Paris Photo: как проходит главная мировая ярмарка фотоискусства в 2024 году

Обновленный к Олимпиаде Гранд Пале уже принял в октябре ярмарку Art Basel Paris: коллекционеры современного искусства оценили увеличение внутреннего объема здания (16 000 квадратных метров после реставрации превратились в 21 000). Выставочные площади расширились в том числе за счет ресторана на входе в VIP-секции, где коллекционеры много лет проводили деловые встречи, выпивая хорошее вино с самым лучшим хлебом в Париже.
Реконструкция здания изменила и организацию самой ярмарки. В этом году Paris Photo впервые открыла диджитал-секцию, где показала 15 новых проектов. Но количество посетителей в ней было на порядок меньше, чем там, где продавали традиционное фотоискусство. Надстройка второго этажа позволила дать воздух молодым авторам в секции Emergence (23 монографических проекта): все они мечтают со временем спуститься вниз, к основным игрокам рынка фотографии. На втором уровне расположились и 45 фотографических издательств.
Из всех издательств и галерей на ярмарке только 30% французские, но у местных коллекционеров есть преимущество первыми посмотреть стенды и сделать покупки. Эту возможность дает своим клиентам давнишний партнер ярмарки банк JP Morgan. С давних пор благодаря его протекции коллекционеры на Paris Photo успевали покупать первые номера в тиражах новых работ уже известных авторов по приемлемым ценам. В этом году приемлемой считалась сумма в €10 000–20 000.
Но даже в этих условиях найти новые работы «авторов на слуху» было проблематично, потому что теперь большинство продается галеристами еще до монтажа стендов, и к открытию многие сделки уже совершены. В последние годы публично раскрывать информацию о ценах стало не принято, и чтобы узнать ее, нужно поговорить с сотрудником на стенде или зайти в личный кабинет VIP-гостя. Об основным трендах Paris Photo — в галерее Forbes Life.
Сюрреализм
Важнейшим событием ярмарки этого года стало 100-летие сюрреализма. Кажется, его отмечают все ярмарки и музеи современного искусства мира. Так, флагманская выставка в Центре Помпиду — важнейшее событие осенне-зимнего сезона. Но то, что там показывают, на Paris Photo продают.
Сюрреалисты использовали фотографическое искусство так же активно, как и другие медиа, и поэтому практически каждый стенд выставил отпечатки Ман Рея, Андре Кертеса, Доры Маар, Брассая и высказывания на тему современных авторов Ги Бурдена, Тима Уокера.
Корпоративные коллекции
Команда Paris Photo активно работает с корпоративными фотографическими коллекциями. Так, собрание JP Morgan уже много лет пополняется на парижской ярмарке, где компания показывает ежегодные приобретения в отдельном выставочном блоке. «Акты равновесия: отражение труда и досуга», как называлась выставка в этом году, охватила целый век фотографии, предлагая задуматься о том, как аспекты повседневной жизни пересекаются и изменяются со временем.
У MUUS Collection репутация покупателя и исследователя архивов ушедших авторов. В этом преимущество корпоративной коллекции перед музейной: те обычно избегают покупки целостного архива, и дорого, и места для хранения требуется немало. Так, MUUS Collection показала выставку американского послевоенного фотографа Ларри Финка. По слухам, архив умершего в 2023 году Финка с авторским правом был выкуплен ею за $1 млн. «Чувственная эмпатия» — первый проект, созданный в результате работы с этим архивом.
Компания Fnac показала на Paris Photo исследование 1800 отпечатков из своей коллекции, представив в дни ярмарки еще и книгу, созданную в результате этой работы, и экспозицию авторских отпечатков.
Хирошу Сугимото, Fraenkel Gallery
В Гранд пале, в самом сердце ярмарочной экспозиции, где собраны лучшие из лучших игроков рынка, американская галерея из Сан-Франциско Fraenkel Gallery посвятила целый стенд Хирошу Сугимото — важной фигуре не только японской школы фотографии, но и всего современного фотоискусства. Его работы продавали от $20 000 до $45 000. А один авторский отпечаток, как отчиталась галерея, ушел за $500 000.
В 2016 году в МАММ в Москве проходила выставка Сугимото с огромными авторскими отпечатками. Немало работ фотографа хранятся в собраниях российских коллекционеров.
Ричард Аведон и Тайлер Митчел, Gagosian Gallery
Галерея Ларри Гагосяна продолжила сотрудничество с Фондом Ричарда Аведона (они подписали эксклюзивный контракт еще в 2020 году на продажу авторских подписных отпечатков). В этот раз французское отделение галереи показало в рамках ярмарки проект «Аведон и я», который курировал фотограф Тайлер Митчелл, поместивший свои работы последних шести лет в окружение светских съемок Аведона 1960-х.
Цены на стенде начинались от $85 000 за менее известные работы самого Аведона до $250 000 за портрет Элизабет Тейлор 1964 года.
Литовская школа фотографии
2024-й — культурный год Литвы во Франции. Так что во время Paris Photo нельзя было не показать фотоискусство этой страны, воспевающее жизнь такой, как она есть, с вниманием к обыкновенному человеку, с гуманизмом и чуткостью.
Коллекцию литовской фотографии Центр Помпиду и Национальная Библиотека Франции купили несколько лет назад. На выставке в Гранд пале они показали срез развития местной фотографической школы, одной из мощнейших в Европе, — работы таких классиков, как Антанас Сутсус, Виталий Бутырин, Альгимантас Кунчус, Александрас Мацияускас.
Фотографии из Paris-Match, аукцион Artcurial
В период ярмарки в районе Сен-Жерман Phillips показывал фотографические лоты будущих торгов в Лондоне. Это давняя мечта аукционных домов: устраивать превью будущих торгов в Париже в ноябре, чтобы обратить на себя внимание коллекционеров, крупных американских музеев, кураторов.
Однако сегодня департаменты фотографии в аукционных домах проходят реструктуризацию. Несмотря на рекордные цены (Christie’s, например, продал в этом октябре портрет Мерет Оппенгейм с эффектом соляризации Мана Рэя за €176 400 при эстимейте в €100 000–150 000) международные дома Christie’s и Sotheby’s отказались от живых аукционов фотографии. Онлайн-торги в основном проводятся на базе больших коллекций, или же аукционы интегрируют снимки в другие тематические торги. В России идет тот же процесс: коллекционеры научились покупать онлайн, внимательно читая описание каждого лота и его провенанс.
Под занавес ярмарки аукционный дом Artcurial выставил на продажу 80 фотографий из журнала Paris-Match прямо рядом с Гранд Пале. Журнал сделал со слайдов новые отпечатки — так появилась выставка с другой, почти забытой репортажной фотографией 30–40-летней давности.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
