К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Сначала нас воспринимали как пришельцев»: зачем инвестировать в региональные проекты

    Фото DR
    Фото DR
    Суздаль, станица Старочеркасская, Коломна, Дилижан — все эти территории объединяет то, что здесь предприниматели вложились в местные проекты, которые начинают менять судьбу местного населения. С чего начать создание проекта по развитию территорий, где найти ресурсы на его реализацию и как грамотно выстроить работу с локальным сообществом — обсудили меценаты и эксперты. Forbes Life публикует хайлайты дискуссии

    20 июня в рамках международной практической конференции «Белые ночи фандрайзинга» в суздальском пространстве Мира центр состоялась закрытая встреча на тему «Запуск и поддержка проектов по развитию территорий — смыслы, идеи, ресурсы». Инициировали встречу сообщество Noôdome, группа компаний Philin Philgood и благотворительный фонд «Школы мира». Модерировала дискуссию Евгения Белотелова, управляющий партнер группы компаний Philin Philgood, которая предоставляет сервисы для НКО и социальных проектов бизнеса в формате 360° и разрабатывает их стратегии. В ней приняли участие:

    Вероника Зонабенд, сооснователь сообщества Noôdome, президент благотворительного фонда «Школы мира», сооснователь и председатель совета управляющих UWC Dilijan College (Армения).

    Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ имени М. В. Ломоносова.

     

    Ольга Басова, социальный инвестор, инициатор проекта по развитию казачьей станицы Старочеркасской (Ростовская обл.), сооснователь и совладелец «Топ Грейн Л.Т.Д.».

    Дмитрий Разумов, российский предприниматель и филантроп, генеральный директор инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ», сооснователь творческого сообщества «МИРА» в Суздале.

     

    Евгения Казарновская, директор АНО «МИРА» в Суздале.

    О том, как выбрать место для инвестиций

    Вероника Зонабенд: Школа UWC Dilijan College (международная школа-пансион) — это якорный проект в Дилижане. В советские времена этот город процветал. Сюда съезжалась творческая элита, причем не только советская. Все это повлияло на наше решение заняться стратегическим развитием Дилижана как образовательного, культурного и рекреационного центра. После распада Советского Союза он переживал нелучшие времена, однако теперь вновь стал центром притяжения, сюда приезжают люди. Цены на недвижимость в Дилижане, например, уже соизмеримы с ереванскими.

    В развитии территорий, как и во многих других наших партнерских инициативах, мы сочетаем разные типы финансирования: коммерческие инвестиции, благотворительные вложения, которые никогда не вернутся вкладчикам, и социальные инвестиции. Все наши проекты масштабные, многоцелевые, связанные друг с другом, вместе запускают цепную реакцию изменений. Конечно, это требует значительных вложений, и каждый, кто планирует заняться территориальным развитием, неизбежно задаст себе вопрос: где найти деньги и как их привлечь?

     

    Если бы мы не построили в Дилижане международную школу, потратив на это $150 млн благотворительных средств, большая часть из которых принадлежала нашей семье, все остальное не заработало бы. Но одной благотворительности мало. Чтобы развить экосистему и сообщество, успешно реализовать концепцию урбанистического развития города, вовлечь в проекты местных жителей, привлечь в город гостей, нужно умело сочетать коммерческую и социальную деятельность.

    Вероника Зонабенд (Фото DR)

    Однако реальные перемены к лучшему в подобных проектах можно увидеть не ранее чем через 10 лет, а то и позднее. И, поскольку все финансовые инструменты, как правило, краткосрочные, это представляет серьезную проблему: с точки зрения бизнеса очень сложно привлечь инвестиции в долгосрочные социальные проекты, так как их значение не всегда очевидно, а результат, отдача от инвестиций существенно отдалены по времени.

    Ольга Басова: Я из Ростова-на-Дону, и у меня есть идея реконструировать жизнь старой казачьей станицы Старочеркасской. Мне удалось приобрести исторические руинированные объекты: здание кредитного товарищества, старые казачьи курени. И есть идеи, как это обустроить, какие интерактивные музеи можно сделать на этих локациях.

    В путеводителях пишут, что Старочеркасская — жемчужина региона, бывшая столица Войска Донского. Тем, что сегодня она представляет историко-культурную ценность, мы обязаны Михаилу Шолохову, который помог сохранить уникальные объекты станицы: атаманское подворье, Воскресенский войсковой собор, Дом Булавина и Дом Жученковых — каменные дома-крепости.

    Ольга Басова (Фото DR)

    В то же время из-за сложной истории казачества, из-за разных гражданских конфликтов, которые здесь происходили в XX веке, место подверглось забвению. В 90-е годы старые жители еще были в станице и вели традиционный образ жизни, но постепенно жизнь замерла. Сегодня здесь скорее присутствует массовый туризм: приходит большой теплоход, привозит туристов, их водят по музеям, кормят в ресторане, предлагают купить сувениры. Но то, что, с моей точки зрения, представляет собой подлинное наследие, скрыто. Старого казачьего быта и духа станицы не видно. Забыты традиционные рецепты, например казачий арбузный мед — нардек, который входил в паек призывного казака.

     

    В станице есть дачное сообщество, дачники построили очень красивые дома, но в них нет даже палисадников, многие из них за трехметровыми заборами. И получается, что массовое туристическое сообщество существует отдельно, дачники в красивых домах — отдельно, местные жители — отдельно. А все это можно связать в красивую единую концепцию.

    Дмитрий Разумов: Шесть лет назад я случайно попал в Суздаль и влюбился в этот город. Я захотел сделать здесь что-то общественно полезное, небольшое, соразмерное городу, но такого уровня, что в корне изменило бы представление о нем. Я задумался о частном музее и начал присматривать здание. Все кандидаты были примерно похожи на то, о чем рассказывала Ольга, — такие руинированные, брошенные, лишенные любви дома. Их хотелось спасти.

    Одновременно с этим я познакомился с фантастическим комьюнити людей, каждый из которых был неравнодушен к судьбе города. С Вадимом Дымовым (владелец мясоперерабатывающей компании «Дымов», фабрики по производству керамики «Дымов Керамика» в Суздале, основатель сети книжных магазинов «Республика». — Forbes Life), Алексеем Поляковым (инвестиционный банкир. — Forbes Life), Ермолаем Солженицыным (старший сын писателя Александра Солженицына, работал в бизнес-консалтинге. — Forbes Life) мы вместе боролись за стратегический план и системный подход для города.

    С Женей Казарновской и создателем лаборатории «Человек Мира» Андреем Поповым сделали несколько классных театрально-музыкальных, перформативных фестивалей. Это творческое сообщество постоянно росло — к нам присоединялись артисты, режиссеры, художники, кураторы, композиторы и музыканты. Мы поняли, что этому движению нужна площадка. Так рождается идея Мира сообщества и Мира центра.

     
    Дмитрий Разумов (Фото DR)

    Наш центр — это продукт очень тонкой и ответственной реставрации старинной лавки начала XIX века; многофункциональная площадка, где проходят концерты, выставки, лекции, театральные постановки, кино. Еще есть «Ларец» — небольшая платформа будущего музея, где мы в традиционно-русском интерьере избы (здесь тоже не обошлось без реставрации) экспериментируем с современным искусством, пытаемся понять, что интересно суздальской публике, местной и приезжей, делаем образовательные программы для детей.

    Для команды Миры важно сохранение наследия — архитектуры, искусства, музыки, практически исчезнувших традиций сельской жизни. Одновременно не хочется жить только прошлым, хочется во все это привносить жизненную энергию, современность, отношения между людьми.

    О коммуникации с местными властями и жителями

    Наталья Зубаревич: Местное население привыкло к тем условиям, в которых оно живет, и у него почти нет надежды, что их можно изменить. Именно поэтому те, кто приезжает, будь то дачники в селах или представители гражданского общества с проектами в малых городах, — двигатели прогресса. Без хорошей инъекции другой, более энергичной крови перифериям трудно развиваться. При этом перетащить на свою сторону и вовлечь в новое дело хотя бы часть местных — проблема. Потому что у них свои представления о прекрасном, и часто возникает недовольство: «А что вы тут приехали и лезете в наши дела?»

    С местными властями тоже проблемы. Сейчас у администраций появились деньги на благоустройство сельских территорий по программе Минсельхоза, а для городов это более существенные субсидии по нацпроектам. Они распределяются из бюджета региона, поэтому в основном региональные власти и определяют, на что их тратить. Но все же какое-то право голоса у местных администраций есть. Казалось бы, почему не объединиться с инициативами НКО? Но у каждого из «этажей» власти есть свои подрядчик и представления о прекрасном, жестко обусловленные сметой, которую имеет чиновник.

     

    Поэтому для НКО ладить с администрацией, выстраивать с ней отношения — это либо высокое искусство, либо лотерея. Очень часто не получается, и отношения с местными властями сильно недружественные. Но у некоторых хватает сил достигнуть компромисса: «Вы нам в этом поможете, а мы к вам привезем известную личность, которая поднимет имидж представителей местной власти».

    Наталья Зубаревич (Фото DR)

    Сейчас деньги на благоустройство у местных властей могут сократиться из-за оптимизации бюджетных расходов, которая вполне вероятна из-за 24 февраля. Времена поменялись, доходы федерального бюджета снижаются, потому и финансирование нацпроектов и других программ может сократиться. И в этих условиях интегрировать действия НКО и местных властей будет еще сложнее. 

    Вероника Зонабенд: Сначала нас воспринимали как пришельцев и относились к нам с недоверием. Местные жители долгое время считали, что наша школа — только для богатых, и к ним она не имеет никакого отношения. Но затем в UWC College поступили несколько детей из Дилижана — и теперь каждый таксист рассказывает туристам: «Это наша школа, но надо быть умным, чтобы туда поступить, просто денег недостаточно». 

    Разумеется, все это произошло не само собой, мы приложили массу усилий. Еще до открытия школы открыли общинный центр и запустили в нем образовательные программы сначала для детей и молодежи, а потом и для взрослых. Позднее благодаря этому центру Дилижан вошел в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО.

     

    Что же касается взаимоотношений с властями, то в нашем случае применима поговорка «у победы тысяча отцов, а поражение — всегда сирота». В чем нас только ни обвиняли поначалу! Говорили, что никто не приедет учиться в Армению и что мы сходим с ума. Сложность проектов по развитию территорий в том, что их амбициозность намного больше того, к чему привыкли местные власти. Мы же ставили перед собой задачу создать международный образовательный центр, чтобы Армения появилась на карте мира и чтобы из огромного разнообразия школ родители в разных странах выбирали именно нашу.

    Пока нам так и не удалось наладить такие отношения с мэрией, какие бы нам хотелось. Наверное, отчасти это и наша ошибка. С тех пор как мы занялись развитием Дилижана, в нем сменился уже третий мэр, и мы никому так и не смогли доходчиво объяснить, почему властям города тоже выгодно то, что мы делаем.

    Дмитрий Разумов: Я изначально оказался интегрированным в обсуждение судьбы города. Ребята, мои соседи, были инициаторами создания мастер-плана для Суздаля, я тоже принял в этом участие, вошел в разные общественные комитеты. И с местными, и с областными властями сложился хороший диалог. В вопросах будущего города — дизайн-код, архитектурные решения, благоустройство — мы успешно взаимодействуем: советуемся и, как мне кажется, понимаем, помогаем друг другу. Наши частные начинания получают поддержку, мы тоже стараемся замечать и хвалить местные власти, если делается что-то полезное.

    Про прием местных жителей — действительно сложная тема. Прямого радостного отклика у местных жителей я пока не чувствую. С другой стороны, и горизонт планирования у нас не пять и не 10 лет, посмотрим, что будет через 20-30 лет.

     

    Евгения Казарновская: Изначально у нас были большие иллюзии по взаимодействию с местным сообществом. Но оказалось, что заслужить доверие местных жителей — сложная задача. Отчаявшись, мы написали в самом популярном паблике «ВКонтакте»: «Ребята, а чего вы не ходите в Мира центр?» И выяснилось, что многим наша деятельность оказалось просто непонятна.

    Евгения Казарновская (Фото DR)

    Но выход всегда найдется. Однажды к нам устроились на работу две студентки из местного реставрационного училища. Потом они начали приводить своих друзей, предлагать нам организовать что-то для них. Потом возникла идея сделать курс по гостеприимству. Теперь официанты, управляющие, сомелье из разных ресторанов, которые считают друг друга конкурентами, собираются у нас по средам и обсуждают, что такое хороший сервис, как работать с обратной связью, как повысить уровень коммуникации и другие интересные вещи. Такими небольшими шагами у нас появилось сообщество. И все они теперь наши друзья.

    Кстати, билеты в Мира центр для местных мы делаем с 50%-ной скидкой. Мы ждали, наверное, месяца два, когда эти 15-20 билетов начнут покупать, и сегодня они уходят мгновенно. 

    Дмитрий Разумов: У нас есть большая надежда на детей и подростков. То есть ситуации, когда через год к тебе на мероприятия будет приходить половина суздальцев, представить невозможно. Но можно предположить, что через 10 лет местные ребята, которые выпускаются из соседских музыкальной и художественной школ, сегодня рисующие и играющие в нашем дворе, станут нашей взрослой аудиторией.

     

    Вероника Зонабенд: Вопрос еще в образе жизни горожан и их социализации, в том, как люди привыкли проводить досуг. Например, в Дилижане есть рестораны для туристов, куда местные не ходят, потому что не могут себе это позволить. И вот мы совместно с Центром креативных технологий TUMO (образовательный центр для подростков. — Forbes Life) открыли в Дилижане «Кафе #2» — молодежный социальный проект, где местные подростки получают навыки работы в индустрии гостеприимства, знакомятся и проводят время вместе. Это абсолютно европейское место в маленьком провинциальном городке.

    Поначалу для ребят это была немного игровая история, им было просто любопытно. Потом в кафе стали приходить их друзья, подтянулись мамы. А сейчас оно стало местом семейного отдыха, жители Дилижана приходят туда отмечать детские дни рождения. 

    В кафе мы изначально запретили две вещи: курить и пить алкоголь. Сделали мы это, чтобы изменить устоявшееся представление о том, как можно проводить время. Ведь что такое традиционный ресторан в Армении? Мужчины приходят есть шашлык и общаться, а женщины сидят дома с детьми. Однажды я увидела в нашем кафе молоканскую семью (представители особой ветви христианства, живущие в окрестностях Дилижана. — Forbes Life), притом что молокане ведут весьма консервативный, закрытый образ жизни. И тогда я поняла, что раз к нам ходят люди, которые вообще к такому не привыкли, — все получилось.

    О привлечении ресурсов и окупаемости проектов

    Дмитрий Разумов:  Изначально я не преследовал коммерческих целей. То есть никакие бизнес-планы мы не писали, не мучали этим друг друга. Мне было достаточно радости от творческого процесса. При этом есть понимание: чтобы центр мог жить без моей поддержки, должны быть другие источники дохода, пространство как-то должно зарабатывать. Одновременно у меня есть гипотеза, что если мы сделаем что-то хорошее, что будет нравиться нам самим и другим людям, если будет качественный контент в классной атмосфере, то мы как-то найдем способ монетизировать проект.

     

    Что касается операционных расходов, издержки на производство контента мы уже сейчас полностью покрываем через продажу билетов, хотя нам всего год. Было неожиданно, что будет столько мероприятий, что люди будут готовы покупать билеты. Какие иные могли бы быть источники финансирования? Кажется, что в более спокойной обстановке спонсорская модель с большими корпорациями или крупными банками тоже могла бы работать.

    Вероника Зонабенд: Все это, конечно, не про деньги, а про любовь. Любовь и смысл — главный мотиватор. Всем нам эти проекты дают массу позитивной энергии. Если же говорить про финансирование, то в нашем случае это по большей части деньги нашей семьи. Я понимаю, что для государства было бы принципиально невозможно выделить столько средств на одну школу вместо того, чтобы отремонтировать 100 школ в Армении. Этого не позволит ни одна государственная система.

    Есть и другие сложности: антропологические исследования, создание мастер-плана, дизайн-кода — все это стоит денег. И обычно в это вкладывается человек, который влюбился в место и в проект. Привлечь чужие деньги на это практически невозможно. Ты первый должен что-то сделать.

    Еще одна трудность в том, что можно найти деньги на строительство, но собрать их на поддержание дальнейшей нормальной жизни проекта уже сложнее. Нужна, по сути, коммерческая деятельность, которая будет приносить доход, необходимый для поддержания социальной деятельности. Одного без другого не бывает.

     

    Но при всех сложностях нужно помнить, что всегда найдется неравнодушный человек в местном сообществе, среди госслужащих. На них и нужно рассчитывать — найти людей, которым не все равно. Если сможете их отыскать и привлечь — все у вас получится.

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+
    Наш канал в Telegram
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
    Подписаться

    Новости