Эффект Кейт Буш: как сериалы и фильмы возвращают в топ старые песни

Long Long Time и «Одни из нас»
О Линде Ронстадт говорят как о «мисс Эклектике» и творческой личности широчайшего диапазона. На первый взгляд, большая часть ее музыки — это обыкновеннейший кантри-поп (самый надежный способ заработать на американском слушателе). Однако при внимательном рассмотрении в ее анамнезе обнаруживаются коллаборации с Фрэнком Заппой и Филипом Глассом.
В ее жизни и карьере было много всего (включая статуэтки «Грэмми» и первые места в чартах), но не было главного хита, по которому ее знало бы поколение начала XXI века. Теперь этот хит есть — Long Long Time (1970), внезапно прославленная сериалом по видеоигре. Песня дважды прозвучала в третьей серии «Одних из нас»: сперва в исполнении одного из персонажей на пианино, а потом в конце эпизода уже в оригинале.
Ранее похожий взлет пережила песня Never Let Me Down Again группы Depeche Mode, которая звучала в первом эпизоде сериала.
Running Up That Hill и «Очень странные дела»
Кейт Буш еще конце 70-х зарекомендовала себя как самая утонченная певица Великобритании. На ее счету девять изящных альбомов в жанре арт-поп, балансирующих на грани между привычной радийной музыкой и меломанским артефактом. В Британии про нее снимают восторженные документалки и по-доброму пародируют в прайм-таймовых шоу, но известность Буш за пределами родины долгие годы была скромной. По крайней мере, до лета 2022-го, когда ее песню Running Up That Hill использовали в четвертом сезоне сериала «Очень странные дела» — она играет важную роль в сюжете и звучит неоднократно.
После выхода сезона песня стала гораздо большим хитом, чем какая-либо композиция Кейт Буш в годы ее активного творчества. Если в 1985-м в главном американском чарте Billboard она была на 30-м месте, то в 2022-м — поднялась аж до 3-го, что крайне редко для песен, выпущенных еще в прошлом веке. Песня обросла рекордами Гиннесса, самый интересный из которых — Кейт Буш стала одновременно самой младшей (в 1978-м) и самой старшей (в 2022-м) исполнительницей, возглавившей британский чарт с песней собственного авторства.
С четвертым сезоном «Очень странных дел» связан еще один такой случай: песня Master of Puppets группы Metallica, которую исполнил на гитаре один из персонажей, заняла 35-ю строчку в чарте Billboard. В 1986-м году, когда она вышла, ее там не было вовсе, несмотря на популярность группы.
Goo Goo Muck и «Уэнсдэй»
Нью-йоркская группа The Cramps — именно те, для кого придуман штамп «широко известны в узких кругах». Они были частью ранней панк-сцены 1970-х и внесли небольшой, но уникальный вклад в историю рок-музыки. Они первыми перемешали панк-рок с рокабилли в духе 50-х и добавили туда комической и китчевой готики. То, что получилось, принято называть сайкобилли — жанр не самый популярный, но самобытный.
В 1981 году The Cramps записали кавер на песню Goo Goo Muck малоизвестного рокабилли-певца Ронни Кука. Получившаяся веселая страшилка стала уместным саундтреком и в «Техасской резне безнопилой 2» (1986), и в самой знаковой сцене нетфликсовской «Уэнсдэй».
Харизматичный танец актрисы Дженны Ортеги сделал песню внезапным хитом: за пять дней после выхода сериала прослушивания The Cramps на стримингах выросли в 50 раз. Судя по всему, это был первый случай, когда песня The Cramps попала в какие-либо чарты; к сожалению, успеха не застал лидер группы, выступавший под псевдонимом Люкс Интериор, — он умер в 2009 году.
Do Ya Wanna Taste It и «Миротворец»
Норвежская группа Wig Wam — комический анахронизм; они играют приторный хард-рок в стиле волосатых 1980-х и будто донашивают наряды за Mötley Crüe. В 2005-м они представляли Норвегию на «Евровидении» в Киеве и заняли место в середине турнирной таблицы.
Как и случается со среднестатистическими участниками «Евровидения», музыканты разошлись, потом снова сошлись и выпустили в 2021-м альбом Never Say Die — без особого успеха. Но все-таки, как и призывало название альбома, умирать было рано.
Эксцентричный режиссер Джеймс Ганн выбрал их песню Do Ya Wanna Taste It для вступительных титров сериала «Миротворец» про одноименного супергероя из вселенной DC. Интро с комичными танцами главных героев стало мемом, а заодно прославило Wig Wam.
Интересно, что буквально за несколько дней до выхода сериала их букинг-агентство отказалось с ними работать: никто, абсолютно никто не выражал желания увидеть группу вживую. Зато после выхода «Миротворца» песня появилась в чартах — и среди прочего заняла первую строчку в британском iTunes.
Rock and Roll Part II и «Джокер»
Самая противоречивая история неожиданной популярности. После выхода фильма песня Rock and Roll Part II в исполнении Гари Глиттера (по псевдониму можно догадаться, что пик его успеха пришелся на начало 1970-х, когда самой хитовой англоязычной музыкой был глэм-рок) обрела новых слушателей и попала в чарт Billboard вместе с песней группы Cream 1968-го года, которая звучит в кульминационной сцене «Джокера».
При этом в XXI веке Глиттера знают преимущественно как преступника — c 2015 года он отбывает 16-летний срок за совращение малолетних, и вполне возможно, именно поэтому его песню Rock and Roll Part II включили в саундтрек «Джокера». Это вызвало волну негодования: песня-то хорошая, но неужели сверхуспешный фильм о социопате и преступнике поможет разбогатеть осужденному педофилу? Однако, как выяснилось, права на песню уже давно разделены между несколькими рекорд-лейблами, которые не выплачивают бывшему артисту никаких дивидендов.
Don’t Stop Believin’ и «Клан Сопрано»
Софт-рокеры Journey выпустили гимноподобный сингл Don’t Stop Believin’ в 1981 году. Песню пели стадионы, она была достаточно популярна и после распада группы — но волна успеха, настигшая ее в конце 2000-х, все же удивительна. Спусковым крючком стала финальная сцена сериала «Клана Сопрано».
Это привело к интересному достижению: в iTunes (тогда — наиболее популярной легальной интернет-платформе с музыкой) сингл Don’t Stop Believin’ стал самым продаваемым из всех, вышедших до начала онлайн-торговли музыкой.
Масла в огонь подлил еще один сериал — «Хор» (Glee), чьи актеры спели свою версию песни в первом эпизоде в 2009 году. Она вышла как сингл и поднялась на 4-е место в Billboard Hot 100, что превзошло результаты оригинала (даже при содействии Тони Сопрано).
Bohemian Rhapsody и «Мир Уэйна»
Сразу скажем, группа Queen в целом и конкретно песня Bohemian Rhapsody в середине 70-х были вполне успешны. Альбом A Night at the Opera был одной из самых популярных записей 1975-1976 годов, а замысловатый сингл сразу произвел на многих слушателей огромное впечатление. Однако «Богемская рапсодия» долгое время не воспринималась как одна из величайших песен в истории и даже как одна из величайших песен Queen.
Все изменила комедия «Мир Уэйна», продолжавшая одноименную серию скетчей из вечернего шоу Saturday Night Live. Заглавный персонаж в исполнении Майка Майерса — фанат рок-музыки и автор подпольной программы на кабельном ТВ (видеоблогер, по-нашему говоря). В стартовой сцене фильма он вместе с друзьями едет в машине и комически распевает «Рапсодию».
Так, буквально через несколько месяцев после смерти Фредди Меркьюри, его эпическая песня снова стала хитом и, например, заняла 39-е место в чарте синглов Billboard. Что было не слишком предсказуемо на фоне тогдашней популярности полного антипода Queen — группы Nirvana.
Стоит ли говорить, что Bohemian Rhapsody вернулась в чарты еще раз — после выхода одноименного фильма, байопика Меркьюри. Это помогло песне стать третьим самым успешно продаваемым синглом в истории Великобритании.
What a Wonderful World и «Доброе утро, Вьетнам!»
Луи Дэниел Армстронг — самый известный джазмен всех времен, а What a Wonderful World — его главный хит. Звучит, как аксиома. Но на хипповскую Америку 1967 года эта песня совершенно не произвела впечатления. Хотя она была большим хитом в Западной Европе, следующие 20 лет она мало у кого была первой ассоциацией с Армстронгом.
Записанная в 1960-е музыкантом, который сделал себе имя в 1920-е, песня стала хитом только в 1980-е. Она звучит в важной сцене в фильме «Доброе утро, Вьетнам!» с Робином Уильямсом в роли радио-диджея, вещающего для американских солдат. Песню заново выпустили как сингл, и уж тогда-то она получила хорошие продажи и стала частью поп-музыкального канона. А, кажется, что так было всегда.
The Entertainer и «Афера»
Афроамериканского пианиста Скотта Джоплина считают «королем рэгтайма» — характерной ритмичной музыки самого начала XX века, которую можно считать одной из ранних форм джаза. На сегодня самая известная рэгтайм-композиция — The Entertainer, которую Джоплин написал в 1902 году. Это одна из тех мелодий, которую слышали абсолютно все, но мало кто знает по названию.
Но в начале века The Entertainer был просто одним из рэгтаймов Джоплина — и далеко не самым популярным. Все изменилось в 1973 году, когда на экраны вышел фильм «Афера», в котором звучит оркестрованная версия композиции. Действие фильма разворачивается в 1930-е, что делает использование The Entertainer совершенным анахронизмом.
«Афера» стала хитом проката и получила семь «Оскаров» — в том числе за саундтрек. А сингл The Entertainer поднялся до третьей строчки Billboard. С тех пор это главный хит 1902-го.