К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вместо Адель и AC/DC: как работают и почему набирают популярность трибьют-концерты

Cимфоническое трибьют-шоу Adele Original Digitial Voice (Фото DR)
Cимфоническое трибьют-шоу Adele Original Digitial Voice (Фото DR)
Только до февраля 2024 года в Москве можно попасть на концерт а-ля ABBA в храме Христа Спасителя, услышать песни Nirvana, Pink Floyd и Rammstein в сопровождении оркестра и живое исполнение от групп, копирующих Metallica, Linkin Park, Red Hot Chilli Peppers и AC/DC. Forbes Life разбирается в феномене трибьют-концертов и групп в России и причинах их возросшей популярности

Безрыбье

В начале 2022 года меломаны ждали летний фестиваль Park Live в Москве, на котором должны были выступить Placebo, Gorillaz, Limp Bizkit, Skipknot, My Chemical Romance и другие звезды. В марте все они отменили поездки в Россию — на сайте фестиваля осталась красная надпись «не состоялся». Такая же участь постигла и концерты других зарубежных исполнителей — Imagine Dragons, Green Day, Bjork, Rammstein, Iron Maiden, Bring Me The Horizon и прочих. 

Индустрия лишилась и некоторых российских звезд, которые раньше собирали стадионы: часть отказалась от выступлений, либо их концерты были отменены из-за политической позиции артистов. Из страны уехали Little Big, Noize MC, Оксимирон и Земфира (всех этих артистов Минюст признал иностранными агентами). В целом концертный рынок за 2022 год сжался минимум на 30%, подсчитали в МТС Live (компания управляет билетными витринами «МТС Live», Ticketland и сетью концертных площадок «МТС Live Холл»). Информационное агентство InterMedia предположило, что доходы организаторов концертов, спектаклей и шоу в 2023 году окажутся на 38% ниже уровня допандемийного 2019-го. 

На этом фоне они стали искать новые пути развития: растить и выводить на музыкальный рынок новые имена, пересобирать лайн-апы на фестивалях и придумывать доморощенные проекты. Ключевые инвестиции в отрасли теперь идут в оркестровые шоу, спектакли и мюзиклы, рассказал продюсер и организатор международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич. 

 
Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Взлет трибьютов

Масштабные трибьют-концерты (от англ. tribute — «дань», «коллективный дар») оказались если не панацеей, то уж точно жизнеспособным продуктом. Лилия Галяутдинова, PR-директор «МТС Live», поделилась c Forbes Life динамикой спроса на трибьют-шоу в России за последние несколько лет. С января по ноябрь 2023 года число проданных билетов на такие концерты выросло почти втрое по сравнению с 2022-м и в три с половиной раза — с доковидным 2019-м. В Москве за 10 месяцев 2023 года было продано почти в два с половиной раза больше билетов на трибьют-концерты, чем годом ранее, и вдвое больше, чем до пандемии. 

Другие билетные агрегаторы тоже отмечали рост числа трибьют-концертов в России. «Яндекс Афиша» рассказала, что с января по май 2023 года количество таких шоу увеличилось на 95%, а рост продаж составил 155% по сравнению с 2022 годом. На площадке Ticketscloud в марте 2023 года было анонсировано 44 трибьют-концерта, а годом ранее — всего 14.

 

Причины, по мнению Галяутдиновой, в том, что качество таких проектов вышло на новый уровень, а альтернативные предложения исчезли с рынка: «Концертов зарубежных исполнителей стало гораздо меньше, а спрос на их музыку в живом исполнении остался».

«В первую очередь это [рост интереса к трибьютам] связано с практически полным отсутствием туров зарубежных артистов на данный момент и адаптацией к этому промоутеров и концертного рынка в целом», — говорит барабанщик российского трибьюта Easy Dizzy (AC/DC) Сергей Сметанин. При этом, объясняет он, интерес зрителя к творчеству группы Easy Dizzy оставался стабильно высоким последние 15 лет — во многом потому, что гитарист и автор всех песен AC/DC Ангус Янг приезжал в Москву лишь один раз в 1991 году на фестиваль «Монстры Рока» в Тушино. 

Трибьют Easy Dizzy (AC/DC) (Фото DR)

Сергей Родыгин («Джон Леннон») из группы Beatlove, которая официально исполняет репертуар The Beatles в России, добавляет: «Может, отсутствие в стране концертов западных звезд и вынудило какую-то часть ранее незаинтересованной аудитории обратить внимание на трибьют-артистов, но это только одна из причин. Иначе как объяснить массовое появление именно в последнее время многочисленных имперсонаторов Цоя, «Короля и шута», групп «Сектор Газа», «Агата Кристи» и даже «Ленинград»?»

 

Действительно, зрители идут на большие трибьют-концерты, посвященные не только иностранным группам, но и отечественным корифеям. По данным «МТС Live», в 2023 году в топе продаж оказались в том числе концерт «Здесь был Юра!!!» к юбилею солиста «Ласкового мая» Юрия Шатунова и вечер памяти Виктора Цоя. 

Родом из 2010-х 

Вообще трибьюты в России — явление не новое. Пик их создания пришелся на 2010-е. Одним из первопроходцев была группа Easy Dizzy, которая в 2007 году запустила свою версию AC/DC. В 2010-м образовалась группа Dipped in Purple, выступающая с хитами Deep Purple, в 2011-м — «ГКЧП», исполняющий репертуар Red Hot Chilli Peppers, в 2014-м — Beatlove, официальный трибьют битлов в России.

Все они ориентировались на мировую практику. При этом сложно назвать одну отправную точку, когда вошло в оборот само понятие «трибьют». Термин сперва относился к музыкальным альбомам, посвященным популярному исполнителю. Так, в 1964 году появилась пластинка «Элвин и бурундуки поют песни The Beatles», а в 1970-х — множество песен по мотивам хитов The Beatles, в том числе от групп The Buggs и женской The Beatle-ettes. Одновременно возник феномен певцов-двойников: Элвис Пресли вдохновил фанатов в США и по всему миру надеть белый комбинезон «Американский орел» и повторять Hound Dog нота в ноту. 

Beatlove — официальный трибьют битлов в России (Фото DR)

В 1990-е стали пользоваться спросом трибьют-коллективы, одним из первопроходцев стала австралийская Björn Again, которая пела хиты ABBA. По популярности она может поспорить с оригиналом: группа успела выступить в Сиднейской опере, на лондонском стадионе Уэмбли, на вечеринке в Букингемском дворце, перед Биллом Гейтсом и даже якобы на Валдае перед Владимиром Путиным. 

Сегодня трибьюты за рубежом — огромная индустрия, только в США ежегодно продается около 1,7 млн билетов на такие концерты. Этому способствует спрос на хиты XX века среди взрослых меломанов, возможность услышать песни любимых звезд вживую, даже если группа-оригинал уже не гастролирует или вряд ли доедет в нужный город, а также относительная доступность билета.  

 

Трибьют-концерт по своей сути — это музыкальный спектакль, объясняет Сергей Сметанин из трибьюта AC/DС: «Мы всегда стремились к эффекту полного погружения, начиная от исполнения, музыкальных инструментов и оборудования до костюмов, видеоконтента, света и сценических декораций».

Однако группа не позиционировала себя как коммерческий проект, дополняет он, Easy Dizzy выросла в фанатской среде и была хобби «для своих», но со временем зрителей становилось все больше. Ими заинтересовались крупные концертные агентства и продюсеры. В итоге трибьют-группы и солисты, которые раньше в основном выступали для узкой аудитории фанатов в клубах, барах и на частных вечеринках, в последние несколько лет получали все более крупные площадки и доросли до концертных залов на более чем 6000 зрителей. 

Новый масштаб

Продюсер Сергей Бабич рассказывает Forbes Life, что отечественные трибьют-шоу сначала появились в регионах и постепенно переместились в столицы. «Рост трибьют-проектов начался в 2017 году как логичное заполнение рынка небольших городов, куда не доезжают большие артисты, но их творчество востребовано, — говорит Бабич. — Интерес к такого рода проектам был всегда, но сейчас на фоне отсутствия больших иностранных артистов спрос пришел в большие города-миллионники».

Востребованы и трибьюты, посвященные композиторам, пишущим музыку для кино. «На днях было шоу Ханса Циммера в «ВТБ Арене», зал продали на 80% примерно, с большим средним чеком. Сам Ханс Циммер онлайн выступал художественным руководителем проекта», — рассказывает Бабич. 

 
Белинда Дэвидс на «Уитни Хьюстон Шоу» (Фото DR)

Трибьют-группы и кавер-исполнители органично вписались в формат больших симфонических шоу: узнаваемые хиты Queen, Scorpions, Pink Floyd и ABBA сочетают с бэк-вокалом, симфоническим оркестром, лазерным шоу и световыми спецэффектами. Такой формат освоили десятки российских групп — Floyd Universe, Eazy Dizzy, Radio Queen. Приглашаются и зарубежные артисты: вокалистка Белинда Дэвидс солирует на «Уитни Хьюстон Шоу» в Кремлевском дворце, а итальянец Маурицио Швейцер копирует жесты и мимику Адриано Челентано в «Крокусе».  

В числе самых успешных проектов 2023 года по версии «МТС Live» — симфоническое трибьют-шоу Adele Original Digitial Voice в Москве и Петербурге и концерт с хитами Depeche Mode в Кремлевском дворце. «Сегодня это не просто фонограмма артиста, а полноценное шоу, в котором задействованы оркестры, танцоры и спецэффекты», — отмечают в компании.

Покажите права  

Как такового юридического термина «трибьют» в России нет, их деятельность регламентируется общим законом об интеллектуальной собственности. Трибьют-группы в России, как правило, покупают права на исполнение хитов оригинальных исполнителей. Для этого они обращаются к правообладателям напрямую или в организации-посредники — в Российское авторское общество, Российский союз правообладателей и Всероссийскую ассоциацию интеллектуальной собственности. 

В дополнение к лицензии есть международная практика подбирать видоизмененные названия, чтобы не вводить зрителя в заблуждение, и обязательно указывать на афишах, что речь идет о двойниках. Тем более что оригинальные солисты и правообладатели периодически подают в суд: в 2010 году штрафы заплатили около 15 трибьютов ABBA (Abba Queens, Abba Mania), которые недостаточно изменили свое название. В 2009 году Бон Джови по такой же причине предъявил иск женской группе Blonde Jovi.

 

Российскому коллективу Easy Dizzy в 2007 году удалось быстро привлечь внимание и расположение правообладателя Sony/ATV Music publishing: так российские артисты получили разрешение легально исполнять музыку AC/DC и обзавелись статусом официального трибьюта.

Российский трибьют Deep Purple под названием Dipped in Purple получил разрешение напрямую от участников оригинальной группы, а «ГКЧП» (местные Red Hot Chili Peppers) — от правообладателя Warner Music Russia в 2016 году. Так же поступили и российские битлы. В 2014 году они связались с представителем Sony, владеющей правами на большинство песен The Beatles, и заключили договор на исполнение битловского репертуара. «Насколько я знаю, сейчас дела обстоят сложнее из-за санкций. Многие западные компании, в том числе правообладатели, ушли из России», — рассказывает Сергей Родыгин из трибьюта Beatlove.

Сегодня концерты организуются либо на базе уже давно приобретенных прав, либо через приглашение иностранных трибьют-солистов, которые обладают соответствующей лицензией. Продюсер и промоутер Сергей Бабич рассказывает, что в России каждый трибьют-проект подходит к вопросу прав по-своему: «Все зависит от того, кому принадлежат права, какие отношения у этой компании с мейджорами индустрии. Большие уважаемые и уважающие себя продюсеры стараются решить этот вопрос порой даже через личное участие авторов музыки. Но небольшие региональные шоу, которые выступают в городах с населением 100 000 человек, с маленьким средним чеком, скорее всего, не задаются таким вопросом, либо решают его формально».

Хотя не может идти речи о замене больших артистов трибьютами, потребности зрителя в эмоциях никуда не исчезнут, говорит Бабич. Фанат условной Metallica может насладиться тематическим оркестровым шоу с хорошо настроенным звуком и сильным вокалистом. В целом отношение к трибьютам в стране постепенно меняется. «У нас до недавнего времени к трибьютам относились очень настороженно и предвзято. «Копирщики! Лучше бы свое сочиняли!» — думаю, такое слышал хоть раз каждый отечественный трибьют-артист, — рассказывает Родыгин, он же «Джон Леннон» из Beatlove. — Я рад, что сейчас ситуация меняется. До многих начало доходить, сколько труда и любви вкладывают трибьют-артисты в свои проекты». 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+