Орган, хип-хоп и Дягилев: лучшие фестивали современного танца и балета в новом сезоне

Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»
Когда: 5 сентября — 15 декабря
В безразмерной программе фестиваля «Видеть музыку», объединяющего оперу, балет, оперетту, мюзикл, современный танец, не просто найти что-то действительно ценное — но «Раймонду» (19 октября) Самарского театра оперы и балета имени Шостаковича на сцене Большого театра упустить точно нельзя. Один из сложнейший русских классических балетов в последние годы во всем мире из раритета превращается в сценический хит. В Лондоне его действие переносят в годы Крымской войны, в Амстердаме позволили венгерской графине выйти замуж за сарацинского шейха, а еще 10 лет назад в Милане Сергей Вихарев пытался вернуться к первоначальной версии спектакля 1898 года.
Балетмейстер Юрий Бурлака, которого знают по роскошному «Корсару» и трогающей сердце «Эсмеральде», шедшим в Большом театре в 2000-х, в Самаре поставил собственную версию «Раймонды». В ней он постарался дать представление о хореографической и постановочной роскоши русского императорского балета, но с учетом современных представлений о прекрасном и возможностей вверенной ему молодой труппы.
Context. Diana Vishneva
Когда: 5 и 6 ноября
Фестиваль Context. Diana Vishneva традиционно поделил внимание между Москвой и Санкт-Петербургом. В последние годы, создав собственную среду и даже сформировав свою танцевальную компанию, он значительно расширился, став практически круглогодичным и охватив всю Россию.
Нынешней осенью фестиваль показывает премьеру в Москве, в концертном зале «Зарядье». Спектакль «Белая комната» соединяет легенду отечественной музыки композитора Владимира Мартынова и хореографа Павла Глухова, который в последние годы стал одним из самых ярких действующих лиц российской танцевальной сцены. Через звук и движение они вместе исследуют пространство, в данном случае зала «Зарядье», соединяя абстракцию и конкретность. Их инструменты — тела танцовщиков, ударные и орган, самый большой в Москве. Объем музыкально-танцевальному путешествию придает художник по свету Арсений Радьков.
«Дягилев. P.S.»
Когда: 6 ноября — 12 декабря
В этом году петербургский фестиваль «Дягилев. P.S.» растянулся на месяц, и в нем практически нет проходных событий, которыми было бы не жалко пожертвовать. В афише, конечно, не только танец. Следуя традиции, 12 декабря покажут программу «Вокальный театр Валерия Гаврилина» на сцене Капеллы (имя вдохновителя, пианиста Алексея Гориболя, сигнализирует, что посетить ее стоит) и выставку «Казус Мейерхольда» — блокбастер Музея театрального и музыкального искусства.
Разнообразна и танцевальная часть фестиваля. В ней гармонично соединяются спектакль-размышление «Отель» китайской Студии Ли Син, впечатляющий световым и визуальным решением (6 ноября, «Балтийский дом») и «Сказки Перро» четырех композиторов и трех хореографов «Урал Балета» (12 ноября, БДТ), еще один сборник современной отечественной хореографии «Танцуем для Дягилева» (18 ноября, Александринский театр) и современное прочтение традиций фламенко в спектакле Рафаэллы Караско «Ночь. Архитектура бессонницы» (21 ноября, «Балтийский дом»).
Особым событием станет спектакль «Литургия», обращенный к памяти одноименной неосуществленной постановки Леонида Мясина и Натальи Гончаровой в дягилевской антрепризе. Теперь «Литургия», исследующая русскую религиозность, создана композитором Сергеем Ахуновым, хореографом Ольгой Цветковой и исполняется танцовщиками петербургской компании «Каннон Данс», московским оркестром современной музыки OpensoundOrchestra (дирижер Станислав Малышев) и вокальным ансамблем Intrada.
Крещенский фестиваль в Новой Опере
Когда: 19 января — 2 февраля
Крещенская неделя в «Новой опере» традиционно посвящена памяти создателя театра дирижера Евгения Колобова и отражает широкий спектр его интересов в музыкальном искусстве. Благодаря тому, что в состав коллектива теперь входит «Балет Москва», в этом году среди опер и концертов в программе появился танцевальный вечер.
Программа такова, что позволяет увидеть танец в его разнообразных проявлениях, от хип-хопа до балета. Постановку осуществляют пять хореографов с совершенно разным бэкграундом. Даян Ахмедгалиев и Анна Дельцова попали на театральную сцену из телевизионного танцевального проекта; Максим Севагин, самый молодой сегодня худрук академической труппы, возглавляет балет Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Кирилл Радев когда-то танцевал Принца Зигфрида, но в его постановках язык классики соединен с современным танцем. Он и принимает на себя главный вызов вечера — представляет собственную версию «Болеро» (24 января) на музыку Равеля, вступая в соревнование с Брониславой Нижинской и Морисом Бежаром.