«Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста

Двоюродные братья Дэвид (Джесси Айзенберг) и Бенджи (Киран Калкин) отправляются в тур по местам геноцида польских евреев, чтобы почтить память чудом пережившей ужасы концлагеря бабушки. Эта совместная поездка для утративших связь молодых людей становится отличной возможностью провести время вместе и поговорить о наболевшем.
«Настоящая боль» довольно ловко обходит клише фильмов о Холокосте и тонально сильно отличается от уже отмеченной «Оскарами» классики жанра вроде «Жизнь прекрасна», «Список Шиндлера» и «Зона интересов». Вместо фиксации на страданиях узников концентрационных лагерей Джесси Айзенберг в своей второй работе обращается к боли современников. Масштабный исторический контекст сведен к проблемам эмигрантов третьего поколения и служит фоном для рефлексии о чувстве вины выжившего.
Почти весь фильм снимали непосредственно в Польше. Ключевыми локациями стали объекты с большим историческим значением: памятник участникам Варшавского восстания и бывший концлагерь Майданек. Киносъемки на территории последнего и вовсе уникальное событие — буквально первый кейс в индустрии. Но, хотя тур по следам национальной катастрофы играет важную роль в сюжете, страницы польской истории не сводятся к сухой лекции на тему трагедии еврейского народа.
Разговор об исторической травме Джесси Айзенберг упаковывает в нетипичный для традиционно мрачных жанровых эталонов формат лампового роуд-муви о дисфункциональных родственниках. Оригинальная авторская интонация сохраняет уважительный подход к материалу, но позволяет взглянуть на трагедию под другим углом. В результате «Настоящая боль» находит идеальный баланс между смешным и грустным, благодаря чему фильм и не кажется поверхностным, и не вгоняет в депрессию.
В центр повествования автор помещает историю о кузенах-миллениалах и их душевных терзаниях. Айзенберг в очередной раз отыгрывает типаж вудиалленовского невротика с тревожным расстройством. Калкин тоже появляется в достаточно привычном амплуа харизматичного экстраверта с явными признаками депрессии. На контрасте дуэта противоположностей и строится динамика фильма, и в результате «Настоящая боль» предлагает один из лучших бромансов за последнее время.
Разница в характерах и поведении кузенов намеренно подчеркнута: сдержанность одного противопоставляется непредсказуемости другого, хотя конфликт между героями-антиподами скорее условный. Безработный холостяк Бенджи упрекает вечно занятого кузена в чрезмерной серьезности и безэмоциональности, примерный семьянин Дэвид в свою очередь критикует прописавшегося в подвале родительского дома двоюродного брата за раздолбайский стиль жизни. Поиски точек соприкосновений между героями не всегда заканчиваются удачно, тем не менее лучшие моменты фильма происходят в редкие минуты их эмоциональной близости.
В силу яркого образа перформанс Калкина более запоминающийся, о чем свидетельствуют многочисленные награды и номинации. Айзенберга в роли Дэвида вспоминают гораздо реже, хотя и у него есть как минимум одна мощная и эмоциональная сцена, когда в отсутствие Бенджи его герой наконец дает волю эмоциям и изливает свою боль едва знакомым людям.
Впрочем, в случае «Настоящей боли» главная заслуга Джесси — сценарий. Его идея выросла из рефлексии Айзенберга по поводу собственной еврейской идентичности: он сам потомок польских эмигрантов, и на фильм о двух кузенах его вдохновила поездка в Польшу в 2008 году. Опыт пребывания в незнакомой стране начинающий постановщик решил показать с перспективы человека, который пытается прикоснуться к прошлому своей семьи. К слову, дом на финальной точке туристического маршрута в картине на самом деле когда-то принадлежал родственникам режиссера.
«Настоящая боль» — второй режиссерский опыт актера Джесси Айзенберга после драмеди «Когда ты закончишь спасать мир». Его дебют получился довольно неоднозначным, но продемонстрировал высокий творческий потенциал. Вторая проба пера оказалась намного убедительнее. Айзенберг проделал большую работу над ошибками и всего за два года заметно вырос как автор.
Первыми профессиональный рост целеустремленного драматурга отметили члены жюри фестиваля независимого кино «Сандэнс»: на прошлогоднем смотре они вручили Айзенбергу приз за сценарий. С тех пор «Настоящая боль» из инди-хита превратилась в одного из фаворитов текущего наградного сезона, но все лавры и почести в основном забирает Киран Калкин. После заслуженного успеха звезды «Наследников» на «Золотом глобусе» его победа на «Оскаре» кажется лишь делом времени. Но хочется, чтобы и работу Джесси Айзенберга, особенно в качестве сценариста, тоже оценили по достоинству.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции