К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Читаем вместе c Риз Уизерспун и Опрой: как книжные клубы снова стали популярными

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Собственные книжные клубы есть у многих зарубежных селебрити — например, Риз Уизерспун, Сары Джессики Паркер, Эммы Уотсон — и новые все продолжают появляться. Благодаря миллионам подписчиков они играют значимую роль в продвижении новых авторов и росте продаж их произведений. В России тоже появляются новые клубы — но не звездные и массовые, а скорее камерные и направленные на создание комьюнити

В 1995 году режиссер Джерри Фиалка собрал книжный клуб, чтобы прочитать «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса. Спустя 28 лет, в начале нынешнего октября, книгу наконец дочитали. Дело в том, что произведение непростое, поэтому клуб раз в месяц изучал по одной странице и потом два часа ее обсуждал. Что же начнут читать теперь? Снова «Поминки по Финнегану». Не потому, что забыли, что было в начале, просто последнее предложение обрывается, а потом возобновляется на первой странице романа. Он цикличен. Как и этот книжный клуб. 

Книжные клубы — явление не новое. В 1926 году в США был основан клуб «Книга месяца», отправлявший читателям книги по подписке, благодаря которому в списки бестселлеров вошли такие книги, как «Гроздья гнева» Джона Стейнбека и «Убить пересмешника» Харпер Ли. Сегодня книжные клубы переживают второе рождение: их открывают издательства, книжные пространства и магазины, а также селебрити. Отчасти благодаря последним книжные клубы становятся все популярнее. 

Долгие годы существовал только один книжный клуб, который действительно имел значение для авторов: клуб Опры Уинфри, в 1996 году возникший как рубрика в ее ток-шоу. За 15 лет телеведущая порекомендовала 70 книг — благодаря попаданию в программу они стали бестселлерами. Эль Греко, профессор маркетинга в Фордемском университете, в 2011 году подсчитал, что общее число проданных экземпляров рекомендованных книг составило более 55 млн.   

 
Опра Уинфри (Фото Oprah's Book Club)

С тех пор появился более широкий выбор книжных клубов, во главе которых стоят влиятельные знаменитости. Списками своих любимых книг с помощью онлайн-платформ теперь делятся актрисы Риз Уизерспун, Эмма Робертс, Сара Джессика Паркер, Эмма Уотсон. 

Когда Риз Уизерспун выбрала в своем книжном клубе Hello Sunshine книгу не слишком известной писательницы Марии Хаммел «Все еще жива» (Still lives), произведение взлетело на 11-е место на Amazon и на второе — в онлайн-сервисе аудиокниг Audible. По данным исследовательской компании NPD Group, продажи книги Хаммел выросли на 103% за три месяца. Рекомендация клуба Hello Sunshine стала серьезным бустером в ее карьере.

 

В 2019 году Time писал, что из 54 отобранных клубом Уизерспун к этому моменту книг более 30 попали в список бестселлеров New York Times, что делает «прикосновение Уизерспун» одной из самых желанных наград в издательском деле. Сегодня клуб Риз Уизерспун насчитывает 2,7 млн подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). 

Риз Уизерспун (Фото DR)

Летом 2023 года книжный клуб открыла певица Дуа Липа — в рамках своей персонализированной рассылки Service95. Первой книгой в рамках клуба стал дебютный роман Дугласа Стюарта, удостоенный Букеровской премии, под названием Shuggie Bain («Шагги Бэйн»). Каждый месяц певица планирует освещать какой-то роман и делиться интервью с авторами. 

Нередко выбранные известными книжными клубами книги впоследствии экранизировались — например, названные Опрой Уинфри романы «Чтец» Бернхарда Шлинка (главную роль в одноименном фильме сыграла Кейт Уинслет) или «На самом дне океана» Жаклин Митчард (с Мишель Пфайффер в главной роли экранизации). Продюсерская компания Уизерспун сняла мини-сериалы по нескольким книгам из ее книжного клуба — например, «И повсюду тлеют пожары» по роману Селесты Инг и «Большая маленькая ложь» по роману Лианы Мориарти. 

 

Профессионалы и любители

В России книжных клубов, имеющих столь заметное значение для авторов, пока нет. Несмотря на это, и здесь они переживают второе рождение, отмечают в пресс-службе магазина «Республика». По крайней мере, сегодня книжный клуб есть практически у каждого издательства (иногда и не один), а люди готовы читать и «платить за чтение»: «Достаточно посмотреть на популярность книжных фестивалей с платными входными билетами — ММКЯ, non/fiction. Каждый год мы наблюдаем читателей с чемоданами на колесиках, которые полны книг. И это не шутка и не фигура речи», — говорит куратор мероприятий в издательстве «Самокат» Елена Титова.

«Самокат» регулярно проводит детские мероприятия в своем Домике на Малой Ордынке, приглашает писателей и иллюстраторов для презентации своих книг. Детские и подростковые книжные клубы в издательстве существуют с 2017 года. «Это очень камерные мероприятия, собираем максимум 8 человек, чтобы каждый мог высказаться, задать вопрос и обсудить ответ. Участники клуба получают скидку на книжки, которые в нем обсуждаются», — говорит Елена Титова. По ее словам, мероприятия в издательстве прежде всего направлены на популяризацию чтения и современной литературы. 

В 2022 году издательство Inspiria (входит в холдинг «Эксмо-АСТ») запустило традиционный книжный клуб, а этим летом придумало необычный формат — «Книжный бар». Встречи проходили по вторникам в московских барах, где участники обсуждали книги из серии «Переведено». «Мы хотели рок-н-ролла», — говорит Анастасия Дербенцева, директор по маркетингу редакции художественной литературы «Эксмо». На встречах, помимо читателей, присутствовали представители команды продвижения серии, редакторы, переводчики. Как говорят в издательстве, целью клуба было создание комьюнити. «Повышает ли это продажи? Косвенно — возможно, но у нас нет точных данных для аналитики. В любом случае, такие мероприятия дают возможность увидеть людей, для которых мы делаем книги, а также лишний раз поговорить о них в медиа», — говорит Дербенцева. Кроме того, так запускается сарафанное радио: «Большая часть аудитории клуба Inspiria — это женщины 35-40 лет, они всегда делятся своими находками с подругами».

Дом творчества в Переделкино (Фото DR)

Книжный клуб магазина «Республика» был создан чуть больше года назад, за это время прошло более полутора десятков встреч. По словам представителя магазина, встречи клуба посещают в среднем 15-25 человек, многие из которых стали постоянными гостями. 

Примерно столько же — 20-30 человек в среднем — приезжают каждую субботу в Переделкино, где с апреля 2022 года в библиотеке Дома творчества проходят встречи книжного клуба, говорят в пресс-службе. Требование к выбору обсуждаемого произведения одно: оно должно быть коротким — в идеале чтобы его можно было прочитать по пути в Переделкино. 

 

Инициаторами книжных сообществ выступают не только библиотеки, книжные магазины и издательства, но и сами читатели. «Книжных клубов становится все больше», — отмечает основатель культурного пространства Books Events Юлия Сухецкая. Она состоит в чате организаторов книжных клубов, куда периодически добавляются все новые и новые участники. Само культурное пространство Books Events в январе будет отмечать свое шестилетие. Сейчас в нем три основных направления: обсуждение современной литературы, «Клуб прокачки классики» (самое популярное направление, по словам Сухецкой) и женский клуб с «душевной атмосферой девичника» — «Книги перемен».

«В женском клубе мы не читаем вместе что-то одно — вместо этого каждая участница рассказывает о какой-то своей прочитанной книге. Помимо книг, мы еще говорим на разные «женские» темы, делаем психологические упражнения, описанные в книгах. Участницы клуба говорят, что встречи помогают им преодолеть комплексы, принять себя, не бояться «выходить в люди», общаться», — рассказывает Сухецкая. Сейчас в телеграм-канале ее книжного клуба Books Events около 700 подписчиков. 

«Если раньше у книжных клубов была такая репутация, будто в них участвуют одни домохозяйки и читают любовные романы, то сейчас можно найти клуб на любой вкус и кошелек», — говорит филолог, редактор, организатор своего книжного клуба Ксения Лурье. Это один из способов немного подзаработать для критиков, авторов, ведущих подкастов — словом, людей из книжной сферы, считает она. Ее книжный клуб в онлайн-формате существует со времен пандемии, с 2020 года — сейчас в нем около 100 участников. «Книжный клуб для меня — большое вдохновение. Это про силу слабых связей», — говорит Лурье, имея в виду концепцию американского социолога Марка Грановеттера, согласно которой люди, с которыми мы редко сталкиваемся в повседневной жизни, при встрече наиболее сильно нас обогащают, поскольку у них абсолютно другой опыт и картина мира. 

Желающим попробовать этот вид досуга Лурье рекомендует походить по разным клубам, чтобы найти своего модератора или ведущего, ведь от них зависит выбор книг, атмосфера, структура мероприятия: «Как в психотерапии — в случае с книжными клубами нужно найти свое». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+