К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Моне за $30 млн и Фаберже с императорским провенансом: новости арт-рынка

Клод Моне, «Стог сена в Живерни» (фото Sotheby’s)
Клод Моне, «Стог сена в Живерни» (фото Sotheby’s)
Анонсированы первые русские торги Heritage Auctions, малоизученную картину Климта продали за €32 млн, новый арт-фестиваль проходит на Алтае. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: Центру Помпиду не хватает денег на стройку

Счетная палата Франции пришла к выводу о том, что Центру Помпиду недостает средств для самостоятельного финансирования своих девелоперских и инвестиционных проектов. Это выяснилось по итогам проведенной недавно аудиторской проверки. Проект реконструкции музея, которая должна начаться уже в 2025 году, оценен в €358 млн. В эту же сумму включены и расходы на создание нового арт-центра в Масси, южном пригороде Парижа, куда к 2026 году должна быть перемещена часть фондов. На данный момент из общей суммы собрано всего €39 млн. 

Предстоящие торги: Фаберже на Heritage Auctions 

Американский аукционный дом Heritage Auctions, который специализируется на продаже коллекционных монет, редких комиксов и предметов меморабилии, анонсировал русские торги, которые пройдут 17 мая. Работы Фаберже, картины Гончаровой или Айвазовского дом продавал и раньше, но отдельный тематический аукцион проходит впервые. На продажу выставят порядка 180 лотов (преимущественно предметов декоративно-прикладного искусства), 25 из которых отличаются императорским провенансом. Отдельно следует упомянуть происходящую из частной калифорнийской коллекции подборку вещей, ранее принадлежавших внуку императора Александра III, великому князю Василию Александровичу, который осел в США в 1928 году. Он распродал доставшиеся ему от матери, великой княгини Ксении, драгоценности в 1949 году. В последний раз драгоценности публично экспонировались в 1996 году в рамках выставки «Фаберже в Америке» в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско (FAMSF). Топ-лотом среди них считается инкрустированная бриллиантами и украшенная эмалью бовенитовая рамка для фотографий в форме яйца фирмы Фаберже, изначально принадлежавшая императрице Марии Федоровне ($120 000—220 000).

Сосуд для клея Фаберже в форме помидора (фото Heritage Auctions)

Особняком стоит подборка из 20 изделий фирмы Фаберже с императорским провенансом, происходящих из частной коллекции, о которой Heritage Auctions больше ничего не упоминает. Среди лотов есть портсигары, рамки для фотографий, камнерезные фигурки животных. Самый дорогой лот — выполненный из нефрита и инкрустированный бриллиантами сосуд для клея в форме помидора, принадлежавший императрице Марии Федоровне ($150 000—200 000). Прошлый год стал самым успешным в 47-летней истории Heritage Auctions: суммарная выручка за 2023 год составила $1,7 млрд. Старшим специалистом дома в направлении русского искусства с недавнего времени стал Ник Николсон, который в 1990-е годы сотрудничал с Christie’s. 

 

С 14 по 16 мая в рамках серии отдельных нью-йоркских аукционов Christie’s будет распродавать собрание современного искусства инвестора из Айовы Джона Паппаджона и его жены Мэри. Супруги входили в рейтинг 200 ведущих коллекционеров ARTnews с 1998 по 2014 год. Собирать искусство они начали в 1960-е. Сегодня в Де-Мойне открыт парк скульптур, названный в их честь, а суммарная оценочная стоимость работ, которые покойные муж и жена пожертвовали городу, составляет порядка $30 млн. Топ-лотом из коллекции Паппаджонов на Christie’s станет картина Джаспера Джонса «От нуля до девяти», оцененная в $5—7 млн. Также на продажу выставят произведения Брюса Наумана, Агнес Мартин и других художников. 

Топ-лотом намеченных на 15 мая торгов Sotheby’s, посвященных искусству модернизма, станет картина Клода Моне «Стог сена в Живерни», предварительно оцененная в $30 млн. Полотно, датированное 1893 годом, происходит из частной американской коллекции, в которой хранилось несколько десятилетий. Sotheby’s принадлежит текущий аукционный рекорд на произведения Моне. В 2019 году его «Стога сена» (1890) ушли с молотка за $110,7 млн. На предстоящие майские торги также выставлена картина Рене Магритта «Банкет» с эстимейтом в $15—20 млн. Кроме того, Sotheby’s намерен установить новый рекорд на произведения Леоноры Каррингтон. Ее работа 1945 года под названием «Искушения Дагоберта» оценена в $12—178 млн. Текущий рекорд Каррингтон составляет $3,3 млн, он держится на этой отметке с 2022 года. 

 

Прошедшие торги: Климт за €32 млн и подешевевший Явленский

На апрельских торгах импрессионизма и модернизма аукциона Bonhams за £381 400 ушла картина Алексея Явленского под названием «Бретонка», ставшая топ-лотом вечера. Первым владельцем полотна, купленного напрямую у художника, был швейцарский скульптор Рихард Кислинг. Впоследствии картина сменила еще нескольких владельцев. В 2018 году эта же работа торговалась на Christie’s. Тогда цена составила £428 750. 

Алексей Явленский, «Бретонка» (фото Bonhams)

По итогам прошедших 24 апреля торгов венского дома Im Kinsky «Портрет госпожи Лизер» Густава Климта был продан за рекордные для австрийских аукционов сумму. Лот ушел с молотка ровно по стартовой цене, которая составляла €30 млн (€32 млн с учетом комиссии). Как сообщили представители аукциона, покупателем стал клиент из Гонконга. Буквально на следующий день в прессе появились сообщения о том, что о своих правах на картину заявил мюнхенский архитектор, которого не учли в соглашении, заключенном наследниками Адольфа Лизера, который был заказчиком картины, продавцом и аукционным домом. Как сообщает Der Standard, мужчина называет себя наследником, правопреемником Лизера, но чем именно подкрепляются его претензии, пока неизвестно. 

Ярмарка NADA, громкие продажи Art Brussels, итоги маркета Win-Win

Со 2 по 5 мая в Нью-Йорке пройдет юбилейный 10-й выпуск ярмарки NADA, которую проводит Нью-йоркский альянс новых арт-дилеров (NADA). В этом году в ярмарке участвуют 92 галереи из 15 стран мира, включая Iragui Gallery, которая в списке заявлена как галерея, представленная в Москве и Париже. В прошлом году Iragui Gallery провела в Париже, на площадке Galerie l’Aléatoire, выставку работ Марии Арендт и Катрин Шаррер. На стенде в рамках NADA галерея выставит работы Ольги Чернышевой и Марко Мяэтамма. Творчество Чернышевой будет представлено графикой с персональной выставки художницы, проходившей в нью-йоркском The Drawing Center в 2016 году, а также новой живописью. 

 
Ольга Чернышева, «Скалярия» (фото Iragui Gallery, Olga Chernysheva)

Юбилейный 40-й выпуск Art Brussels прошел с 25 по 28 апреля в Брюсселе при участии 177 галерей. По итогам превью галерея Almine Rech отчиталась о продаже работы Тома Вессельмана, которая оценивалась в €400 000—450 000. В корпоративную бельгийскую коллекцию со стенда Whitehouse Gallery ушла скульптура Уоррена Малдера. Представители Greta Meert подтвердили продажу масштабной графической работы Анне Нойкамп за €15 000.

Весенний маркет современного искусства Win-Win, проходивший на «Винзаводе» 13 и 14 апреля, почти перешагнул знаковую отметку в 10 000 посетителей. В этот раз едва ли не половину участников составили художники, никогда раньше не представленные на маркете. Впервые была введена отдельная секция FOCUS, этой весной посвященная фотоискусству. Осенью в ней же соберут художников, работающих с текстилем. 

Современное искусство в Суздале и на Алтае

До 23 июня в суздальском «Ларце» открыта персональная выставка Алексея Луки «Анемойя», организованная совместно с московским фондом Ruarts. Работы художника, который преимущественно работает с деревом, органично вписались в необычное выставочное пространство: «Ларец» представляет собой расположенную на берегу реки Каменки перестроенную крестьянскую избу XIX века. Работая над своим сайт-специфическим проектом, художник не ставил задачи как-то менять пространство, а решил раскрыть его потенциал.  «Тотальная инсталляция, размещенная в четырех комнатах, вызывает у зрителя тонкое чувство нежности и ностальгии, плавно ведет по воспоминаниям, которых, возможно, никогда и не было, скорее создавая их», — говорит куратор выставки и арт-директор Ruarts Катрин Борисов. 

Выставка Алексея Луки «Анемойя» в «Ларце» (фото Ruarts)

До 12 мая на Алтае проходит фестиваль современного искусства «Сказ» на курорте «Манжерок». Участники фестиваля (порядка 100 художников, скульпторов и дизайнеров) создают свои работы в трех разделах. Один посвящен ленд-арту, второй называется «Лики Сибири», а третьим стала основная экспозиция, в которой заявлено более 50 авторов, включая московских художников, как Роман Ермаков и Дишон Юлдаш. 

Судьба шедевров: испорченная скульптура Дональда Джадда

В США вынесен судебный вердикт в отношении испорченной скульптуры Дональда Джадда стоимостью $850 000. Речь идет о работе 1991 года «Без названия 91-130», выполненной из алюминия и плексигласа с прозрачным акриловым слоем. По утверждению представителей Фонда Джадда, после того как в 2018 году скульптура участвовала в выставке, организованной галереями Kukje (Сеул) и Tina Kim (Нью-Йорк), на ней появились несводимые отпечатки пальцев. По всей видимости, на протяжении нескольких лет фонд пытался достичь мирного соглашения с галереями, но в итоге подал в суд в 2022 году. Тем не менее судье этот временной разрыв в четыре года показался подозрительным, поэтому иск был отклонен. Представители фонда намерены обжаловать это решение в суде высшей инстанции.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+