Тайна Локерби: как сериал с Колином Фертом исследует реальную авиакатастрофу 1980-х

21 декабря 1988 года в 19:00 жители (порядка 4 000 человек) небольшого шотландского городка Локерби услышали в небе страшный и необъяснимый грохот, а следом случилось немыслимое: мимо домов стремительно пронесся горящий самолет Boeing 747-121, а затем на крыши посыпались его обломки и человеческие тела.
Через несколько часов станет известно, что произошло крушение самолета американской авиакомпании Pan American рейса Лондон — Детройт. На 38-й минуте после взлета в его хвостовой части произошел взрыв — в багажном отсеке оказался чемодан с самодельной бомбой, беспрепятственно пронесенной на борт. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту (243 пассажира и 16 членов экипажа) и 11 человек на земле, убитые обломками.
Взрыв над Локерби стал самым крупным терактом на территории Великобритании и вторым по количеству жертв авиационным терактом в истории США (на первом месте 11 сентября). Родственники погибших объединились в группу, чтобы контролировать проводимое властями расследование и добиться справедливости. Центральную роль в этом сыграл лондонский доктор Джим Свайр (в сериале его сыграл британский актер Колин Ферт), чья 23-летняя дочь Флора погибла в авиакатастрофе.
В основе сериала лежит книга самого доктора и его соавтора Питера Биддульфа The Lockerbie Bombing: A Father's Search for Justice («Бомба Локбери: отец в поисках правосудия»), вышедшая в 2021 году. В ней Свайр в подробностях рассказал о личном опыте запутанного и сложного расследования. Он в числе первых заподозрил неладное в заявлениях и действиях британских властей и впоследствии посвятил десятилетия тому, чтобы докопаться до истины. А события разворачивались самым немыслимым образом.
Почти сразу же после катастрофы стало известно, что она была результатом спланированного теракта, о котором власти Великобритании осведомили заранее. Усилиями журналиста Мюррея Гатри (Сэм Траутон) Свайр узнал, что еще 5 декабря 1988 года — то есть, чуть больше, чем за две недели до трагедии, — в посольстве США в Хельсинки прозвучал звонок. Аноним сообщил о готовящемся теракте, поэтому внутри авиакомпании Pan American прошла рассылка о возможной опасности и с предупреждением воздержаться от полетов. Предупредили об этом и послов, готовящихся лететь на Рождество домой, — они отменили свои билеты. Но от обычных пассажиров информацию о возможном теракте скрыли.
Британские власти попытались замять подробности трагедии и того, что ей предшествовало. Аналогичную позицию заняла и американская авиакомпания, намеревавшаяся спустить расследование «на тормозах». Чтобы этому помешать и сохранить общественный интерес, Свайр решился на отчаянный шаг.
В 1990 году, так и не добившись четких результатов расследования властей, он решил наглядно продемонстрировать дисфункциональность обещанной авиакомпанией безопасности пассажиров. Для этого он пронес на борт рейса Лондон — Нью-Йорк самодельную, но максимально убедительную имитацию бомбы. Даже пройдя личный досмотр вещей, он смог пронести устройство на борт, доказав тем самым, насколько беззуба система безопасности гражданских полетов.
Но и на этом Свайр не остановился. Когда спустя время были названы потенциальные организаторы теракта — сотрудники ливийских спецслужб Абдельбасет Али Махмед Аль-Меграхи и Ламин Халифа Фимаха — тогдашний лидер Ливии, диктатор Мауммар Каддафи, намеренно не шел навстречу западным властям. Джим Свайр сумел добиться личной аудиенции с Каддафи, в ходе которой получил согласие на проведение независимого судебного слушания в Шотландском суде, заседающего в Нидерландах.
Однако Свайр подозревал, что обвиненные ливийцы либо полностью невиновны и стали разменными монетами, либо у них были сообщники, ушедшие от ответственности. Только в 2022 году стало известно имя нового подозреваемого — бывшего сотрудника ливийской разведки Абу Агила Мохаммад Масуд Хейр Аль-Марими. Он был экстрагирован в США и взят под стражу, но приговор ему по-прежнему не вынесен.
Как писал в «Черном обелиске» Эрих Мария Ремарк: «Смерть одного человека — это смерть, смерть двух миллионов — только статистика», и, возможно, поэтому проект с Фертом сосредоточен на частной трагедии доктора Свайра, посвятившего жизнь поиску правды о крушении рейса 103. Это подчеркивают и сами создатели шоу Peacock Отто Баферст и Джим Лоуч — сценарий основан на книге доктора (ее выходом и заканчиваются события сериала) и рассказан с его позиции.
Колин Ферт, которого реальный Свайр лично одобрил на роль, назвав идеальным кандидатом, убедителен, сдержан и точен в образе отца, который одновременно убит горем от потери дочери, пытается бороться с неповоротливой системой и старается оставаться хорошим семьянином — у них с женой есть еще двое детей, нуждающихся в родительской любви и опеке. Он показывает непоколебимость Свайра — разгневав своими действиями всех вокруг (чиновников, представителей авиакомпании, родственников погибших, от лица которых часто выступал, не посоветовавшись с ними), он сумел сохранить внутреннюю цельность, неукоснительно идя до конца.
В чем-то оптика создателей «Локерби: В поисках правды» Баферста и Лоуча напоминает художественный метод Крейга Мейзена — шоураннера сериала «Чернобыль». Как советские власти пытались утаить правду о причинах катастрофы на атомной электростанции, так и британские чиновники приложили максимум усилий, чтобы «подчистить хвосты», прикрывая свою халатность круговой порукой в рядах высших министерских чинов, запутанной паутиной лжи и политической бесхребетностью.
«Локерби: В поисках правды» — не единственный проект, взявшийся разобраться во всех тонкостях и сложностях произошедшей трагедии. Еще в 1994 году американский документалист Алан Франкович снял фильм The Maltese Double Cross, в котором отрицал официальную версию и подозревал в причастности к авиакатастрофе палестинских террористов. Мнения родственников жертв разделились, а противники версии режиссера добились полного запрета на показ фильма в США.
В ближайшие годы вслед за «Локерби: В поисках правды» готовится выйти и еще один британо-американский сериал — «Локерби». Шоу обещает сосредоточиться на общем британо-американском расследовании катастрофы, растянувшемся на несколько десятилетий, и быть более нейтральным в своих оценках. Точной даты премьеры пока нет, но предполагается, что проект сперва выйдет на британском телеканале BBC, а потом на американском стриминге Netflix. Что касается сериала с Колином Фертом, то про него уже с уверенностью можно сказать, что он стал удачной попыткой художественно осмыслить трагедию почти 40-летней давности и рассказать трагедию одной семьи на фоне большой катастрофы.