.·Ruarts

Елена Артеменко. «Майка», 2020–2021

Эта работа относится к серии с говорящим названием «Вещи, которые имеют вес». Кажется, что случайные предметы — майки, носки — только что в спешке оставил кто-то родной и близкий. А благодаря тому, что выполнены они из мрамора, вспыхнувшие воспоминания тут же наливаются тяжестью и становятся еще более ощутимыми. «Майку» Елены Артеменко каждый посетитель выставки видит в числе первых. Благодаря универсальности посыла к ней очень просто «подключиться», чтобы начать осмыслять тему пустоты как утраты.

Таус Махачева. «Пуля»
Ruarts

Таус Махачева. «Пуля»

Видеодокументацию перформанса Таус Махачевой «Пуля» еще в 2014 году продавали на самом первом аукционе Off White в рамках ярмарки Cosmoscow (тогда лот ушел более чем за €10 000). На выставке в фонде Ruarts видео демонстрируется рядом с заглавным объектом — пулей, которая благодаря витрине и освещению выглядит величественно, почти как миниатюрная бронза Константина Бранкузи.

Свой перформанс Махачева, для которой очень важна тема собственных корней, проводила в Махачкале. Отправной точкой послужила реальная история убийства трех милиционеров на углу местной школы. Взяв в руки пистолет Макарова, художница стреляет в песок, а затем пытается найти пулю. Казалось бы, образовавшаяся воронка должна привести прямо к ней, но задача оказывается гораздо сложнее. В контексте «Вечной пустоты» работа превращается в высказывание о бессмысленности агрессии и невозможности докопаться до ее истоков.

Александра Галкина. «Оборонная спортивно-техническая организация»
Из серии «Фроттажи» ·Ruarts

Александра Галкина. «Оборонная спортивно-техническая организация»

Над серией «Фроттажей» — изображений, появляющихся на бумаге при ее наложении на рельефный объект и работе с карандашом, — Александра Галкина работает уже давно. В 2009 году она была номинирована с ней на премию «Инновация». На выставке можно увидеть изображения вывесок самых разных казенных учреждений. В данном случае речь идет о смысловой пустоте: даже прочитав название, понять, чем же именно занимается та или иная организация, порой крайне сложно.

Алиса Горшенина. Из серии «Что есть и чего нет»
Ruarts

Алиса Горшенина. Из серии «Что есть и чего нет»

Уральская художница Алиса Горшенина в своем творчестве исследует эстетику российской глубинки, соединяя реальность с вымыслом. В 2020 году старинные резные наличники, которые художница привезла из Нижнего Тагила и дополнила живописными глазами, были самыми яркими экспонатами 2-й Триеннале российского современного искусства в «Гараже». Здесь аналогичный объект соседствует с меланхоличными фотоколлажами, пронизанными чувством оставленности.

Ольга Кройтор. Из серии «Лишние»
Ruarts

Ольга Кройтор. Из серии «Лишние»

Намек на человеческое присутствие впервые появляется на выставке в работах Оли Кройтор из серии «Лишние». Повисшие в воздухе магриттовский котелок и раскрытая газета работают как улыбка Чеширского кота. Несмотря на общую атмосферу постапокалипсиса, остается надежда, что еще не все потеряно и пустые пространства вот-вот вновь заполнятся людьми.

Анастасия Цайдер. Arcadia №14
Ruarts

Анастасия Цайдер. Arcadia №14

Над фотосерией Arcadia художница работала несколько лет, фотографируя места, которые в советские годы задумывались как своего рода райские уголки. После перестройки заброшенные города-сады начали превращаться в города-леса по мере того, как природа отвоевывала назад облагороженные человеком пространства. Перед зрителем встает неизбежный вопрос о том, как охарактеризовать этот процесс — как упадок или как восстановление справедливости.

Таисия Короткова. «Кубинка»
Ruarts

Таисия Короткова. «Кубинка»

Схожие темы затрагивают и работы Таисии Коротковой из серии «Темный лес», которые впервые были показаны на выставке в Новой Третьяковке в 2021 году. Напоминающие иллюстрации из детских научно-фантастических книг образы, выполненные на клеенке, основаны на рассказах сталкеров, осваивающих заброшенные пространства. Большинство построек, которые запечатлены на работах Коротковой, возникли в годы холодной войны.

Ирина Нахова. «Руководящий состав»
Ruarts

Ирина Нахова. «Руководящий состав»

В 2015 году Ирина Нахова стала первой женщиной-автором моновыставки в павильоне России на Венецианской биеннале. За два года до этого она стала победителем премии Кандинского в номинации «Проект года» с трехчастной работой «Без названия». К ней относится и «Руководящий состав». «Это попытка понять то необъяснимое, что происходит с моей страной на протяжении последнего века, понять через частные образы, каким образом миллионы людей были вымараны из истории и благополучно забыты и каким образом люди могут быть настолько ослеплены и обездушены, чтобы жить без памяти и без истории», — рассказывала тогда сама художница.

Татьяна Ахметгалиева. Из проекта «Клото»
Ruarts·

Татьяна Ахметгалиева. Из проекта «Клото»

Проект «Клото», названный в честь младшей из древнегреческих богинь-мойр, плетущих нити человеческих судеб, изначально был создан в рамках первого выпуска Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Таня Ахметгалиева представила галерею портретов реальных работниц Свердловского камвольного комбината, строительством которого на заре своей политической карьеры руководил Борис Ельцин. Эти работы первыми бросаются в глаза при входе на выставку в фонде Ruarts. Но сначала создается впечатление, что женские образы как бы растворяются в воздухе, а по завершении осмотра всей экспозиции наоборот — заново материализуются.

Вита Буйвид. «Без названия». Из серии «Вещдок»
Ruarts·

Вита Буйвид. «Без названия». Из серии «Вещдок»

Возможно, две самые личные работы на выставке — это объекты Виты Буйвид из серии «Вещдок». Превращенные в гипсовые барельефы ситцевые платья изначально принадлежали матери художницы. Когда они начали буквально рассыпаться под воздействием времени, художница решила увековечить сами предметы и тем самым сохранить в памяти семейные истории.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+