К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Гангстерский успех: почему от релиза GTA VI зависит судьба всей игровой индустрии

Обложка видеоигры GTA VI
Обложка видеоигры GTA VI
В 2025 году выйдет (или не выйдет) Grand Theft Auto VI, ставшая главной игрой десятилетия задолго до своего официального анонса. Forbes Life объясняет, почему это один из самых значимых релизов XXI века и как после выхода GTA VI изменится глобальная индустрия видеоигр

Ранее в сериале

Несмотря на порядковый номер в названии, эта GTA будет не шестой, а восьмой по счету, и это не считая спин-оффов (в том числе важных, например GTA: London 1969), сюжетных дополнений (в том числе великих, например GTA IV: The Ballad of Gay Tony), отдельных игр для портативных устройств (в том числе знаковых, например GTA: Chinatown Wars) и ремейков с переизданиями (в том числе очень плохих, например GTA: The Trilogy The Definitive Edition).

В 1997 году, когда малоизвестная британская студия DMA Design выпустила первую Grand Theft Auto, ничего не предвещало дальнейшего глобального успеха. Это был двухмерный криминальный экшен с видом сверху — приятная игра, но по меркам игровой индустрии четко попадающая в категорию «инди» (от слова independent — небольшие игры от начинающих студий. — Forbes Life). После нескольких сиквелов, сделанных по той же модели и на основе той же технологии, в 2001 году студия выпустила трехмерную Grand Theft Auto III — и тогда изменилось все.

Путь серии GTA к вершинам чартов продаж, статусу международного культурного феномена и синониму выражения «игровой блокбастер» претендует на сюжет целой книги, и даже не одной. Собственно говоря, они уже написаны и изданы: интересующимся предлагаем прочитать каноническую Jacked: The Outlaw Story of Grand Theft Auto Дэвида Кушнера — в России издана под названием «Потрачено». 

 

Остальным достаточно знать следующее: студия Rockstar, в которую в свое время была переименована DMA Design, единолично изобрела целый игровой жанр и начала делать в нем игры, так до сих пор никем не превзойденные, несмотря на огромное количество имитаторов. Несколько важных цифр, позволяющих лучше понять роль серии GTA в игровой индустрии: суммарно продано более 410 млн экземпляров этих игр; одна только Grand Theft Auto V за первые 24 часа своего существования принесла создателям $815 миллионов при бюджете разработки порядка $137 миллионов — это абсолютный рекорд не только среди игр, но и вообще среди когда-либо выпущенных развлекательных продуктов, включая всех чемпионов кинопроката в истории. В студии Rockstar работает порядка 650 человек, но в разработку ее игр вовлечены десятки аутсорсинговых студий, сотни актеров озвучания и тысячи внештатных QA-тестеров — это огромная экономика, сопоставимая по масштабам с одной из голливудских киностудий-мейджоров.

Все это дает некоторое представление о том, почему грядущая GTA VI задолго до своего выхода стала гарантированным блокбастером. У этой игры нет шансов не заработать миллиарды долларов и не стать главной игрой десятилетия, даже притом что мы о ней почти ничего не знаем.

 

Вот что известно о GTA VI на сегодняшний день: действие происходит в вымышленном аналоге Майами; в главной роли — латиноамериканская женщина с криминальным прошлым (а также, видимо, настоящим, иначе это не была бы GTA). По неподтвержденным данным, будет второй играбельный протагонист — мужского пола. В огромном игровом мире можно будет свободно перемещаться, как пешком, так и на автомобилях, катерах и самолетах. В том или ином виде в игре будет присутствовать критика состояния современных соцмедиа — на это недвусмысленно намекает выпущенный Rockstar в конце 2023 года трейлер. Но самое интересное, что с точки зрения игровой индустрии как бизнеса все перечисленное не имеет никакого значения.

Онлайновый феномен

С 2001 по 2013 год Rockstar выпускала полноценные серии GTA со средней периодичностью в 3-4 года. Промежуток между GTA V, вышедшей в 2013 году, и GTA VI составит 12 лет — или больше, если выход в итоге задержится. Почему так произошло?

Дело в том, что в GTA V впервые в истории серии появился онлайновый режим. Точнее, по сути, отдельная игра Grand Theft Auto Online. Как вскоре выяснилось, это намного более прибыльная история, чем все предыдущие оффлайновые GTA вместе взятые. Rockstar снова изобрела новый жанр и снова в нем воцарилась: на этот раз то, что в сегодняшней игровой индустрии принято называть GaaS — game as a service (игра как сервис. — Forbes Life).

 

Пользователи GTA Online создают протагониста и участвуют в несвязанных с сюжетом основной игры онлайновых активностях в диапазоне от стритрейсинга до ограблений банков. Здесь присутствует отдельная экономика, связанная с покупкой пользователями внутриигровой валюты. Последнюю можно заработать внутриигровыми активностями, но проще и быстрее купить за реальные деньги — из этих микроплатежей, ежедневно совершаемых миллионами людей на протяжении уже 11 лет, складываются миллиарды долларов прибыли студии Rockstar. Концепция игры как сервиса подразумевает регулярный выпуск дополнений и обновлений; все это условно бесплатно, но содержит все новые и новые способы зарабатывать (и, разумеется, тратить) внутриигровую валюту.

Несмотря на то что Rockstar не разглашает размеры выручки GTA Online, получить примерное представление о ее масштабах можно из статистики ежедневных и ежемесячных активных пользователей (DAU и MAU в терминах. — Forbes Life). Среднее количество ежедневных пользователей GTA Online на платформе Steam за последние тридцать дней — 122 932 человека. Пиковое количество за тот же период — 218 773 человека одновременно. Консольные онлайновые сервисы, принадлежащие Sony и Microsoft, точных данных не дают, но, по некоторым оценкам, в декабре 2023 года суммарно на всех платформах в Grand Theft Auto Online играли около 500 000 человек.

Отношение количества регулярно платящих игроков к общему числу активных пользователей — одна из самых, если не самая, серьезная коммерческая тайна Rockstar, но общие индустриальные тенденции позволяют предположить, что речь идет о 25-30%. Это очень, очень, очень много. Настолько, что новые игры студии Rockstar делать в принципе не нужно еще как минимум 10 лет — в этом нет ощутимого экономического смысла. Зато есть определенные риски.

Возможные проблемы

GTA Online — не единственный опыт Rockstar в жанре игры как сервиса. В 2018 году студия выпустила вестерн Red Dead Redemption 2, в котором тоже есть онлайновая составляющая. Но, несмотря на сокрушительные кассовые сборы и превосходные оценки прессы и игроков, RDR2 так и осталась исключительно однопользовательской сюжетной игрой. Онлайн-игры в ковбоев имели гораздо меньший успех, чем онлайн-игры в гангстеров. Случится ли подобный эффект с онлайн-версией будущей GTA VI — предсказать невозможно, а из онлайновой GTA V в момент выхода следующей серии неизбежно случится ощутимый отток пользователей.

Стоимость игровой разработки, особенно для игр с амбициями глобальных блокбастеров, неуклонно и существенно растет каждый год. Более $100 млн, потраченных на производство GTA V 15 лет назад, в случае с GTA VI легко могут превратиться в $400-500 млн, и это без расходов на маркетинг. Проигрышная ставка такого масштаба способна потопить любую студию — даже пребывающую на вершине чартов продаж и международной славы. Выше мы говорили, что GTA VI почти гарантирован успех, но ключевое слово здесь «почти» — в игровой индустрии (как, впрочем, и в кинопрокате, и в киберспорте, и во всех остальных сегментах индустрии развлечений) ничто не может стопроцентно гарантировать успех, даже детальное воспроизведение выигрышной формулы.

 

Отчасти поэтому к заявленному выходу GTA VI в 2025 году нужно относиться со скепсисом: в крупной игровой разработке все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так. Игры постоянно переносятся, переделываются на полпути, закрываются и перепридумываются с самого начала — не стоит удивляться, если GTA VI выйдет в 2030 годах и будет выглядеть и играться совсем не так, как это от нее сегодня ожидается.

Кроме того, по состоянию на 2024 год игровую индустрию начало ощутимо потряхивать: студии тысячами увольняют сотрудников, инвестиции не приносят отдачи, игры не продаются в достаточных количествах для того, чтобы обеспечивать индустрии устойчивый рост в темпах последних 10 лет.

В связи с этим на GTA VI обращены взоры не только игроков, но и профессионалов индустрии. Одни смотрят с надеждой: у этой игры есть все основания стать локомотивом, который вытащит всю остальную индустрию из сгущающегося мрака. Другие наблюдают с плохо скрываемым злорадством: именно благодаря GTA все сегодня хотят делать игры как сервисы. Получается это у немногих, а дорогостоящие неудачи, помимо других причин, как раз и привели индустрию в ее нынешнее тревожное состояние. Если GTA VI не полетит, то бум игр-сервисов с большой долей вероятности закончится, а значит, откроются другие возможности.

Очевидно одно: от GTA VI зависит очень многое в контексте того, какую форму примет игровая индустрия в ближайшие несколько лет. Ни на одной игре в истории еще не лежала такая ответственность. Очень хочется, чтобы у Rockstar все получилось.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+